Ney

редактировать
Духовой инструмент (тип флейты)
Ney
Персидский ней с 6 отверстиями.jpg Персидский ney с шестью отверстиями (одно на спине)
Древний
Классификация Удар в конец
Игровое поле
Ney Range.png
Женщина, играющая на ней, на картине Ибрагима Джаббар-Бейка (1923–2002) «Музыкальное собрание».

ней (персидский : نی / نای) - это флейта с выдувным концом, которая занимает видное место в ближневосточной музыке. В некоторых музыкальных традициях это единственный духовой инструмент. На ней постоянно играют в течение 4500–5000 лет, что делает его одним из самых старых музыкальных инструментов, которые до сих пор используются.

персидский ней состоит из полого цилиндра с отверстиями для пальцев. Иногда мундштук из латуни, рожка или пластика помещают сверху, чтобы защитить дерево от повреждений и обеспечить более острый и прочный край, по которому можно дуть. Ней состоит из полой трости или гигантской трости с пятью или шестью отверстиями для пальцев и одним отверстием для большого пальца. Современные трубы могут быть изготовлены вместо металлических или пластиковых трубок. Шаг ней варьируется в зависимости от региона и расположения пальцев. Высококвалифицированный неей-исполнитель, называемый нейзеном, может достичь более трех октав, хотя чаще бывает несколько «вспомогательных» нейей для покрытия различных диапазонов высоты тона или для облегчения исполнения технически сложных пассажей в других дастгях или макам.

В румынском слово най также применяется к изогнутой пан-флейте, в то время как флейта с выдувным концом, напоминающая арабский ней, упоминается как кавал.

Содержание
  • 1 Типология
  • 2 Карги Дудюк
  • 3 Памирский най
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
  • 6 Общая библиография
  • 7 Внешние ссылки
Типология

Типичный персидский ней имеет шесть отверстий, одно из которых находится на спине. Арабский и турецкий нейс обычно имеют семь отверстий: шесть спереди и одно отверстие для большого пальца сзади.

Интервал между отверстиями составляет полутон, хотя микротон (и более широкие изменения высоты тона) достигаются за счет частичного перекрытия отверстий, изменения амбушюра, или позиционирование и угол обдува. Микротональная интонация является обычным явлением и имеет решающее значение для различных традиций таксима (импровизация в одном и том же масштабе перед исполнением пьесы).

Нейлы состоят из различных ключей. В системе арабского существует семь общих диапазонов: самый длинный и самый низкий - это Раст, который примерно эквивалентен С в западной системе равных темпераментов, за которым следует Дука в D, Busalik в E, Jaharka в F, Nawa в G, Hussayni в A и Ajam в B (или B ♭), причем Dukah Ney является наиболее распространенным. Опытные игроки обычно владеют набором из нескольких нейров в различных тональностях, хотя возможно (хотя и сложно) играть полностью хроматически на любом инструменте. Небольшое исключение из этого правила находится в самом нижнем диапазоне инструмента, где аппликатура становится довольно сложной, а переход от первой октавы (основной тон ) ко второй довольно неудобен.

Kargı Düdük

Gargy-tuyduk (Karghy tuiduk) - длинная тростниковая флейта, происхождение которой, согласно легенде, связано с Александром Македонским, и похожий инструмент существовали в древнем Египте. Карги по-турецки означает тростник (Арундо донакс, также известный как Гигантский тростник). Звук гаргы-туйдука имеет много общего с двуголосой каргырой. Во время игры на гарги-туйдуке мелодия слышна отчетливо, а нижний гудящий звук еле слышен. Аллайские эпические песни описаны тюркологом Н. Баскаковым, который делит их на три основных типа:

  • а) Кутилеп кайла, в котором вторым звуком является легкий гудок.
  • б) Сыгыртзип кайла, со вторым свистящим звуком, похожим на звук флейты.
  • в) Каргырлап кайла, в котором второй звук можно определить как шипение. Звук туркменского гаргы-туйдука больше всего похож на алтайский каргыркип кайла. Гарг-туйдук может иметь шесть отверстий для пальцев длиной 780 мм или пять отверстий для пальцев и длиной 550 мм. Диапазон гарг-туйдука включает три регистра:
  • 1) младший регистр - «нерабочий» - не используется во время проигрывания мелодии.
  • 2) То же, что и на «нерабочем» регистре, но на октаву выше.
  • 3) Высокий регистр от mi второй октавы до ti.
Памирский най

Памирский най - поперечный флейта деревянная или, в Восточном Бадахшане, орлиная кость. Хотя название похоже на арабское «нет», вполне возможно, что эта флейта с боковым выдувом больше связана с китайскими флейтами, такими как дизи, возможно, через монгольскую связь. Используется как для сольных мелодий, так и для оркестров и для вокального сопровождения. Одно из основных применений най - это наиболее оригинальная форма традиционного исполнения «фалаки». Это короткие мелодические сеансы, которые могут выражать жалобы на судьбу, несправедливость небес или изгнание в далекие места, а также такие чувства, как печаль матери, разлученной с дочерью, печаль любовника, разлученного со своим возлюбленным и т. Д.

См. Также
Ссылки
Общая библиография
  • Эффат, Махмуд (2005). Руководство для начинающих. Перевод Джона Фризена; первоначально опубликовано на арабском языке в 1968 году. Музыка Pitchphork. ISBN 0-9770192-0-9.
  • Марван Хассан (2010). Kawala Nay: Die Ur-Flöten der Menschheit: Bauen, stimmen, pflegen und spielen. [Немецкий: Объяснение создания и игры на кавале, салуанге или габ и ней-флейте]
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Ней.
Последняя правка сделана 2021-05-31 07:48:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте