История евреев в Бессарабии, историческом регионе в Восточной Европе насчитывает сотни лет.
Евреи упоминаются с самого начала Княжества Молдавия, но они не представляют значительного числа. Их основной деятельностью в Молдавии была торговля, но они не могли конкурировать с греками и армянами, которые знали левантийскую торговлю и отношения..
Несколько раз, когда еврейские купцы создавали монополии в некоторых местах на севере Молдавии, молдавские правители отправляли их обратно в Галицию и Подолию. Одним из таких примеров было время правления Петру Чиопула (1583–1591), который поддерживал английских купцов во главе с Уильямом Харборном.
. В 18 веке в Молдавии стало больше евреев. Некоторые из них отвечали за переходы Днестр, заменяя молдаван и греков, пока капитан Сорок не потребовал их изгнания.
Другие торговали спиртом (горилкой), сначала привезенным из Украины, а затем построили местные велницы (доиндустриальные винокурни) на бояре усадьбы. Число евреев значительно увеличилось во время русско-турецкой войны (1806–1812), когда была открыта граница Подолья и Молдавии.
Когда эта война закончилась, в 1812 году, Бессарабия (восточная половина Молдавского княжества ) была присоединена к Российской империи.
Статутный закон 1818 г. (Aşezământul) Губернаторства Бессарабия упоминает евреев как отдельную государство (социальный класс), который разделился на купцов, торговцев и землевладельцев. В отличие от других государств, евреям не разрешалось владеть сельскохозяйственными угодьями, за исключением «пустых участков только из государственной собственности для возделывания и строительства фабрик». Евреям было разрешено держать и контролировать продажу спиртных напитков в государственных и частных усадьбах, владеть «мельницами, велницами, пивоварнями и другими подобными владениями», но им прямо запрещалось «править христианами». Во время переписи 1817 года в Бессарабии насчитывалось 3826 еврейских семей (по оценкам, 19000 человек, или 4,2% от общей численности населения).
В следующих поколениях еврейское население Бессарабия значительно выросла. В отличие от большей части остальной части Российской империи, в Бессарабии евреям разрешалось селиться на ярмарках и в городах. Царь Николай I издал указ (указ), разрешавший евреям селиться в Бессарабии «в большем количестве», давая оседлым евреям два года без уплаты налогов. В то же время евреям из Подольской и Херсонской губерний дали пять лет без уплаты налогов, если они пересекли Днестр и поселились в Бессарабии.
В результате купеческой деятельности было недостаточно для содержания всех евреев, что привел царские власти к созданию 17 еврейских сельскохозяйственных колоний:
Маген ДавидВ этих деревнях было расселено 10 589 евреев, составляющих 1 082 семьи. Этот план был заимствован из идей австрийского императора Иосифа II, но он стал непрактичным, поскольку там евреи предпочитали покинуть Буковину, чем селиться в деревнях. Представление о том, что евреи не останутся в сельской местности, было ошибочным для русского царя, поскольку его колонизация сначала казалась успешной. Однако через несколько лет евреи в этих сельских колониях предпочли торговлю скотом, кожей, шерстью, табаком, в то время как их сельскохозяйственные земли в основном сдавались в аренду христианским крестьянам. Спустя несколько лет многие из этих евреев переехали на ярмарки и продали свою землю молдаванам. Во время переписи 1856 года в Бессарабии насчитывалось 78 751 еврея (около 8% от общей численности населения в 990 000 человек).
16 февраля 1903 года: Кишиневский погром.
В 1903 году христианин украинский мальчик Михаил Рыбаленко был найден убитым в городе Дубоссары (Дубоссары на румынском ), примерно в 40 километрах (25 миль) к северо-востоку от Кишинева; город находится на левом берегу реки Днестр и формально не входил в состав Бессарабии. Хотя было ясно, что мальчика убил родственник (который позже был найден), правительство назвало это ритуальным убийством заговором евреев. Подстрекали к толпе Павел Крушеван, редактор русскоязычной антисемитской газеты Бессарабский и вице-губернатор Устругов. Газета регулярно обвиняла еврейскую общину в многочисленных преступлениях и неоднократно публиковала заголовки, такие как «Смерть евреям!». и «Крестовый поход против ненавистной расы!» Они использовали извечную клевету против евреев (что мальчик был убит, чтобы использовать свою кровь для приготовления мацы ).
Вячеслав Плеве, министр внутренних дел, якобы отдал приказ не останавливать мятежников. Однако погром длился три дня без вмешательства полиции. Сорок семь (некоторые говорят, 49) евреев были убиты, 92 - тяжело ранены, 500 - легко ранены и более 700 домов разрушены. Несмотря на протесты в мире, только двое мужчин были приговорены к семи и пяти годам заключения, а 22 человека - к одному или двум годам. Этот погром считается первой инспирированной государством акцией против евреев в 20-м веке и сыграл важную роль в том, чтобы убедить десятки тысяч российских евреев уехать на Запад и в Палестину. Многие молодые евреи, в том числе Мендель Португали, приложили усилия, чтобы защитить общину.
В Сфатул Цэрий бессарабских евреев представляли:
Первые четыре воздержались при голосовании за Союз Бессарабии с Румынией 9 апреля [OS 27 марта] 1918 года, а последние двое отсутствовали.
В 1941 г. айнзацкоманды, немецкие мобильные боевые подразделения, набранные из нацистов SS и под командованием Отто Олендорфа вошли Бессарабия. Они сыграли важную роль в массовых убийствах многих евреев в Бессарабии, которые не бежали от немецкого наступления. 8 июля 1941 г. Михай Антонеску, вице-премьер-министр Румынии в то время, сделал заявление перед Советом министров:
Отряды убийства айнзатцгруппы D со специальными невоенными подразделениями, прикрепленными к немецкому вермахту и Румынские армии участвовали во многих массовых убийствах в Бессарабии (более 10 000 за один месяц войны, в июне – июле 1941 г.), а другие тысячи были депортированы в Приднестровье. Большинство (до 2/3) евреев из Бессарабии (207 000 по последней переписи 1930 г.) бежали до отступления советских войск. Однако 110 033 человека из Бессарабии и Буковины (последние включали в то время уезды Черновцы, Сторожинец, Рэдэуць, Сучава, Кампулунг и Дорохой: еще 100 000 евреев) - все, за исключением небольшого меньшинства евреев, которые не бежали в 1941 г. - депортированы в Приднестровье, регион, находившийся под военным контролем Румынии в 1941–1944 гг.
В гетто, организованных в нескольких городах, а также в лагерях (в этих лагерях было сопоставимое количество евреев из Приднестровья) многие люди умерли от голода, плохие санитарные условия, или в результате того, что его расстреляли специальные нацистские подразделения непосредственно перед прибытием советских войск в 1944 году. Румынская военная администрация Приднестровья очень плохо вела учет людей в гетто и лагерях. Единственное точное число, найденное в румынских источниках, - это 59 392 человека, погибших в гетто и лагерях с момента их открытия до середины 1943 года. Это число включает всех интернированных, независимо от их происхождения, но не включает тех, кто погиб по пути в лагеря, тех, кто погиб в период с середины 1943 года по весну 1944 года, а также тысячи человек, погибших сразу же после нападения румынской армии. захват Приднестровья (см. Одесская резня ).
В июне – июле 1941 г. около 10 000 человек (в основном мирные жители) были убиты во время боевых действий в регионе в 1941 г. немецкими подразделениями айнзацгруппы D и в некоторых случаях некоторыми румынскими войсками. В Скулень несколько десятков местных евреев были убиты румынскими войсками. В Бельцах около 150 местных жителей были расстреляны Einzatsgruppe (молодые женщины также были изнасилованы), а 14 еврейских военнопленных румынами. В Мэркулешти были расстреляны 486 советских военнопленных еврейского происхождения (многие призывники из числа местных жителей), которых из-за ранений оставила советская армия, чтобы избежать окружения. На окраине Орхея было обнаружено около 40 трупов евреев, казненных немецкими или румынскими войсками.
Последствия Одесской резни : депортированные евреи убиты за пределами БризулыС 1941–42 гг. Было депортировано 120 000 евреев из Бессарабии, всей Буковины и округа Дорохой в Румынии. в гетто и концентрационные лагеря в Приднестровье, и лишь небольшая часть вернулась в 1944 году. Те, кто умерли, сделали это в самых бесчеловечных и ужасных условиях. (В тех же гетто и лагерях было много евреев из этого региона, ответственность за гибель которых лежит на румынских властях, оккупировавших его в 1941–1944 годах.)
Остальная часть 270 000 еврейской общины край пережил Вторую мировую войну. В основном это были бессарабские евреи, которые разумно отступили перед уходом советских войск в середине июля 1941 года. Однако единственное, что можно сказать об их судьбе в 1941–1944 годах, это то, что они выжили, потому что условия, в которых они путешествовали вглубь СССР (например, в Узбекистан) летом 1941 г., и условия их прибытия были очень плохими. Около 15 000 евреев из Чернауц и еще 5000 евреев из других мест в Буковине были спасены тогдашним мэром города Траяном Поповичем. Тем не менее, он не смог спасти всех, и около 20 000 буковинских евреев были депортированы в Приднестровье. В конце войны оставшаяся еврейская община Буковины решила перебраться в Израиль.
в результате ухода румынской интеллигенции в 1940 и 1944 годах из буковинских немцев в 1940–41, выживших буковинских евреев в 1945 году и насильственной репатриации буковинских поляков в Польшу, Черновцы, одну из культурных и университетских «жемчужин» Австро-Венгрии и Румынии перестало существовать как таковое: его население (уже 100 000 в 1930 г.) сильно сократилось. После войны часть буковинских украинцев из сельской местности, а также несколько украинцев из Подолья и Галичины переехали в город. Однако они, как правило, были исключены из советского аппарата и высших должностей в экономике и администрации, которые были сформированы в основном людьми, известными своей лояльностью к советской системе, которые были отправлены с востока Украины или из других частей СССР.
К концу 1993 года в Республике Молдова проживало примерно 15 000 евреев. В том же году 2173 еврея эмигрировали в Израиль. Было два еврейских периодических издания, оба выходили в Кишиневе (Кишинев). Наиболее широко распространенным был наш голос «Наш голос» - אונדזער קול Undzer kol («Наш голос») на идише и русском.
Евреи в Бессарабии | ||||||||||||
уезд | перепись 1817 года | перепись 1856 года | перепись 1897 года | перепись 1930 года | перепись 1941 года | 1942 | перепись 1959 года | перепись 1970 года | перепись 1979 года | перепись 1989 года | 2002, 2004. перепись | |
округ Хотин | н / д | н / д | c. 54,000 | 35,985 | Н / Д | Н / Д | Н / Д | Н / П | Н / Д | Н / Д | Н / П | украинский часть |
н / д | н / п | н / п | н / п | 107 | молдавский часть | |||||||
округ Сорока | Н / Д | Н / Д | c. 31,000 | 29,191 | Н / Д | Н / Д | Н / Д | Н / Д | Н / Д | Н / Д | 124 | |
Бельцкий уезд | н / д | н / д | c. 17,000 | 31,695 | Н / Д | Н / Д | Н / Д | Н / Д | Н / Д | Н / Д | 459 | |
Округ Орхей | Н / П | Н / П | c. 26,000 | ... | Н / П | Н / П | Н / П | Н / П | Н / П | Н / П | 97 | |
Лэпуцна Округ | Н / Д | Н / П | c. 53,000 | ... | Н / Д | Н / П | Н / П | Н / П | Н / П | Н / П | 2708 | |
Тигинский уезд | н / д | н / д | c. 16,000 | ... | Н / Д | Н / П | Н / Д | Н / П | Н / Д | Н / Д | 437 | |
Округ Кахул | Н / П | Н / П | c. 11,000 | 4,434 | Н / Д | Н / П | Н / П | Н / П | Н / П | Н / П | 67 | |
Округ Исмаил | н / д | н / п | 6,306 | н / п | н / д | н / д | н / д | н / д | н / д A | Н / Д | ||
Уезд Четатеа Албэ | Н / Д | Н / Д | c. 11,000 | 11390 | н / д | н / д | украинский часть | |||||
н / д | н / д | н / д | н / A | 1 | Молдавский часть | |||||||
Итого | 19,130 | 78,751 | 225,637 | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
Примечания :. 4 района Черновицкой области из Украины. Бричанский и Единецкий районы из Молдова. Окница, Дондюшаны, Дрокия, Сорокский и Флорештский районы Молдовы. Рышканский, Глодень, Фэлешть, Сынгерей, Унгенский районы и волость Бельцы в Молдове. Резина, Шолдэнешти, Теленешть, Орхей, Дубэсарь и Криулень Районы Молдовы. Кэлэраш, Ниспорень, Стрэшень, Яловень, Хынчештинский р-н, и муниципалитет Кишинэу в Молдове. Анений Ной, Кэушень, Чимишлия и районы Басарабяска и муниципалитет Тигина (Бендеры) в Молдове. Леова, Кантемир, Кагул и районы Тараклия, и Гагаузия в Молдове. 9 районов и 2 города Одесской области из Украины. Штефан Водэский район Молдовы
Источники:
Согласно румынской переписи 1930 года, евреи были распределены в Бессарабии следующим образом:
Согласно переписи 2004 года, в Бессарабской части Молдовы (без Приднестровья ) проживает 4000 евреев, в том числе:
Также было 867 евреев в Приднестровье, в том числе
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с еврейским народом Бессарабии. |