Адад-апла-иддина

редактировать
Царь Вавилона
Адад-апла-иддина
Царь Вавилона
Правление1067–1046 до н.э.
ПредшественникМардук-шапик-зери
ПреемникМардук-ане-эриба
Дом 2-я династия Исина

Адад- apla-iddina, обычно вписывается в клинопись IM- DUMU.UŠ-SUM-na, IM-A-SUM-na или IM-ap-lam-i-din- [nam], что означает бог бури «Адад дал мне наследника», был 8-м королем 2-й династии Исина и 4-я династия Вавилона и правила с 1067 по 1046 год до нашей эры. Он был современником ассирийского царя Ашшур-бел-кала, и его правление было золотым веком для ученых.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Периодическая стипендия
    • 1.3 Современные свидетельства
  • 2 Надписи
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Биография

Происхождение

Сломанный обелиск Ашшур-бел-кала рассказывает, что ассирийцы совершили набег на Вавилонию в начале его правления:

В тот год (эпономия Ашшур-рим-нишешу), в месяц Шебат (11-й месяц, январь-февраль), колесницы и […] отправились из Внутреннего города (Ассур ) (и) захватили города [xx] индишулу и […] санду, города, находящиеся в районе города Дур-Куригалзу. Они захватили Кадашмана-Буряша, сына Итти-Мардук-Баланю, правителя их земли.

— Ашшур-бел-кала, из столбца iii строк с 1 по 32.

В зависимости от точного определения. синхронизация ассирийской и вавилонской хронологий, это было бы незадолго до или в самом начале правления Адад-апла-иддины.

Его предок Эсагил-Шадуни назван в Синхронистической истории его «отцом», но на самом деле он был «ничейным сыном», то есть без королевского родителя. В этой хронике рассказывается, что он был назначен ассирийским царем Ашшур-бел-калой, который взял свою дочь в жены и «увез ее с огромным приданым в Ассирию», предполагая, что Вавилон стал вассалом Ассирии. Он называет Нин-Дугинну своим отцом в одной из своих собственных надписей, но это указывает на божественное происхождение. Адад-апла-иддина, который был «сыном» Итти-Мардук-балагу, записанный в Хрониках 24: 8, а также дублированный в Хрониках Уокера, возможно, означающий потомка ранней 2-й династии царя Исина по боковой линии, или предположительно вышеупомянутый отец Кадашмана-Буряша.

Его правление, по-видимому, было отмечено вторжением арамейцев во главе с узурпатором. «Дер, Дур-Анки (Ниппур ). Сиппар, Парса (Дур-Куригалзу) они разрушили. Сутейцы напали, и трофеи Шумера и Аккада они забрали домой ». Эти нападения были подтверждены в надписи более позднего царя следующей династии, Симбар-Шиху, в которой говорится

о троне Эллиля в Е-кур-иги-гале, который принадлежал бывшему королю Набу-кудурри-удур. вылеплены - во время правления Адад-апла-иддина, царя Бабила, враждебных арамеев и сутитов, врагов Е-кур и Ниппура, те, кто наложил руки на Дуранки, (которые) нарушили Сиппар, первозданный город, резиденция верховного судьи богов, их обряды, (которые) разграбили земли шумеров и аккадцев, сровняли с землей все храмы - имущество и собственность Эллиля, которые арамейцы унесли и которые присвоили сутинцы…

— Симбар-Шиху, Надпись

Эпос о боге чумы Эрра, политико-религиозное сочинение времен Набу-апла-иддина, ок. 887-855, в котором делается попытка дать богословское объяснение возрождения Вавилонии после нескольких лет паралича, начинается повествование о бедствиях с правлением Адад-апла-иддина. Бог Эрра, имя которого означает «выжженная (земля)», сопровождается Ишумом, «огнем» и вызывающими болезни демонами по имени Сибитти.

Периодическая стипендия

Его правление отмечалось в первое тысячелетие до н.э. как золотой век для ученых, и он дважды появляется в Списке мудрецов и ученых Урука вместе с Шаггил-кинам-убибом и Эсагил-кин-апли.

Вавилонская теодицея была приписана ученому Шаггилу. kīnam-ubbib и считается, что он был составлен во время его правления согласно более позднему литературному каталогу. Это диалог, в котором главный герой оплакивает состояние современной социальной справедливости, а его друг примиряет это с теологией. Первоначально с 27 строфами в каждой из 11 строк был восстановлен акростих, который гласил: «Я, Шаггил-кинам-убиб, жрец заклинания, поклоняюсь богу и королю». Он сохранился в нескольких экземплярах из Библиотеки Ашшурбанипала в Ниневии, Ассуре, Вавилоне и Сиппуре. Считалось, что его карьера охватывала период правления Набу-кудурри-угур до Адад-апла-иддина, или пять царствований, если имя последнего короля можно восстановить в контексте.

Эсагил-кин-апли, умману (главный ученый) и «видный гражданин» Борсиппа, собрал воедино множество сохранившихся табличек с диагностическими предзнаменованиями и выпустил издание, которое стало общепринятым. текст первого тысячелетия. Во введении он предупредил: «Не пренебрегайте своими знаниями! Тот, кто не обретает (?) Знания, не должен произносить вслух приметы СА.ГИГ и не должен произносить вслух Аламдимму СА.ГИГ (касается) всех болезней и всех (форм) страданий ». Называемая SA.GIG, серия знамений продолжалась серией из 40 табличек, сгруппированных в шесть глав. Возможно, он также отвечал за редактирование других работ по физиономическим предзнаменованиям, включая Аламдимму, Нигдимдимму, Катадуггу, Шумма Синништу и Шумма Липту.

Существует также последняя копия астрологического текста, первоначально датированного его одиннадцатым годом.

Свидетельства того времени

Он основательно перестроил, в том числе Имгур-Энлиль, городскую стену Вавилона, которая, согласно надписи на цилиндре, рухнула от старости, и Нимит-Мардук, крепостной вал стена Ниппура, отмеченная на конусе. Он поднес по обету выгравированный золотой пояс статуе Набу в храме Э-зида в Борсиппе. На пандусе, ведущем к храму Нин-эзена в Исине, есть его надписи, фиксирующие его ремонт. В Ларсе он отремонтировал храм Эбаббара, а в Киш реконструировал Эметэ'урсаг для Забабы. Штампованные кирпичи свидетельствуют о его строительных усилиях в Вавилоне, большом внутреннем дворе Нанны и на мостовой напротив северо-восточной стены зиккурата в Ur.

. Существует семь сохранившихся экономических текстов, датируемых от пятого до девятнадцатого года его жизни. Каменная табличка записывает юридическую сделку и датирована его первым годом. Фрагмент кудурру записывает, что он подарил имение Мушаллиму, а другой записывает земельный акт Мардуку-аху- [...].

Он вполне мог попустительствовать замене сына и преемника Ашшур-бел-калы, Эриба-Адада II, его дядей Шамши-Ададом IV, который имел был в изгнании в Вавилонии.

Надписи

  1. ^Раскопки сломанного обелиска исх. 11.2.467,480.
  2. ^Синхронная история (ABC 21), столбец, 2 строки с 31 по 37.
  3. ^ Табличка Eclectic Chronicle (ABC 24), BM 27859, строки с 8 по 11.
  4. ^The Walker Chronicle ( ABC 25), BM 27796.
  5. ^W 20030,7: 17 Список мудрецов и ученых Селевкидов, обнаруженный в храме Бит-Реш Ану во время раскопок 1959/60 года.
  6. ^К. 10802 r 2.
  7. ^Таблички BM 41237, 46607 и 47163 и ND (номера раскопок Нимруда) 4358 + 4366 в Британском музее.
  8. ^Табличка K. 6156 + 6141 + 6148 + 9108.
  9. ^BM 79503 Копия глиняной таблички с надписи Арад-Гула во время правления Асархаддона.
  10. ^Брик, Баб. 59431.
  11. ^Bricks, BM 116989 и CBS 16482.
  12. ^Таблетки: L74.100 (административный, 5-й год), UM 29-15-598 (юридический 5-й или 15-й год), N 4512 (юридический, 8-й год) , HS 156 No. 8.2.8 (экономический 10-й год), CBS 8074 (экономический 13-й год), NBC 11468 (счет зерна, 18-й год) и NBC 11469 (счет зерна, 19-й год).
  13. ^Каменная табличка, VA 5937.
  14. ^Фрагмент базальтового межевого камня, BM 90940.
  15. ^Фрагмент известняковой таблички, BM 103215.

Примечания

  1. ^Адад-апла-идинна.
  2. ^Класс 4 или 5, предположительно 1070/69 (К. Лоусон Младший).
  3. ^А-ра-му у шарру шаммау.
  4. ^накру А-ра-му ù Су-ту-ú.
  5. ^а-на-ку са-аг-ги-ил-ки- [и-на-ам-у] б-би-иб ма-аш-ма-шу ка-ри-бу ша и-ли у шар -ri.
  6. ^э-саг-ги-ки-ин-ап-ли.

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-08 22:28:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте