Как и окружающие балканские страны, Босния и Герцеговина пережила неспокойное прошлое, отмеченное частыми иностранными вторжениями и оккупацией. В результате боснийская музыка теперь представляет собой смесь славянских, турецких, центральноевропейских, средиземноморских и других влияний.
В период своего существования в составе Югославии Босния и Герцеговина была представлена в поддерживаемых государством любительских музыкальных ансамблях, называемых культурно-художественными обществами ( Kulturno-Umjetnička Društva, KUDs), которые играли боснийскую корневую музыку и выпускали несколько записей на местных лейблах.
Сельские народные традиции в Боснии и Герцеговине включают прокричали, полифонический Ганг и «Ravne pjesme» ( плоская песня) стили, а также инструменты, как droneless волынка, деревянные флейты и šargija. Гусле, инструмент найден в течение Балкан, также используется для сопровождения древних славянских эпических поэм. Есть также боснийские народные песни на языке ладино, заимствованные из еврейского населения этого района.
Музыка с боснийскими корнями пришла из Средней Боснии, Посавины, Дринской долины и Калесии. Обычно его исполняют певцы с двумя скрипачами и игроком на шаргии. Эти группы впервые появились во время Первой мировой войны и стали популярными в 1960-х годах. Это третья по возрасту музыка после севдалинки и илахиджи. Люди-самоучки, в основном в двух или трех членах, на разных старинных инструментах, в основном на скрипке, мешковине, сазе, барабанах, флейтах (цурле) или деревянной флейте, как другие уже называли, оригинальные исполнители боснийской музыки то, что нельзя писать заметки, передаются на слух из поколения в поколение, в семье, как правило, по наследству. Считается, что он был привезен из персидского племени калеси, которое поселилось в районе нынешних Спречанских долин, отсюда, вероятно, и название Калесия. В этой части Боснии он наиболее распространен. И снова он стал лидером Первой мировой войны, а также 60 лет на поле Спрекански долин. Этой музыкой наслаждались все три народа в Боснии, боснийцы, хорваты и сербы, и она во многом способствовала примирению людей, общающихся, развлекательных и других организаций посредством фестиваля. В Калесии он поддерживается каждый год боснийским фестивалем оригинальной музыки.
Студия Kemix фирма Dzemal Dzihanovic из Живиницы вместе со своими артистами принес такую музыку до совершенства в конце 20 - го века. Благодаря своей совершенно новой форме современности, он наиболее распространен в кантоне Тузла, а колыбель этого музыкального города Живинице был назван боснийским городом оригинальной музыки. Песни исполняются предпочтительно на дифтонге, первый и второй голос являются особым секретным исполнением этой музыки, и некоторые исполнители поют трогласю, как они делают тройку Калесийского, записанную в 1968 году, как первую письменную запись этого тона на альбоме. вместе с Хигураши но наку.
Наверное, самая характерная и идентифицируемая «боснийская» музыка, Севдалинка - это своего рода эмоциональная, меланхоличная народная песня, которая часто описывает грустные темы, такие как любовь и потеря, смерть дорогого человека или горе. Севдалинки традиционно исполнялись на сазе, турецком струнном инструменте, который позже был заменен аккордеоном. Однако более современная аранжировка, к насмешкам некоторых пуристов, обычно представляет собой вокалиста в сопровождении аккордеона вместе с малыми барабанами, вертикальным басом, гитарами, кларнетами и скрипками. Севдалинки уникальны для Боснии и Герцеговины. Они возникли в Османской Боснии как городская боснийская музыка с часто восточными, а иногда и сефардовскими влияниями. Примеры: "Kad ja pođoh na Benbašu", неофициальный гимн города Сараево, и "Kraj Tanana Sadrvana". Хотя это и не так распространено, как когда-то, традиционные певцы севдалинки, такие как Кадир Куртагич, Эмина Ахмедходжич, Хашим Мухаремович и Мухамед Мешанович-Хамич, по-прежнему популярны в той мере, в какой их записи доступны.
Более современные исполнители Беба Селимович, Зехра Деович, Сильвана Арменулич, Сафет Исович, Химзо Половина, Заим Имамович и Ханка Палдум использовали чужие инструменты, включая аккордеон, кларнет, скрипку и гитару.
Илахидже ( Анашид ) - религиозные песни, пришедшие после или до севдалинки. Эти песни обычно связаны с религией, но некоторые из них рассказывают сказки о том, как встречаются два влюбленных (мужчина и женщина).
«Современный» фолк какое-то время упоминался как «новокомпонована народна музыка» («недавно сочиненная народная музыка»), хотя этот термин вышел из употребления в пользу просто «народна» или «фолк». Он основан на различных влияниях, историях о севдах с музыкой Сербии и / или Турции, часто с включенными элементами поп-музыки. Во времена Югославии жанр развивался совместно в Боснии и Сербии, и исполнители с обеих сторон сегодняшних границ все еще пользуются определенной популярностью на другой стороне.
К боснийским композиторам европейской классической музыки относятся Нихад Хрустанбегович, Дино Зонич, Мирсад (Гига) Елешкович, Алишер Сиярич, Игорь Карача, Дино Решидбегович, Ханан Хаджайлич, Анжелка Бего-Шимунич и др.
Боснийские композиторы музыки к фильмам включают Саша Лошич и Нихад Хрустанбегович.
Рок-музыка была очень популярна в Боснии и Герцеговине с середины 20 века. Среди популярных и влиятельных рок-групп и исполнителей были Indexi, Bijelo dugme, Divlje jagode, Plavi orkestar, Crvena jabuka, Zabranjeno pušenje, Hari Mata Hari и другие представители школы поп-рока Сараево.
Музыка хэви-метала довольно андерграундная на музыкальной сцене Боснии и Герцеговины. В середине 80-х в столице Сараево сформировались две метал-группы: Bombarder и Parasite, из которых D.throne появился в 1991 году как следующее поколение. Одна из пионеров трэш-метал-групп Monolit была основана в Мостаре также в 80-е. Современная экстремальная металлическая сцена родом из города Тузла.
Некоторые известные действия включают в себя:
Боснийская электронная / танцевальная музыка также была очень популярна в Боснии и Герцеговине с середины 20 века. Популярные продюсеры и артисты: Ади Луковац (Ади Луковац и Орнаменты), Мирза (Мизи) Чаушевич (mentalEscape), доктор Младен Миличевич, доктор Игорь Карача, доктор Дино Решидбегович, доктор Ханан Хаджайлич, Акса, Башеския, Мелдин (транс металл), Vuneny, Velahavle, Billain, Fa11out и dZihan amp; Kamien. Такие продюсеры и исполнители отвечают за различные стили электронной музыки, такие как драм-н-бэйс / нейрофанк, транс-музыку, брейкбит и индастриал.
Новое поколение продюсеров электронной музыки в Боснии включает в себя такие имена, как Арней, Синиша Тамамович, Младен Томич, Мистер Инессентиал, DJ Mika, Нарцис-младший, также известный как Monophonic / Mashala, Cycle Six, Chipi, Nadix, LudDogg, Demia E.Clash и многие другие..
Хип-хоп является новым для Боснии и Герцеговины, но стал очень популярным среди городской публики благодаря известному рэперу Эдо Маайка, который является самым популярным рэпером в Боснии и Герцеговине и самым известным во всей остальной части бывшей Югославии.
В последнее время боснийская мировая музыкальная сцена (в основном балканская музыка) становится все больше. Некоторые из групп:
СМИ, связанные с музыкой Боснии и Герцеговины на Викискладе?