Персидский ney с шестью отверстиями (одно на спине) | |
Древний | |
---|---|
Классификация | Удар в конец |
Игровое поле | |
ней (персидский : نی / نای) - это флейта с выдувным концом, которая занимает видное место в ближневосточной музыке. В некоторых музыкальных традициях это единственный духовой инструмент. На ней постоянно играют в течение 4500–5000 лет, что делает его одним из самых старых музыкальных инструментов, которые до сих пор используются.
персидский ней состоит из полого цилиндра с отверстиями для пальцев. Иногда мундштук из латуни, рожка или пластика помещают сверху, чтобы защитить дерево от повреждений и обеспечить более острый и прочный край, по которому можно дуть. Ней состоит из полой трости или гигантской трости с пятью или шестью отверстиями для пальцев и одним отверстием для большого пальца. Современные трубы могут быть изготовлены вместо металлических или пластиковых трубок. Шаг ней варьируется в зависимости от региона и расположения пальцев. Высококвалифицированный неей-исполнитель, называемый нейзеном, может достичь более трех октав, хотя чаще бывает несколько «вспомогательных» нейей для покрытия различных диапазонов высоты тона или для облегчения исполнения технически сложных пассажей в других дастгях или макам.
В румынском слово най также применяется к изогнутой пан-флейте, в то время как флейта с выдувным концом, напоминающая арабский ней, упоминается как кавал.
Типичный персидский ней имеет шесть отверстий, одно из которых находится на спине. Арабский и турецкий нейс обычно имеют семь отверстий: шесть спереди и одно отверстие для большого пальца сзади.
Интервал между отверстиями составляет полутон, хотя микротон (и более широкие изменения высоты тона) достигаются за счет частичного перекрытия отверстий, изменения амбушюра, или позиционирование и угол обдува. Микротональная интонация является обычным явлением и имеет решающее значение для различных традиций таксима (импровизация в одном и том же масштабе перед исполнением пьесы).
Нейлы состоят из различных ключей. В системе арабского существует семь общих диапазонов: самый длинный и самый низкий - это Раст, который примерно эквивалентен С в западной системе равных темпераментов, за которым следует Дука в D, Busalik в E, Jaharka в F, Nawa в G, Hussayni в A и Ajam в B (или B ♭), причем Dukah Ney является наиболее распространенным. Опытные игроки обычно владеют набором из нескольких нейров в различных тональностях, хотя возможно (хотя и сложно) играть полностью хроматически на любом инструменте. Небольшое исключение из этого правила находится в самом нижнем диапазоне инструмента, где аппликатура становится довольно сложной, а переход от первой октавы (основной тон ) ко второй довольно неудобен.
Gargy-tuyduk (Karghy tuiduk) - длинная тростниковая флейта, происхождение которой, согласно легенде, связано с Александром Македонским, и похожий инструмент существовали в древнем Египте. Карги по-турецки означает тростник (Арундо донакс, также известный как Гигантский тростник). Звук гаргы-туйдука имеет много общего с двуголосой каргырой. Во время игры на гарги-туйдуке мелодия слышна отчетливо, а нижний гудящий звук еле слышен. Аллайские эпические песни описаны тюркологом Н. Баскаковым, который делит их на три основных типа:
Памирский най - поперечный флейта деревянная или, в Восточном Бадахшане, орлиная кость. Хотя название похоже на арабское «нет», вполне возможно, что эта флейта с боковым выдувом больше связана с китайскими флейтами, такими как дизи, возможно, через монгольскую связь. Используется как для сольных мелодий, так и для оркестров и для вокального сопровождения. Одно из основных применений най - это наиболее оригинальная форма традиционного исполнения «фалаки». Это короткие мелодические сеансы, которые могут выражать жалобы на судьбу, несправедливость небес или изгнание в далекие места, а также такие чувства, как печаль матери, разлученной с дочерью, печаль любовника, разлученного со своим возлюбленным и т. Д.
На Викискладе есть материалы, связанные с Ней. |