Музыка Ирана

редактировать

Музыка Ирана включает в себя музыку, которая производится иранскими художниками. Помимо традиционных народных и классических жанров, он также включает в себя поп и всемирно известные стили, такие как джаз, рок и хип-хоп.

Иранская музыка повлияла на другие культуры Западной Азии, сформировав большую часть музыкальной терминологии соседних тюркских и арабских культур, и достигла Индии через Персидскую империю Великих Моголов 16-го века, двор которой продвигал новые музыкальные формы, привлекая иранских музыкантов.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 История
    • 1.1 Самые ранние записи
    • 1.2 Классическая древность
    • 1.3 Средневековье
    • 1.4 Современная эпоха
  • 2 жанра
    • 2.1 Классическая музыка
    • 2.2 Народная музыка
    • 2.3 Симфоническая музыка
    • 2.4 Поп-музыка
    • 2.5 Джаз и блюз
    • 2.6 Рок-музыка
    • 2.7 Хип-хоп
  • 3 Международное признание иранской музыки
    • 3,1 2013
    • 3,2 2008 г.
    • 3,3 2007
    • 3,4 2006
    • 3,5 2005
    • 3,6 2003
    • 3,7 2001
    • 3,8 2000
    • 3.9 1999
    • 3.10 1977 г.
    • 3.11 Прочее
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки
  • 6 Дальнейшее чтение
  • 7 Внешние ссылки
История

Самые ранние записи

Музыка в Иране, о чем свидетельствуют «доиранские» археологические находки Элама, древнейшей цивилизации на юго-западе Ирана, насчитывает тысячи лет. Иран - родина самых ранних сложных инструментов, которые датируются третьим тысячелетием до нашей эры. В восточном Иране было найдено несколько труб из серебра, золота и меди, которые относятся к цивилизации Окса и датируются периодом между 2200 и 1750 годами до нашей эры. Использование как вертикальных, так и горизонтальных угловых арф было задокументировано на археологических раскопках Мадакту (650 г. до н.э.) и Кул-е-Фара (900–600 гг. До н.э.), с самой большой коллекцией эламских инструментов, задокументированной в Кул-е-Фара. Множественные изображения горизонтальных арф также были созданы в ассирийских дворцах между 865 и 650 годами до нашей эры.

Классическая древность

Смотрите также: Сасанидская музыка Карна, древний иранский музыкальный инструмент VI века до нашей эры, хранящийся в музее Персеполя. Лютнист статуя от времени парфянской империи, хранится в Нидерландах «s Rijksmuseum ван Oudheden.

Немногое известно о музыкальной сцене классических иранских империй Мидян, Ахеменидов и Парфян, кроме нескольких археологических памятников и некоторых записей из сочинений греческих историков. Согласно Геродоту, маги, которые в древнем Иране принадлежали к касте жрецов, сопровождали свои ритуалы жертвоприношения пением. Athenaeus из Навкратиса, в его Deipnosophistae, упоминает суд певец, который поется предупреждение царя Срединной империи от планов по Кире Великого, который позже устанавливающих династии Ахеменидов на троне. Афиней также указывает на захват певиц при дворе последнего ахеменидского царя Дария III (336–330 до н.э.) македонским полководцем Парменионом. В « Киропедии» Ксенофонта также упоминается большое количество поющих женщин при дворе империи Ахеменидов. Под парфянской империи, то gōsān ( Парфянская для «менестрель») была видная роль в обществе. Они выступали для своих зрителей при королевских дворах и в публичных театрах. Согласно « Жизни Красса» Плутарха (32.3), они восхваляли своих национальных героев и высмеивали своих римских соперников. Точно так же « Географика» Страбона сообщает, что парфянскую молодежь учили песням о «деяниях как богов, так и самых благородных людей». Позднее парфянские песни были включены в иранский национальный эпос « Шахнаме», составленный персидским поэтом X века Фирдоуси. Сам Шахнаме был основан на Xwadāynāmag, более раннем среднеперсидском произведении, которое было важной частью персидского фольклора и теперь утеряно. В « Жизни Красса» Плутарха (23.7) также упоминается, что парфяне использовали барабаны для подготовки к битве.

Игроки Чанг, изображенные на сасанидском рельефе VI века в Так-э-Бостан. Танцоры и музыканты, играющие на музыкальных инструментах, изображенные на сасанидской серебряной чаше V-VII веков нашей эры.

Во времена правления сасанидов среднеперсидский термин huniyāgar использовался для обозначения менестреля. История сасанидской музыки документирована лучше, чем более ранние периоды, и особенно ярко проявляется в авестийских текстах. Чтение сасанидского авестийского текста Вендидада было связано с трубой Оксуса. Сам зороастрийский рай был известен как «Дом песни» ( garōdmān на среднеперсидском языке), «где музыка вызывала вечную радость». Музыкальные инструменты не сопровождались формальным зороастрийским поклонением, но они использовались на фестивалях. Сасанидские музыкальные сцены особенно изображены на серебряных сосудах и некоторых настенных рельефах.

Правление сасанидского правителя Хосрова II считается «золотым веком» иранской музыки. Он изображен среди своих музыкантов на большом рельефе на месте археологических раскопок Так-и-Бостан, он сам держит лук и стрелы и стоит в лодке среди группы арфистов. На рельефе изображены две лодки, которые показаны «в два последовательных момента на одной панели». При дворе Хосрова II принимали участие многие выдающиеся музыканты, в том числе Азад, Бамшад, Барбад, Нагиса, Рамтин и Саркаш. Среди этих засвидетельствованных имен Барбад упоминается во многих документах и ​​был отмечен как исключительно высококвалифицированный. Он был поэтом-музыкантом, который выступал на государственных банкетах и ​​фестивалях Навруз и Мехрган. Возможно, он изобрел лютню и музыкальную традицию, которая должна была трансформироваться в формы дастгях и макам. Ему приписывают создание музыкальной системы, состоящей из семи «царских ладов» ( xosrovāni), 30 производных ладов ( нава) и 360 мелодий ( дастан). Эти числа соответствуют количеству дней в неделе, месяце и году в сасанидском календаре. Теории, на которых основывались эти модальные системы, неизвестны. Однако авторы более поздних периодов оставили список этих ладов и мелодий. Некоторые из них названы в честь эпических персонажей, таких как Кин-и Ирадж («Месть Ираджа»), Кин-е Сияваш («Месть Сиаваша») и Такст-э Ардашир («Трон Ардашира»), некоторые - назван в честь сасанидского королевского двора, таких как Бан-э Ширин («Сад Ширин»), Бан-е Шахриар («Сад Повелителя ») и Хафт Гандж («Семь сокровищ»), а некоторые из них названы после природы, например, Rowšan Čerā («Яркий свет»).

Средний возраст

Академическая классическая музыка Ирана, помимо сохранения типов мелодий, которые часто приписываются сасанидским музыкантам, основана на теориях звуковой эстетики, изложенных иранскими музыкальными теоретиками в первые века после завоевания Сасанида мусульманами. Империя, прежде всего Авиценна, Фараби, Котб-ад-Дин Ширази и Сафи-ад-Дин Урмави.

Двумя выдающимися иранскими музыкантами, жившими во времена правления третьего арабского халифата, были Эбрагим Мавсели и его сын Эшак Мавсели. Zaryab из Багдада, студент Eshaq, приписывают оставив замечательные влияния на Испанию «s классической андалузской музыки.

После возрождения иранских культурных влияний с приходом ряда иранских мусульманских династий музыка снова стала «одним из признаков правления». Персидский поэт IX века Рудаки, живший во времена правления Саманидов, также был музыкантом и сочинял песни на свои стихи. На дворе Persianate династии Газневидов, правивший Ираном между 977 и 1186, 10-го века персидский поэт Farrokhi Sistani сочинял песни вместе с песенник Андалиба и танбуры игроком Buqi. Лютнист Мохаммад Барбати и певица Сетти Заррин-камар также развлекали правителей Газневидов при их дворе.

Современная эра

Музыкальный ансамбль со времен Каджар линейки Насер-эд-Дин Shah, изображаемой Камаль оль-Мольк. Иранское общество национальной музыки было основано Халеки в 1949 году.

В постсредневековую эпоху музыкальные представления продолжали наблюдаться и продвигаться через особенно княжеские дворы, суфийские ордена и модернизирующие социальные силы. В период правления династии Каджаров 19 века иранская музыка была обновлена ​​за счет развития классических типов мелодий ( радииф ), которые являются основным репертуаром классической музыки Ирана, и внедрения современных технологий и принципов, которые были привнесены с Запада.. Мирза Абдолла, выдающийся мастер тар и сетар и один из самых уважаемых придворных музыкантов позднего периода Каджара, считается большим влиянием на преподавание классической иранской музыки в современных консерваториях и университетах Ирана. Репертуар Радифа, который он разработал в 19 веке, является самой старой документированной версией системы семи дастгях и рассматривается как перестройка более старой системы 12 макамов.

Али-Наки Вазири, уважаемый игрок на многочисленных иранских и западных инструментах, изучавший западную музыкальную теорию и композицию в Европе, был одним из самых выдающихся и влиятельных музыкантов позднего периода Каджара и начала периода Пехлеви. В 1924 году он основал частную музыкальную школу, где он также создал школьный оркестр, состоящий из своих учеников, состоящий из комбинации тара и некоторых западных инструментов. Затем Вазири основал ассоциацию под названием « Музыкальный клуб» ( Kolub-e Musiqi), созданную рядом прогрессивно мыслящих писателей и ученых, где школьный оркестр давал концерты, которые проводил он сам. Он был выдающейся фигурой среди иранских музыкантов 20-го века, и его основная цель заключалась в том, чтобы предоставлять музыку обычным гражданам на общественной арене. Симфонический оркестр Тегеран ( Orkestr-е Samfoni-йе Tehrān) был основан Голамхосейну Minbashian в 1933 году была реформирована Парвиз Махмуда в 1946 году, и в настоящее время является старейшим и самым крупным симфоническим оркестром в Иране. Позже Рухолла Халеки, ученик Вазири, основал Общество национальной музыки ( Anjoman-e Musiqi-ye Melli) в 1949 году. Многочисленные музыкальные композиции были созданы в параметрах классических иранских ладов, и многие из них были связаны с западными музыкальными гармониями. Иранские фольклорные песни и стихи как классических, так и современных иранских поэтов были включены в аранжировку оркестровых пьес, которые будут нести новые влияния.

До 1950-х годов в музыкальной индустрии Ирана доминировали исполнители классической музыки. Новые западные влияния были внесены в популярную музыку Ирана к 1950-м годам, с электрогитарой и другими импортированными характеристиками, сопровождающими местные инструменты и формы, а также популярная музыка, разработанная благодаря вкладам таких художников, как Вигуэн, который был известен как « Султан». "иранской поп- и джазовой музыки. Вигуэн был одним из первых музыкантов Ирана, выступавших с гитарой.

После революции 1979 года музыкальная индустрия Ирана находилась под строгим контролем, а поп-музыка была запрещена почти на два десятилетия. Женщинам запретили петь в качестве солистов для мужской аудитории. В 1990-х годах новый режим начал производить и продвигать поп-музыку в новых стандартизированных рамках, чтобы конкурировать с зарубежными и несанкционированными источниками иранской музыки. Под председательством реформиста Хатами в результате ослабления культурных ограничений внутри Ирана из страны появился ряд новых поп-исполнителей. С тех пор, как к власти пришла новая администрация, министерство Эршада приняло другую политику, в основном для того, чтобы упростить мониторинг отрасли. Недавно принятая политика предусматривала ослабление ограничений для небольшого числа художников и ужесточение ограничений для остальных. Однако количество выпусков альбомов увеличилось.

Появление иранского хип-хопа в 2000-х годах также привело к крупным движениям и влияниям в музыке Ирана.

Жанры

Классическая музыка

Основная статья: персидская традиционная музыка

Классическая музыка Ирана состоит из типов мелодий, разработанных в классической и средневековой эпохе страны. Дастгях, музыкальный стиль классической музыки Ирана, несмотря на свою популярность, всегда был уделом элиты. Влияние дастгяха рассматривается как источник аутентичности, из которого другие музыкальные жанры черпают вдохновение для мелодии и исполнения.

Фолк-музыка

Основная статья: иранская народная музыка

Народные, церемониальные и популярные песни Ирана могут считаться «народными» в том смысле, что они известны и ценятся большей частью общества (в отличие от художественной музыки, которая предназначена по большей части для более элитных социальных слоев). Часто подчеркивается разнообразие народной музыки Ирана в соответствии с культурным разнообразием местных и этнических групп страны.

Иранские народные песни подразделяются на различные темы, в том числе исторические, социальные, религиозные и ностальгические. Есть также народные песни, относящиеся к особым случаям, таким как свадьба и сбор урожая, а также колыбельные, детские песни и загадки.

В Иране есть несколько традиционных специалистов по народной музыке. Профессиональные народные инструменталисты и вокалисты выступают на официальных мероприятиях, например, на свадьбах. Рассказчик ( naqqāl ; gōsān) декламировал эпические стихи, например, что в Šāhnāme, используя традиционные мелодические формы, перемежая с разговорным комментарием, который является практика встречается и в Центральной Азии и Балканской традиции. Bakshy ( baxši), странствующих менестрелей, которые играют dotar, развлекать своих зрителей на общественных мероприятиях с романтическими балладами о воинов и военачальников. Есть также певцы плача ( rowze-xān), которые читают стихи, посвященные мученической смерти религиозных деятелей.

Иранские исполнители классической и народной музыки могут импровизировать текст и мелодию в надлежащем музыкальном стиле. Многие иранские народные песни могут быть адаптированы к основным или второстепенным тонам, и поэтому ряд иранских народных песен были аранжированы для оркестрового сопровождения.

Многие старые фольклорные песни Ирана были возрождены благодаря проекту, разработанному Институтом интеллектуального развития детей и подростков, культурным и образовательным институтом, который был основан под патронажем бывшей императрицы Ирана Фарах Пехлеви в 1965 году. сборник качественных записей, выполненных профессиональными вокалистами, такими как Пари Зангане, Монир Вакили и Мину Джаван, которые оказали большое влияние на народную и поп-музыку Ирана.

Симфоническая музыка

Основная статья: Симфоническая музыка в Иране Али Рахбари дирижирует Jeunesse Musicale de Tehéran, 1974 год.

Симфоническая музыка Ирана, как это наблюдается в наше время, была развита в периоды позднего Каджара и раннего пехлеви. Помимо инструментальных композиций, некоторые из симфонических произведений Ирана основаны на народных песнях страны, а некоторые - на поэзии как классических, так и современных иранских поэтов.

Сборник персидских симфонических произведений Symphonische Dichtungen aus Persien («Симфонические стихи из Персии») был исполнен Немецким Нюрнбергским симфоническим оркестром под управлением иранского дирижера Али Рахбари в 1980 году.

Лорис Тженавориан, признанный иранский армянский композитор и дирижер, состоящие Роста и Сохраб, опера с персидской либретто, который основан на трагедии Ростов и Сохраб из длинной поэмы Ирана Šāhnāme, в течение двух десятилетий. Она была впервые исполнена симфоническим оркестром в Тегеране в Тегеране «s Roudaki Hall в декабре 2003 года.

В 2005 году Persepolis Orchestra ( Оркестр Мелала) исполнил пьесу, возраст которой насчитывает 3000 лет. Записи этого предмета, которые были обнаружены среди некоторых древних надписей, были расшифрованы археологами и, как полагают, принадлежали шумерам и древним грекам. Оркестром дирижировал известный иранский музыкант Пейман Солтани.

Поп-музыка

Основная статья: иранская поп-музыка Хайдех и Ануширван на иранском национальном телевидении, 1975 год.

После появления радио во время правления династии Каджаров в Иране сформировалась и начала развиваться популярная музыка. Позже появление новых западных влияний, таких как использование гитары и других западных инструментов, ознаменовало поворотный момент в популярной музыке Ирана к 1950-м годам. Иранская поп-музыка обычно исполняется вокалистами в сопровождении сложных ансамблей, часто использующих сочетание как местных иранских, так и европейских инструментов.

Поп-музыка Ирана в значительной степени продвигается через средства массовой информации, но после революции 1979 года она пережила запрет на десятилетие. Публичные выступления также были запрещены, но иногда они разрешались с 1990 года. Популярная музыка иранских диаспор также имела большое значение.

Джаз и блюз

Основная статья: иранский джаз Вигуэн, иранский « султан » поп- и джазовой музыки.

Джазовая музыка была введена в популярную музыку Ирана благодаря появлению таких артистов, как Вигуэн, который был известен как иранский « султан джаза ». Первая песня Вигуэна Moonlight, выпущенная в 1954 году, сразу же стала хитом на радио и считается очень влиятельной.

Коренные иранские элементы, такие как классические музыкальные формы и поэзия, также были включены в иранский джаз. Рана Фархан, иранская певица джаза и блюза, живущая в Нью-Йорке, сочетает классическую персидскую поэзию с современным джазом и блюзом. Ее самая известная работа « Пьяный любовью» основана на стихотворении выдающегося персидского поэта XIII века Руми. Также приобрели популярность исполнители джаза и блюза, работающие в послереволюционном Иране.

Рок музыка

Основная статья: иранский рок

Рок-музыка была введена в популярную музыку Ирана к 1960-м годам вместе с появлением других западноевропейских и американских музыкальных жанров. Вскоре он стал популярным среди молодого поколения, особенно в ночных клубах Тегерана. В постреволюционном Иране многие исполнители рок-музыки официально не санкционированы и вынуждены полагаться на Интернет и андеграундные сцены.

В 2008 году пауэр-метал- группа Angband подписала контракт с немецким звукозаписывающим лейблом Pure Steel Records, став первой иранской металлической группой, которая выпустила свой альбом на международном уровне через европейский лейбл. У них было сотрудничество с известным продюсером Ахимом Кёлером.

Хип-хоп

Основная статья: иранский хип-хоп

Иранский хип-хоп появился в 2000-х годах в столице страны Тегеране. Все началось с того, что андеграундные исполнители записывали микстейпы под влиянием американской хип-хоп культуры, а позже были объединены с элементами коренных иранских музыкальных форм.

Международное признание иранской музыки

Ниже приводится ряд известных иранских музыкальных произведений, получивших международные награды.

2013

2008 г.

2007 г.

2006 г.

  • Премия «Грэмми» (номинация), альбом «Фаряд», « Мастера персидской музыки».
  • Премия Грэмми, Али Ширазиния, Шахрам Тайеби и Deep Dish.
  • Премия Грэмми за лучшее оркестровое исполнение (номинация), Персидская трилогия Бехзада Ранджбарана.
  • «Лучшая ближневосточная песня» и «Лучший ближневосточный альбом», 2006 JPF Awards: Энди Мададиан.
  • «Премия« Лучший международный армянский альбом 2006 »», «Награда Армении в области музыки 2006 года: Город ангелов» Энди Мададиана.
  • 3 желтая полоса. Премия JFK Awards 2006 за лучшую восточную рок-песню "A Drop Of Alcohol".

2005 г.

  • Премия «Золотая львица» за лучшие вокальные способности в классической музыке, Всемирная академия искусств, литературы и средств массовой информации: Акбар Голпа
  • Премия «Золотая львица» за классическую аранжировку и поп, Всемирная академия искусств, литературы и средств массовой информации: Хасан Саттар
  • Премия «Золотая львица» за лучший инструменталист, Всемирная академия искусств, литературы и средств массовой информации: Мухаммад Хейдари
  • Премия "Золотая львица" за классическую поп-музыку, Всемирная академия искусств, литературы и средств массовой информации: Махасти
  • Премия "Золотая львица" за классическое исполнение, Всемирная академия искусств, литературы и средств массовой информации: Хушманд Агили
  • Премия «Золотая львица» за классическое исполнение, Всемирная академия искусств, литературы и средств массовой информации: Шакила.
  • Музыкальная премия ЮНЕСКО (премия Пикассо), номинант: Мохаммад Реза Дарвиши.
  • "Лучший неподписанный британский хип-хоп исполнитель, Riddla:

2003 г.

2001 г.

  • Лучший альбом современной мировой музыки NAV: Axiom of Choice (группа).
  • Лучший рекомбинантный ансамбль мировой музыки 2001 года по версии LA Weekly Music Awards. (номинация): Группа «Аксиома выбора».

2000 г.

  • Премия Орвилла Х. Гибсона, Лили Афшар.

1999 г.

1977 г.

  • Престижная золотая медаль Международного конкурса дирижеров в Безансоне, Али Рахбари.
  • Серебряная медаль Женевского международного конкурса дирижеров Али Рахбари.

Другие

  • Премия Рудольфа Ниссима, Бехзад Ранджбаран.
  • Гран-при конкурса гитаристов на музыкальном фестивале в Аспене, Лили Афшар.
  • Главный приз конкурса Guitar Foundation of America, Лили Афшар.
  • Лорис Тьекнаворян, Орден Хомаюна и медаль за композицию "Son et Lumiere Persepolis 2500"
Смотрите также
использованная литература
дальнейшее чтение
  • Azadehfar Mohammad Reza Azadehfar, M. R. 2011. Ритмическая структура в иранской музыке, Тегеран: Университет искусств, ISBN   964621892X.
  • Во время, Жан и Мирабдолбаги, Зия, «Искусство персидской музыки», Mage Pub; 1-е издание (книга и компакт-диск) 1 июня 1991 г., ISBN   978-0-934211-22-2
  • Нелли Карон и Дариуш Сафват, Иран: Музыкальные традиции (Париж, 1966).
  • Нушин, Лаудан. «Искусство орнамента». 2000. В Бротоне, Саймоне и Эллингеме, Марка с МакКоннаки, Джеймсе и Дуэйне, Орла (ред.), Мировая музыка, Том. 1: Африка, Европа и Ближний Восток, стр. 355–362. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN   1-85828-636-0.
  • Неттл, Бруно (1989). Музыкальная мысль Черноногих: сравнительные перспективы. Огайо: Издательство Кентского государственного университета. ISBN   0-87338-370-2.
  • Шелтон, Трейси; Хамас, Зена (23 августа 2020 г.). «Иранские артисты игнорируют правительственные ограничения на пение и танцы женщин». ABC News. Австралийская радиовещательная корпорация.
  • Юсефзаде, Амене. «Региональные музыкальные традиции Ирана в двадцатом веке: исторический обзор». Иранские исследования, том 38, номер 3, сентябрь 2005 г. Metapress.com.
  • DVD TOMBAK / Madjid Khaladj - Копродукция: Музыкальный салон и Школа Томбака | Язык: французский, английский, испанский | 172 минуты | Буклет на 80 страниц (французский / английский) | EDV 937 CV. CD Infinite Breath / Маджид Халадж, NAFAS / Bâ Music Records.
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-03-29 03:10:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте