Было много рассказов о происхождении языка в мировых мифологиях и других историях, касающихся происхождения языка, развития языка и причин, лежащих в основе разнообразия языков сегодня.
Эти мифы имеют сходство, повторяющиеся темы и различия, передаваемые из устной традиции. Некоторые мифы идут дальше, чем просто рассказывание историй, и являются религиозными, а некоторые даже сегодня имеют буквальное толкование. В мифах о распространении языков часто встречаются темы наводнений и катастроф. Во многих историях рассказывается о большом потопе или наводнении, в результате которого народы Земли рассеялись по всей планете. Наказание со стороны бога или богов за предполагаемые проступки со стороны человека - еще одна повторяющаяся тема.
Мифы о происхождении языка и языков обычно относят к более крупным мифам о сотворении мира или относят к ним сносками, хотя между ними есть различия. В одних рассказах говорится, что создатель наделил языком язык с самого начала, в других он считается одним из более поздних даров или проклятий.
Еврейская Библия приписывает происхождение языка в себе для человека, с Адамом попросил назвать существо, что Бог создал.
Вавилонская башня отрывок из книги Бытия говорит о Бог наказывает человечество за высокомерия и неповиновения посредством смешения языков.
Это стало стандартным описанием в европейском средневековье, что нашло отражение в средневековой литературе, такой как рассказ о Фениусе Фарсаиде.
Вак - индуистская богиня речи, или «олицетворенная речь». Как «священное высказывание» брахмана, она играет космологическую роль «Матери Вед ». Она представлена как супруга Праджапати, который также представлен как источник Вед. В более поздней индуистской мифологии она была отождествлена с Сарасвати.
Подобно мифам многих других цивилизаций и культур, которые повествуют о Великом потопе, некоторые индейские племена рассказывают о потопе, который обрушился на Землю. После того, как вода уляжется, дадут различные объяснения новому разнообразию речи.
История ацтеков утверждает, что выживают только мужчина, Кокскокс, и женщина, Шочикецаль, плавая на куске коры. Они оказались на суше и родили много детей, которые сначала родились неспособными говорить, но впоследствии, по прибытии голубя, они были наделены языком, хотя каждому из них давалась разная речь, так что они не могли понимать друг друга.
Подобное наводнение описывают народ каска из Северной Америки, однако, как и в случае с Вавилонской историей, люди теперь были «широко рассеяны по миру». Рассказчик этой истории добавляет, что это объясняет множество различных центров населения, множество племен и множество языков: «До потопа был только один центр; все люди жили вместе в одной стране и говорили на одном языке. "
История ирокезов повествует о боге Тариеньявагон ( Хранитель Небес), который направляет своих людей в путешествие и направляет их поселиться в разных местах, откуда их языки изменились.
В мифе Салишана рассказывается, как спор привел к расхождению языков. Два человека спорили, исходит ли пронзительный гудящий звук, сопровождающий летящих уток, воздух, проходящий через клюв, или хлопанье крыльев. Спор не разрешается вождем, который затем созывает совет из всех ведущих людей из близлежащих деревень. Этот совет терпит неудачу в споре, когда никто не может согласиться, и в конечном итоге спор приводит к расколу, когда некоторые люди уходят далеко. Со временем они постепенно стали говорить по-другому, и со временем сформировались другие языки.
В мифологии Юки, коренных жителей Калифорнии, создатель в сопровождении Койота создает язык, создавая племена в различных местах. Он кладет палки, которые на рассвете превращаются в людей.
Люди тикуна из Верхней Амазонки рассказывают, что все народы когда-то были единым племенем и говорили на одном языке, пока не были съедены два яйца колибри, неизвестно кем. Впоследствии племя разделилось на группы и рассеялось по всему миру.
В Древней Греции существовал миф, согласно которому люди веками жили без закона под властью Зевса и говорили на одном языке. Бог Гермес внес разнообразие в речь, и вместе с этим последовало разделение на народы и разногласия. Затем Зевс оставил свое положение, уступив его первому королю людей, Форонею.
В скандинавской мифологии способность к речи - это дар третьего сына Борра, Ве, который дал также слух и зрение.
У васании, народа банту восточноафриканского происхождения, есть рассказ о том, что вначале народы земли знали только один язык, но во время сильного голода людей охватило безумие, заставившее их блуждать во всех направлениях, бормоча что-то странное. слова, и так возникли разные языки.
Бог, говорящий на всех языках, - тема африканской мифологии, два примера - Эшу из йоруба, обманщик, посланник богов. У Эшу есть параллель с Легба у народа фон Бенина. Другой бог йоруба, говорящий на всех языках мира, - это Орунмила, бог предсказаний.
В древнеегипетской религии, Тота является полумифический существом, которое создает иероглифы.
Группа людей на острове Хао в Полинезии рассказывают историю, очень похожую на Вавилонскую башню, говоря о Боге, который «в гневе прогнал строителей, разрушил здание и изменил свой язык, так что они говорили разные языки ».
В Южной Австралии жители Encounter Bay рассказывают историю о том, как языковое разнообразие возникло из-за каннибализма :
Другая группа австралийских аборигенов, Гунвинггу, рассказывают о богине во время сна, дающей каждому из своих детей собственный язык, на котором можно играть.
Традиционные верования коренных жителей Андаманских островов в Бенгальском заливе описывают, что язык был дан богом Пулугой первым мужчине и женщине в их союзе после великого наводнения. Данный язык назывался bojig-yâb-, на котором до сих пор говорят, согласно их верованиям, племенем, населяющим южную и юго-восточную часть среднего Андаманского моря. Этот язык описывается местными жителями как «родной язык», на котором произошли все остальные диалекты.
По их мнению, еще до смерти первого человека
Таким образом объясняется разнообразие языков.