Минойская керамика использовалась в качестве инструмента для датировки немой минойской цивилизации. Его беспокойная последовательность причудливых созревающих художественных стилей обнаруживает некоторую радость минойских покровителей от новизны, когда они помогают археологам определять относительные даты слоям своих памятников. Горшки с маслами и мазями, вывезенные из 18 века до н.э. Крит, были обнаружены на Эгейских островах и материковой части Греции, на Кипре., вдоль побережья Сирии и в Египте, что свидетельствует о широких торговых контактах минойцев.
Глиняная посуда состоит из сосудов различной формы, которые, как и другие виды древнегреческой керамики, вместе могут называться «вазы», а также «терракоты», небольшие керамические фигурки, модели зданий и некоторые другие типы. Некоторые изделия, особенно чашки формы ритон, перекрывают две категории, являясь сосудами для жидкостей, но по сути скульптурными объектами. Несколько форм керамики, особенно чаша ритон, также производились из мягких камней, таких как стеатит, но почти не перекрывались с металлическими сосудами. Глиняная посуда саркофаг сундуки также были сделаны для кремированного пепла, как в примере сейчас в Ганновере.
Лучшие достижения пришли в позднеминойский период, когда дворец керамика назван Камаресская одежда и поздний минойский сплошной узор «Морской стиль» и «Цветочный стиль». Они широко экспортировались в эгейские цивилизации, а иногда и за их пределы, и они являются вершиной минойской гончарной традиции.
Лучшая и наиболее полная коллекция находится в Археологическом музее Ираклиона (AMH) на Крите (где хранится большинство иллюстрированных экспонатов).
3500–2900 гг. До н.э. | EMI | Prepalatial |
2900–2300 гг. До н.э. | EMII | |
2300–2100 гг. До н.э. | EMIII | |
2100–1900 гг. До н.э. | MMIA | |
1900–1800 гг. До н.э. | MMIB | Protopalatial. ( Старый дворец пер iod) |
1800–1750 гг. до н.э. | MMIIA | |
1750-1700 гг. до н.э. | MMIIB | Neopalatial. (Период Нового дворца) |
1700– 1650 г. до н.э. | MMIIIA | |
1650–1600 г. до н.э. | MMIIIB | |
1600–1500 г. до н.э. | LMIA | |
1500–1450 г. до н.э. | LMIB | Postpalatial. (в Кноссе;. Период последнего дворца) |
1450–1400 до н.э. | LMII | |
1400–1350 до н.э. | LMIIIA | |
1350–1100 гг. До н.э. | LMIIIB |
Традиционная хронология датирования минойской цивилизации была разработана сэром Артур Эванс в первые годы 20 века нашей эры. Его терминология и терминология, предложенная Николаосом Платоном, все еще широко используются и появляются в этой статье. Подробнее см. Минойскую хронологию..
Эванс классифицировал прекрасную керамику по изменениям в ее формах и стилях украшения. Платон сосредоточился на эпизодической истории Кносского дворца . Новый метод, анализ ткани, включает геологический анализ грубых и в основном не украшенных осколков, как если бы они были горными породами. Полученные классификации основаны на составе черепков.
Мало что известно о том, как производилась керамика, но, вероятно, это было в небольших ремесленных мастерских, часто сгруппированных в поселениях вблизи хороших источников глины для горшечных культур. Для многих горшечное дело могло быть сезонным занятием в сочетании с сельским хозяйством, хотя объем и сложность более поздних изделий предполагают наличие специалистов на полную ставку и два класса мастерских, один из которых обслуживает дворцы. Есть свидетельства того, что женщины тоже были гончарами. Археологи, стремящиеся понять условия производства, провели предварительные сравнения как с современными критскими сельскими ремесленниками, так и с лучше задокументированными отраслями египетской и месопотамской промышленности бронзового века. В линейном письме B гончар обозначается словом «ке-ра-ме-у».
Технически бланки широко использовались, с различными эффектами, хорошо понятными. гончарный круг, судя по всему, был доступен на MM1B, но другие "ручные" методы формирования тела оставались в использовании и были необходимы для предметов скульптурной формы. Керамическая глазурь была не использовались, и никакие изделия не подвергались обжигу при очень высоких температурах, оставались глиняная посуда или терракота. Все эти характеристики сохраняются и в отношении более поздней греческой керамики на протяжении всего ее великого периода. У лучших изделий зачастую очень тонкостенные корпуса. Раскопки заброшенной печи LM в Коммос (порт Фест ), вместе с ее «отходами» (уродливыми горшками), развивают понимание детали производства. Стили керамики значительно различаются по регионам на Крите во многие периоды.
Это лишь краткое введение в тему раннеминойской керамики, сосредоточенное на некоторых из наиболее известных стили; его не следует рассматривать как исчерпывающий. Известно множество форм . Период, как правило, характеризуется большим количеством местных товаров с частыми кикладскими параллелями или импортом, что свидетельствует о населении шахматной этнической принадлежности, происходящем из разных мест на востоке Эгейского моря или даже шире. Свидетельства, безусловно, открыты для интерпретации, и ни одно из них не является решающим.
Раннеминойская керамика в некоторой степени продолжила и, возможно, эволюционировала из местного финального неолита (FN) без серьезных перерывов. Многие предполагают, что минойская цивилизация развивалась на месте и не была импортирована с Востока. Другая его особенность - разнообразие от места к месту, что наводит на мысль о локализме социальных традиций раннего минойского периода.
Исследования взаимоотношений между EM I и FN проводились в основном на Восточном Крите. Здесь последний неолит имеет сходство с Кикладами, в то время как поселения FN и EM I являются современными, а EM I постепенно заменяет FN. Из трех возможных вариантов: отсутствие иммиграции, полное замещение туземцев иммигрантами, переселение иммигрантов среди туземцев, Хатчинсон придерживается компромиссной точки зрения:
Типы EM I включают Пиргос Посуда, также называемая «полированной посудой». Основной формой была «чаша », или чаша Аркалохори, в которой чашу в сочетании с воронкообразной подставкой можно было поставить на твердую поверхность, не проливая. Поскольку место в Пиргосе было каменным убежищем, использовавшимся как оссуарий, некоторые предполагают, что его использовали в церемониях]. Этот тип глиняной посуды был черной, серой или коричневой и полированной, с каким-то линейным насеченным узором. Возможно, он имитировал дерево.
Другой тип EM I, Резная посуда, также называемая маркированная посуда, имела форму руки, круглодонную, темную полированные кувшины (Пример ) и выпуклые чашки и кувшины ("pyxes "). Излюбленным декором служили насеченные линейные узоры, вертикальные, горизонтальные или елочные. Эти горшки привезены с севера и северо-востока Крита и, по-видимому, созданы по образцу фазы Кампос Гротта-Пелос ранней кикладской культуры I. Некоторые предлагали импорт или иммиграцию. См. Также Святой Фотия.
Расписанные параллельные линии Посуда Агиос Онуфриос I. был нарисован с помощью железно-красной глины, которая загоралась бы красным в окислительных условиях в чистой печи, но в восстановительных условиях дымного огня становилась темнее, без особого контроля над цветом, который мог варьироваться от красного до коричневого. Затем был нанесен узор, окрашенный темным на светлом. С этого момента минойские гончары уже концентрировались на линейных формах узоров, совершенствуя последовательные узоры и пустоты, которые идеально подходили бы к форме посуды. Формы были кувшинами, двуручными чашками и мисками. Посуда поступала с севера и юга центрального Крита, как и Lebena Ware того же общего типа, но украшенная белыми узорами на сплошном красном фоне (Пример ). Последние пришли из гробниц EM I.
В EM IIA геометрические рисунки с скользящей краской Koumasa Ware, кажется, развились из товаров Агиос Онуфриос. Рисунки красного или черного цвета на светлом фоне. Формы - чашки, миски, кувшины и чайники (Пример: «Богиня Мирта» ). Также от EM IIA представлены цилиндрические и сферические поксиды, называемые Fine Grey Ware или просто Gray Ware, с полированной поверхностью с вырезанными диагоналями, точками, кольцами и полукругами.
Файл: Раннеминойская керамика, 3000-2600 гг. До н.э.
глиняный сосуд в форме птицы из Комаса, 2600–2300 гг. До н.э., AMH.
Вороненая чашка, 2600-1900 гг. До н.э., AMH
EM IIA и IIB Василики Уэр, названные в честь минойцев участок на восточном Крите, имеет эффект пятнистой глазури, ранние эксперименты с контролем цвета, но удлиненные носики, вытянутые из тела и заканчивающиеся полукруглыми носиками, показывают начало традиции минойской элегантности (Примеры 1, Примеры 2 ). Пятна образовывались в результате неравномерного обжига горшка, покрытого скольжением, при этом самые горячие участки становились темными. Учитывая, что пятнистость контролировалась в узор, для ее создания, вероятно, использовалось прикосновение к горячим углям. Эффект был параллелен чашкам из крапчатого камня.
Другой стиль «чайник», Василики, 2400 - 2200 гг. До н.э., AMH
Посуда Василики, кувшин, 2400-2200 гг. До н.э.
Чайник в белом стиле, 2300–2000 гг. До н.э., AMH
Белый стиль кувшин, 2300-1900 гг. до н.э.
Прочие формы; две "чашки для яиц" сзади
чайники в белом стиле, AMH
В последнем кратком переходе (EM III) товары на востоке Крита начали продаваться. быть покрытым темным слипоном с декором из линий и спиралей светлым слипсом; появляются первые клетчатые мотивы; первые петли, похожие на лепестки, и полосы появляются в Gournia (Walberg 1986). Появляются розетки и спиральные звенья иногда соединяются в полосы. Эти мотивы аналогичны тем, что встречаются на печатях. На севере и в центре Крита, где должен был возникнуть Кносс, мало общего: преобладает темное на светлом линейных полосах; Появляются кубки с ножками (Пример ).
Кносского дворца и более мелких, подобных ему в Фесте, Маллии и в других местах Уиллетс говорит:
Рост дворцовой культуры, «старых дворцов» Кносса и Феста и их нового типа урбанизированного централизованного общества с центрами перераспределения требовалось больше сосудов для хранения и более приспособленных для целого ряда функций. В дворцовых мастерских стандартизация предполагает более контролируемые операции и рост элитных товаров, подчеркивая изысканность и новизну, так что дворцовая и провинциальная керамика становятся дифференцированными.
бланки лучших товаров были разработаны для стола и сервиза. В дворцовых мастерских введение из Леванта гончарного круга в MMIB позволило выбросить идеально симметричные тела из быстро вращающейся глины. Хорошо контролируемое железо-красное скольжение, которое было добавлено в цветовую гамму во время MMI, могло быть достигнуто только в изолированных закрытых печах, в которых не было кислорода или дыма.
Любому населенному пункту необходимы помещения для удовлетворения человеческих потребностей, и это верно и для дворцов. В Кноссе были развитые системы канализации, водоснабжения и канализации, что свидетельствует о том, что это не был церемониальный лабиринт или большая гробница. Жидкие и гранулированные предметы первой необходимости хранились в питхой, расположенном в магазинах, складских помещениях и других местах. Pithoi впервые появляются непосредственно перед началом MMI и продолжаются до позднего минойского периода, становясь очень редкими в LMIII (Примеры 1, Примеры 2 ). Во дворце Кносса было найдено около 400 пифоев. В среднем питос содержал около 1100 фунтов жидкости. Возможно, из-за веса пифои не хранились на верхних этажах.
В это время появляются новые стили: врезанный стиль, тактильная посуда из барботина, усеянная шишками и конусами из глины в виде полос, волн и гребней., иногда напоминающий тесты песочного доллара и рост ракушек (Пример ), а также самые ранние стадии изделия Kamares. Спирали и завитки - излюбленные мотивы минойской керамики начиная с EM III (Вальберг). Новая форма - цилиндрическая чашка с прямыми сторонами.
изделия MMIA и имитирующая их местная керамика найдены на прибрежных территориях восточного Пелопоннеса, хотя и не более широко в Эгейском море до MMIB; их влияние на местную керамику близлежащих Киклад было изучено Анджелией Г. Папагианнопулу (1991). Осколки глиняной посуды MMIIA были обнаружены в Египте и в Угарите.
Камарес Варе была названа в честь находок в пещерном святилище в Камаресе на горе. Ида в 1890 году. Это первое виртуозное полихромное изделие минойской цивилизации, хотя первые проявления узнаваемого прото-камаресского декора появились еще до появления гончарного круга.
Более тонкая глина, брошенная на колесо, допускала более точные формы, которые были покрыты темным пламенем и обильно раскрашены белыми, красными и коричневыми пластинами с плавным цветочным орнаментом, розеток или соединенных наматываемых и разматывающихся спиралей. Дизайн повторяется или иногда свободно перемещается, но всегда симметрично составлен. Природные темы начинаются здесь с осьминогов, моллюсков, лилий, крокусов и пальм, все очень стилизовано. Вся поверхность горшка густо покрыта, но иногда пространство перегородлено лентами. Одна разновидность отличается экстравагантно тонкими корпусами и называется Посуда из яичной скорлупы (Пример 1, Пример 2 ).
Четыре этапа камаресской посуды были идентифицированы Гизелой Вальберг (1976) с «классическим камаресским» дворцовым стилем, размещенным в MMII, особенно в дворцовом комплексе Фестос. Были введены новые формы с кружащимися и расходящимися мотивами. (Примеры 1,, Примеры 2,, Примеры 3,, Примеры 4, Примеры 5, Примеры 6, Примеры 7, Примеры 8, Примеры 9, Примеры 10 )
Чаша из Феста
Чаши из Феста
Блюдо из Фестоса
Питос с рыбой в сеть, Phaistos
Phaistos
Кувшин с декором из барботина, 2100-1950
В MMIIB растущее использование мотивов, взятых из природы, ознаменовало упадок и конец Камарес В Kamares использовались полные цветочные узоры со всеми связанными вместе элементами (Matz). В растительных узорах MMIII начал появляться Узорчатый стиль . Этот этап был заменен отдельными растительными сценами, которые отмечают начало Цветочного стиля . Мац относится к «Эпохе цветения», которая достигла апогея в L M IA. (Некоторые включают Камарес Вэр в Цветочном стиле.)
В цветочном стиле изображены пальмы и папирус с различными видами лилий и замысловатыми листьями. Он появляется как в керамике, так и на фресках. Одна традиция художественной критики называет это «естественным стилем» или «натурализмом», но другая указывает, что стилизованные формы и цвета далеки от естественности. Зеленый, естественный цвет растительности, появляется редко. Глубина представлена положением вокруг основной сцены.
LMI отмечает высокий уровень минойского влияния на юге Эгейского моря (Пелопоннес, Киклады, Додеканес, юго-западная Анатолия). Позднеминойская керамика широко экспортировалась; он появился на Кипре, Кикладах, Египте и Микенах.
Плавные движущиеся узоры, почерпнутые из форм цветов и листьев, окрашенные в красный и черный цвета на белом фоне, преобладают, в устойчивом развитии из среднего минойского периода. В LMIB есть типичный сплошной лиственный орнамент, в котором художников первых мастерских начинают узнавать по характерным мотивам; как и во всем минойском искусстве, имя никогда не появляется.
В LMIB также проявляется Морской стиль ; в этом стиле, возможно, вдохновленном фресками, вся поверхность горшка была покрыта морскими существами, осьминогами, рыбами и дельфинами на фоне камней, водорослей и губок (Примеры 1, Примеры 2, Примеры 3, Примеры 4 ). Морской стиль более плавный, без четких зон, потому что он показывает морских существ как плавающих, как если бы они были в океане. Морской стиль был последним чисто минойским стилем; ближе к концу LMIB все дворцы, кроме Кносса, были жестоко разрушены, как и многие виллы и города. Это произошло из-за извержения вулкана на острове Тера во время LMIA. Взрыв вызвал цунами, обрушившееся на северное побережье Крита и разрушившее прибрежные поселения, где располагалась основная часть дворцовых комплексов.
Датируемые LM IA и следующие за ними также конические рита, или чашки для питья, из стеатита, а также имитация керамики. (Пример ) Некоторые из рит представляют собой декоративные сосуды для возлияния, такие как отмеченный «Ритон с головой быка », найденный в Кноссе. Ритон с головой быка, однако, был особым типом, экземпляры которого были найдены во многих случаях. Голова быка встречается и в керамике. Другие известные каменные вазы LM IA и II - это «Ваза для жатвы» Вид 1, Вид 3, Вид 4, из Святой Триады, на котором изображена процессия урожая, «Кубок вождя », изображающий обряд совершеннолетия, Боксер Ритон (Святой Триада), изображающий сцены бокса, Святилище Ритон, изображающее пиковое святилище «хозяйки животных», с птицами и прыгающими козлами и др.
Морской стиль «Кувшин Пороса», 1500–1450 гг. До н.э.
Кувшин в цветочном стиле из Феста, 1500–1450 гг. До н.э.
Кувшин в цветочном стиле с папирусом, из Палаикастро, 1500–1450 гг. До н.э.
Ритон с головой глиняного быка, Палаикастро, 1500-1450 гг. До н.э., AMH
Ваза с головой быка из LM II
Около 1450 г. до н.э., начало LM II, Микенские греки, должно быть, перебрались в Кносский дворец. Они были прочно обоснованы к 1400 г., если датировать таблички с линейным письмом B. Возникшая в результате культура LM II не является разрывом с минойским прошлым. Минойские традиции продолжаются при новой администрации. Однако формы и конструкции ваз становились все более и более микенскими по своему характеру с большим разнообразием декора. Названия стилей множились и в некоторой степени зависят от автора. Приведенные ниже имена - лишь некоторые из наиболее распространенных. Некоторые авторы просто используют название «микенский койне»; то есть позднеминойская керамика Крита была до некоторой степени просто разнообразием широко распространенных микенских форм. Рисунки также встречаются на печатях и потолках, на фресках и других артефактах. Часто керамику позднего минойского периода нелегко поместить в подпериоды. Кроме того, это импорт с соседних побережий Средиземного моря. Используется не только керамика: брекчия, кальцит, хлорит, сланец, доломит и другие цветные и узорчатый камень были вырезаны в глиняные формы. Возникает бронзовая посуда, имитирующая керамическую посуду.
Во время LMII, микенское влияние стало очевидным. формы ваз в Кноссе похожи на те, что на материке. Представленный ими Palace Style адаптирует элементы предыдущих стилей, но также добавляет особенности, такие как практика ограничения декора резервами и полосами, подчеркивая основание и плечо горшка и движение к абстракции (Примеры 1, Примеры 2, Примеры 3 ). Этот стиль начался в LM II и продолжился в LM III. Дворцовый стиль в основном ограничивался Кноссом. В позднем проявлении дворцового стиля плавные и стихийные прежние мотивы застыли и стали более геометрическими и абстрактными. Заметны египетские мотивы, такие как папирус и лотос.
Обычный стиль и закрытый стиль, разработанный в LM IIIA, B на основе дворцового стиля. В стиле «Закрыть» продолжаются темы «Морской стиль» и «Цветочный стиль», но художник проявляет ужас Vacui или «страх пустоты». Все поле декора залито плотно. (Примеры ). Особенно часто используется Stirrup Jar.
IIIC
Наконец, в субминойский период геометрические конструкции дорийцев становятся более очевидными. (Пример )
Минойские товары были уже знакомы по находкам на материковой части Греции и на экспортных рынках, таких как Египет, до того, как стало понятно, что они пришли с Крита. В большинстве случаев в XIX веке В литературе они описываются как «микенские», и признание и анализ стилей и периодов в некоторой степени повлияли на это предположение. Только в 1890-х годах были признаны и опубликованы первые находки на Крите из пещеры в Камаресе. местный археолог, который позволил молодому Джону Майресу опубликовать их; Майрес понял, что это были те же самые предметы, что и находки в Египте, опубликованные Флиндерс Петри. В течение нескольких десятилетий анализ минойской керамики был в основном стилистическим и типологическим, но в последние десятилетия произошел поворот к техническому и социально-экономическому анализу.
Таблички с линейным письмом B содержат записи о изготовленных сосудах из различных материалов. Идеограммы сосудов не настолько ясны, чтобы облегчить сопоставление с обнаруженными артефактами. Используя рисунок «Содержимое гробницы треножного очага» в Зафер Папура из дворца Миноса Эванса, на котором изображены бронзовые сосуды LM II, многие из которых выполнены в форме керамических, Вентрис и Чедвик смогли создать несколько новых корреляции.
Идеограмма | Линейное письмо B | Микенское греческое | Классическое греческое | Этимология | Примеры |
202 ГОБЛЕТ? | ди-па | * дипас (пой) | депас (пой), чаша, архаический большой сосуд. | C.Luvian tappas и H. Luvian (CAELUM) ti-pa-sº 'небо (воспринимаемое анатолийцами как чаша, покрывающая плоскую Землю)' (Якубович 2010: 146) | 1, 2 (воспроизведение) |
207 TRIPOD AMPHORA | ку-ру-су-па 3 | Возможно * khrysyphaia или, возможно, содержащий семитский suppu "ваза". | ? | Возможно "золото и серый «если греческий» или «золотая ваза», если семитский | 1 (ранний кипрский) |
209 AMPHORA | a-pi-po-re-we | * amphiphorewes (pl) | amphiphoreus (петь), амфора | "порт-о" (Хоффман) | 1 |
210 STIRRUP JAR | ка-ра-ре-мы | * khlarewes (pl) | khlaron (пой), архаический сосуд с маслом | «желтая штука» (Хоффман) | 1, 2, 3, 4 |
211 ЧАША ВОДА? | po-ti- -we | ? | ? | ? | |
212 БАНКА ВОДЫ? | у-до-ро | * худрой (мн.) | гидрос (пой), водяная змея | «вода (кувшины)» | 1 |
213 ЧАША | i-po-no | * ipnoi (pl) | ipnos (петь), форма для выпечки | «Голландская печь» |
На Викискладе есть материалы, связанные с минойской керамикой. |
Wikimedia Commons has media related to Minoan pottery. |