Общая численность населения | |
---|---|
оцен. от 85,000 до 120,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Израиль | 80,000–100,000 |
Молдова | 4,000 до 15,000–20,000 |
Румыния | ~ 1,000 |
Языки | |
Иврит (в Израиле), Молдавский / Румынский, Русский, Идиш | |
Религия | |
Иудаизм |
История евреев в Молдове насчитывает несколько веков. Бессарабские евреи живут здесь некоторое время. Сегодня еврейская община, проживающая в Молдове, насчитывает менее 4000 человек, по одной оценке, в то время как местные оценки оценивают их количество в 15–20 000 евреев и членов их семей.
В 1903 году молодой христианин русский мальчик Михаил Рыбаченко был найден убитым в городе Дубоссары (Дубоссары), 37 км к северо-востоку от Кишинева. Русскоязычная антисемитская газета «Бессарабский» начала распространять слухи о убийстве как части еврейского ритуала. Хотя официальное расследование установило отсутствие какого-либо ритуализма в убийстве и в конечном итоге обнаружило, что мальчик был убит родственником (который позже был найден), беспорядки, вызванные этими и другими слухами, привели к серьезному погрому во время пасхальных праздников. Погром длился три дня, без вмешательства полиции. Сорок семь (некоторые говорят, что 49) евреев были убиты, 92 тяжело ранены, 500 легко ранены и более 700 домов разрушены.
Многие из молодых евреев, в том числе Мендель Португали, предприняли попытку защищать сообщество. Были протесты выдающихся русских писателей Лев Толстой и Максим Горький, а также протесты евреев и неевреев в Европе и Соединенных Штатах. Хаим Нахман Бялик писал о погроме в своем стихотворении «Город бойни», а Владимир Короленко в своей книге Дом № 13.
До двух третей бессарабских евреев бежали до отступления советских войск. 110 033 человека из Бессарабии и Буковины (последние включали в то время уезды Черновцы, Сторожинец, Рэдэуць, Сучава, Кампулунг и Дорохой - примерно 100 000 евреев) - все, за исключением небольшого меньшинства евреев, которые не бежали в 1941 году, были депортирован в мухафазу Приднестровье, регион, находившийся под военным контролем Румынии в 1941–44.
Отряды убийц айнзатцгруппы D вместе со специальными невоенными частями, прикрепленными к немецкому вермахту и румынской армии участвовали во многих массовых убийствах в Бессарабии (более 10 000 за один месяц войны, с июня по июль 1941 г.), а другие тысячи были депортированы в Приднестровье.
В нацистских гетто, организованных в нескольких городах, а также в нацистских концентрационных лагерях (в этих лагерях было сопоставимое количество евреев из Приднестровья) многие люди умерли от голода или плохой санитарии или были расстреляны специальными Нацистские подразделения прямо перед приходом советских войск в 1944 году. Румынская военная администрация Приднестровья очень плохо вела учет людей в гетто и лагерях. Единственное точное число, обнаруженное в румынских источниках, - 59 392 человека, погибших в гетто и лагерях с момента их открытия до середины 1943 года. Это число включает всех интернированных, независимо от их происхождения, но не включает тех, кто погиб по пути в лагеря. те, кто погиб в период с середины 1943 года по весну 1944 года, а также те, кто погиб сразу после оккупации Приднестровья румынской армией (см., например, резня в Одессе ).
После Второй мировой войны количество евреев в Молдавской Советской Социалистической Республике значительно увеличилось, достигнув максимума в 98 001 в 1970 году. В течение 1970-х годов алия Советского Союза и особенно В конце 1980-х многие из них эмигрировали в Израиль. Последняя советская перепись 1989 года зарегистрировала 65 672 еврея в Советской республике.
По состоянию на 2014 год в Молдове насчитывалось примерно 15 000 евреев, в том числе более 10 000 только в Кишиневе. В то же время в Израиле проживает 75 492 молдавских еврея, а также небольшие общины в других частях мира, таких как Россия, США, Великобритания, Германия, Румыния, Австралия и т. Д.
Однако, антисемитизм по-прежнему является обычным явлением; несколько церквей и политических организаций все еще ссылаются на антисемитскую риторику. Кроме того, в стране действуют ультраправые и неонацистские группировки. Поскольку в советские времена религия была жестко ограничена, вполне вероятно, что в Молдове гораздо больше людей с этническим еврейским наследием, чем тех, кто исповедует эту религию, но многие могут просто не знать об этом.