Набу-апла-иддина | |
---|---|
Царь Вавилона | |
Табличка теперь в Британский музей, на котором изображена Набу-апла-иддина (справа), подтверждающая предоставление земли одноимённому священнику, датированная 20-м годом, найденная в Абу-Хаббе (= Сиппар ) в 1881 г. по Хормузд Рассам. | |
Царствование | ок. 888 - 855 гг. До н.э. |
Предшественник | Набу-Шума-укин I |
Преемник | Мардук-закир-Шуми I |
Дом | Династия E |
Набу-апла-иддина, с надписью Náb-ápla-iddina или Náb-apla-íddina,; правил около 888–855 гг. до н.э., был шестым царем из династии E Вавилона и правил не менее тридцати двух лет. В течение большей части правления Набу-апла-иддины Вавилон столкнулся со значительным соперником в Ассирии под властью Ашшур-накир-апли II. Набо-апла-иддина смогла избежать как прямой войны, так и значительной потери территории. Произошел некоторый конфликт на низком уровне, в том числе случай, когда он послал группу войск во главе со своим братом для помощи повстанцам в Суху (Сухи, Суху, Суру). Позже, во время своего правления Набу-апла-иддина согласился на договор с преемником Ашшур-накир-апли II Шулману-ашареду III. Внутри Набу-апла-иддина работал над реконструкцией храмов, и во время его правления произошло что-то вроде литературного возрождения, когда многие старые работы были скопированы.
Девятый век до нашей эры ознаменовался своего рода восстановлением после ужасной нестабильности предшествующих ста пятидесяти лет, когда арамейский племена бессмысленно вторглись в Месопотамию. Он был вторым из четырех последовательных поколений одной семьи, правившей. Его отец, Набу-шума-укин I, предшествовал ему, и ему должен был наследовать его сын Мардук-закир-шуми I. В «Синхронном королевском списке» упоминается его ассирийский современник Ашшур-накир-апли II, хотя его правление распространилось и на Шулману-ашареду III.
Он предоставил войска государству Судю (Сухи) в долине среднего Евфрата в рамках восстания 878 г. до н.э. против Ашшур-накир-апли II. Кудурру, правитель крепости Суру, демонстративно отказался платить дань ассирийцам, чем вызвал их гнев. Собственный брат Набо-апла-иддины Забдану и прорицатель Бел-апли-иддина возглавили армию из 3000 человек и после их поражения были взяты в плен. Хотя в своих надписях Ашшур-натир-апли утверждал, что захватил пограничные крепости Хиримму и Харуту, это может быть повторением походов его отца Тукульти-Нинурта II.
Его правление знаменует собой последний раз, когда губернатор Исина должен был фигурировать как видное должностное лицо в юридическом документе, а роли касситов должны были играть центральную роль в монархия, занимающая высокие должности при дворе. Впервые упоминается провинция Халдея в южной Вавилонии, и šakin temi начинает выполнять функции регионального губернатора. Произошел сдвиг в моде, когда, например, пернатая корона была заменена остроконечным куполом в качестве головного убора короля.
Его надписи украшают, возможно, пять кудурру, надпись владения своего старшего сына, и он упоминается в трех ассирийских списках царей и двух хрониках. К концу своего правления он заключил договор с Шулману-ашареду III, который должен был сыграть важную роль в стабилизации правления его преемника Мардука-закир-шуми I после восстания его брата Мардука-бела. -ушати. Его правление упоминается в более поздней копии списка подношений ароматических веществ, использовавшихся в культе Мардука в Эсагиле в Вавилоне, и в современной табличке храмовых таинств, на которой раздаётся мясо в храме Эанна в Уруке..
Разорения сутеанцев во время правления Адад-апла-иддина (1067-1046 гг. До н.э.) в 11 веке привели к города Урук и Ниппур были разграблены, а храмы Сиппара были разрушены настолько, что культовая иконография Шамаша была безвозвратно утеряна. В период правления Симбара-Шипака (ок. 1025-1008 гг. До н.э.) в качестве замены был приостановлен вотивный диск и назначен священник Экур-шум-ушабши. Во время правления Кашшу-надин-ани (ок. 1006-1004 гг. До н.э.) жрецу был предоставлен пребенд. Однако только во время правления Набу-апла-иддина была изготовлена новая икона для установки в храме Эбаббар в Сиппаре, прославленная на Скрижали Бога Солнца (на фото), также известной как Скрижаль Шамаша. Его изображают во главе с Набу-надин-шумом, священником и потомком Экур-Шум-ушабши, и богиней Аа, стоящей лицом к сидящей фигуре Шамаша. Надпись празднует победу Набу-апла-иддина над Сутоу, «злым врагом», который был первым вавилонским царем за более чем два столетия (с Набу-кудурри-удур I, ок. 1126–1103 гг. До н. Э.) претендовать на воинское звание «героический воин... несущий внушающий благоговение лук...» за свое свержение.
Табличка была обнаружена заново примерно 250 лет спустя Набу-апал-узур (625 г. до н.э. - 605 г. до н.э.), когда она уже была сломана, и он поместил ее в глиняный ящик с его собственная надпись для безопасного хранения там, где она была обнаружена в 19 веке.
Есть некоторые свидетельства литературного возрождения со свежими изданиями Утукку Лемнуту серия и тексты Сакикку (SA.GIG), подготовленные для совместного использования писцом между вавилонским и ассирийским дворами. Работа Кабти-илани-Мардука, эпос о боге чумы Эрра, иногда датируется его правлением и, безусловно, относится к этому периоду.