Мардук-закыр-шуми I | |
---|---|
Царь Вавилона | |
Мардук-закир-шуми I, на тронном помосте Салманасара III в Иракском музее | |
Царствовать | c. 855 - 819 гг. До н. Э. |
Предшественник | Набу-апла-иддина |
Преемник | Мардук-балассу-икби |
дом | Династия E |
Мардук-закир-шуми, вписанный md PA -za-kir- MU в реконструкцию двух списков царей, «Мардук произнес имя», был царем Вавилона с 855 по 819 год до нашей эры в период смешанных династий, который в древности назывался династия E. Он был современником ассирийских царей Салману-ашареду III ) (широко известного как Шалманасар III) (859–824 гг. До н.э.) и Шамши-Адада V (824–811 гг. До н.э.), с которыми он был в союзе.
О его правлении свидетельствуют некоторые современные надписи. Кудурру, посвященный Ибни-Иштару, калу- священнику храма Эанна в Уруке, земля Мардук-закир-шуми, датируется его вторым годом. Наци-Энлиль был губернатором или шандабакку (с надписью LÚ GÚ.EN.NA) Ниппура, первое появление этой должности со времен касситов, поскольку он появляется в качестве свидетеля вместе с наследным принцем Мардуком-балассу-икби. Второй кудурру описывает продажу частной земли недалеко от Дилбата. Его сын, Энлиль-апла-удур, должен был стать преемником его во время правления Мардука-балассу-икби. Лазурит печать этого царя, изображающая статую Мардука покоится на его домашнее животное дракона, сирруш, было предложение предназначено для подвешивания вокруг шеи кумиром в.
Его младший брат Мардук-бел-ушати (с надписью md AMAR.UTU-EN -ú-sat ) восстал и установил кратковременный режим в районе Дияла, захватив Дабан. Ассирийские источники описывают его как Шара Шаммай, «узурпатора». В течение 851 и 850 гг. До н.э. ассирийский царь Салману-ашареду III пришел на помощь Мардуку-закир-шуми ( ана нирарутишу ) и выступил вместе, чтобы заставить его бежать в горный регион Ясубу на северо-восток, в нижнюю часть Диялы. Во время первой кампании Мардук-бел-ушати выступил у Гананнате, но потерпел поражение за пределами городских стен. Он смог укрыться в городе, который остался непокоренным. Вторая кампания привела к падению города, и он поспешно отступил с некоторыми из своих офицеров, убегая «как лиса через нору» в город Арман (Ḫalman), который сам был взят после осады. Салману-ашареду оставил отчет об этих событиях на своем Черном обелиске :
На восьмом году моего правления Мардук-бел-усате, младший брат, восстал против Мардука-закир-шуми, царя Кардуниаша, и они разделили землю целиком. Чтобы отомстить за Мардука-закир-шуми, я выступил и захватил Ме-Турна. На девятом году моего правления я во второй раз выступил против Аккада. Я осадил Гананнате. Что касается Мардука-бел-усате, ужасающее великолепие Ассура и Мардука охватило его, и он поднялся в горы, чтобы спасти свою жизнь. Я преследовал его. Я сразил мечом Мардука-бел-усата и офицеров повстанческой армии, которые были с ним.
- Салману-ашареду, Черный обелискВо время своей кампании Салману-ашареду захватил город Бакани, получив дань от Адини из Бит-Даккури, а также от Мушаллим-Мардука из Амукани и вождя племен якинов, что является самым ранним свидетельством существования этих халдейских групп, и совершил паломничество в Вавилон, где он рассказывал: «Я вознесся в Эсагилу, дворец богов, обитель царя всего…» Он практиковал свои религиозные обряды в других культовых святынях, как вспоминает его Черный Обелиск: «Я был в больших городах. Я жертвовал в Вавилоне, Борсиппы и Kutha «. Рельеф с передней части его тронного основания изображает его сжимающим руку Мардука-закир-шуми в публичной демонстрации ассиро-вавилонской дружбы. По бокам от королей находятся безбородые юноши, которых называют наследными принцами и предполагают Шамши-Адад V и Мардук-балассу-икби, которые в конечном итоге вступят в конфликт.
Для Мардука-закыр-шуми представилась возможность отплатить за услугу, когда на 32-м году его правления ок. 826 г. до н.э., собственный сын Салману-ашареду, Ашшур-данин-апли («Ашшур укрепил сына») восстал против своего отца. Шамши-Адад V вспоминал:
Где {{Не опечатка [мой брат]}} Ашшур-данин-апли во времена Салману-ашареду, его отец, поступил нечестиво, вызвав мятеж, мятеж и нечестивые заговоры, вызвавшие восстание в стране, подготовился к войне, привел на свою сторону народ Ассирии, севера и юга, и произнес смелые речи, привел города в восстание и настроил свое лицо, чтобы начать раздор и битву... 27 городов вместе с их укреплениями... восстали против Салмана -ашареду, царь четырех регионов мира, мой отец и… перешли на сторону Ашшур-данина-апли.
- Шамши-Адад V, ЛетописьКак ни странно, « Синхронная история» умалчивает об этих событиях, но договор между Шамши-Ададом и Мардук-закир-Шуми, кажется, ставит ассирийца в более низкое положение, что свидетельствует о его зависимости и долга перед вавилонским царем. Он завершается серией проклятий, очевидно скопированных из Кодекса Хаммурапи и, в частности, без упоминания бога Ашшура :
(Да будет Мардук) разрушить его страну, поразить его народ [голодом] и голодом. Пусть Ану, родоначальник богов, сломает свой скипетр. (Мэй Иллил ) определяет своей [судьбой] правление истощения, скудных дней, лет фа [моего]. [Ма] и Эа. .. плотина [его] реки [у истока]. (Май Шамаш ) свергнуть свое царство. «(Мэй Шамаш) не разрешает [удже] его судебный процесс ([Май Син ]) [завершает (дни, месяцы и) годы] его [царства] его [царства] вздохами и [стонами]. [Может Адад лишить его права рай] н с небес и сезонных наводнений из подземных вод. (Май Адад) [превратить] свою [страну] в [руинные курганы, оставленные наводнением].
- Договор Шамши-Адад / Мардук-закир-Шуми, строки 18–35 отредактированыЭто могло быть заключено, когда Салману-ашареду был еще жив и сопровождался дипломатическим браком дочери Мардука-закыр-Шуми, Шаммурамат, вдохновителя легенды о Семирамиде, с Шамши-Ададом. Однако в результате Шамши-Адад обиделся на свое подчиненное положение и начал ужасную месть во время правления сына и наследника Мардука-закир-шуми, Мардука-балассу-икби.
Азбука Ассирийских и Вавилонских хроник (Грейсон, 1975); AfO Archiv für Orientforschungen ; AO siglum объектов коллекции Лувра ; BM Департамент западноазиатских древностей, Британский музей ; IM Национальный музей Ирака (Багдад) ; Собрание К. Куюнджика, Британский музей ; Коллекция Р. М. Рассама, Британский музей ; KAV Keilschrifttexte aus Assur Verschiedenen (Schroeder, 1920); Префикс ND номеров полей, раскопки в Нимруде 1949–63 ; RA Revue d'Assyriologie ; Государственный архив Ассирии SAA ; VA Vorderasiatische Abetilung, Vorderasiatisches Museum, Берлин ; НДС Vorderasiatische Abetilung, Tontafel, сиглум табличек в крыле Vorderasiatisches Пергамского музея, Берлин ; VS Vorderasiatische Schriftdenkmäler ( Ungnad, 1907).