Мелетий Смотрицкий

редактировать
Мелетий Смотрицкий
Мелетий Смотрицкий.jpeg
Родился Максим Герасимович Смотрицкий около 1577 г. Смотрич, Подольское воеводство, Польша
Умер 17 или 27 декабря 1633 г. Деревня Дерман, Волынское воеводство, Польша
Гражданство Речь Посполитая
Альма-матер Острожская академия Вильнюсского университета (1600)
Занятие религиозный писатель, лингвист
Известен "Славянская грамматика с правильным синтаксисом" (1619)
Родители) Герасим Смотрицкий

Мелетий Смотрицкий ( Украинский : Мелетій Смотрицький, латинизируется : Мелетий Smotrytskyy ; белорусски : Мялецій Сматрыцкі ; русский : Мелетий Смотрицкий, латинизируется : Мелетий Смотрицкий ; польский : Melecjusz Smotrycki), нэ Maksym Herasymovytch Смотрицкий (с 1577 - 17 или 27 декабря, 1633.), Архиепископ Полоцкий (митрополит Киевский), писатель, религиозный и педагогический деятель Речи Посполитой, русинский лингвист, труды которого повлияли на развитие восточнославянских языков. Его книга «Славянская грамматика с правильным синтаксисом» (1619) систематизировала изучение церковнославянского языка и, по словам Винокура, «стала общепринятой грамматикой в ​​России вплоть до конца XVIII века». Он верил в возрождение православной религии на традиционно славянских землях (см. Славянские народы ) с центром в Российском царстве.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Общие
  • 2 Обращение в католицизм
  • 3 Как униатский епископ
  • 4 Архиепископ Иераполисский
  • 5 Обсуждение канонизации
  • 6 Грамматика
  • 7 Работ
  • 8 ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Общий

Родился в Смотрич, Подилли, Мелетий был сыном известного писателя и педагога Herasym Смотрицкий. Первое формальное образование он получил в Острожской академии, где его отец был ректором. Академия - старейшее высшее учебное заведение Восточной Европы. Позже он учился в Вильнюсском университете, институте иезуитов, примерно между 1596 и 1600 годами. После этого Смотрицкий путешествовал по Европе, продолжая свое образование в университетах Лейпцига, Виттенберга и Нюрнберга.

В 1608 году Мелетий вернулся в Вильнюс, где стал членом местного братства. Под псевдонимом Теофил Ортолог он написал свою знаменитую полемику «Тринос». Где-то в 1615-1818 годах Смотрицкий был учителем церковнославянского языка и латыни в недавно созданной Киевской Братской школе. Впоследствии он стал одним из первых ее ректоров. В 1616 году он опубликовал русинский перевод «Учительского Евангелия... от Калисто», а в 1615 году в Кельне он опубликовал грамматику на греческом языке. В 1618 году Смотрицкий вернулся в Вильнюс, где в Свято-Духовном монастыре принял монашеский постриг и принял имя Милетий. Там, в городе Вевис, он участвовал в издании « Словаря славянского языка» (1618 г.), а затем, в 1619 г., « Славянской грамматики с правильным синтаксисом».

В 1620 году Мелетий Смотрицкий стал архиепископом Полоцким (митрополит Киевским), епископом Витебским и Мстиславским. Примерно в это же время он опубликовал несколько антисоюзных (см. Брестскую унию ) работ, за которые подвергался гонениям со стороны польских властей. В течение 1624 г. Смотрицкий побывал в Константинополе, Египте, Палестине, после чего в 1625 г. вернулся в Киев.

В конце концов, по 1627 он примкнул с последователями Союза и стал архимандритом из Дерман монастыря  [ пл ]. Папа Урбан VIII пожаловал Смотрицкому титул (титулярного) архиепископа Иераполя. Смотрицкий похоронен в Дерманском монастыре.

Обращение в католицизм
«Что такое буква?...» из первого издания грамматики Смотрицкого.

Католические и православные авторы давно обсуждают причины, по которым Смотрицкий отказался от православия и обратился в униатскую церковь. Католики-униаты утверждали, что обращение было чудом, основанным на заступничестве святого мученика Иосафата Кунцевича. Это объяснение, впервые выдвинутое Иосифом Велиамином Руцким, появляется в папской булле Папы Пия IX, канонизирующей Кунцевича. Смотритыский также сравнивал себя с Павлом Тарсским, внезапно забившим камнями святого Стефана. Православные христиане, в свою очередь, объясняли его обращение мирскими причинами: утверждая, что его соблазняли деньги и престиж предстоящего назначения настоятелем униатского монастыря в Дерманиу. Бывшего архиепископа Полоцкого изображали изменником истинной веры и сравнивали с Иудой или Мартином Лютером. Против Мелетия Смотрицкого была написана целая группа православных брошюр. В своих письмах он редко упоминал причины смены религии, вместо этого противопоставляя «старого» и «нового» Смотрицкого. Он предположил, что до своего обращения он не был уверен, во что он на самом деле верил, а его принятие католицизма восстановило его уверенность в этом отношении. Он также назвал разные даты своего решения принять унию, с 1623 года (перед отъездом в Константинополь ) до 1628 года. Он сказал, что с 1615 года он вел внутреннюю битву, становясь сильнее в процессе написания своих собственных текстов; в них он с все меньшей убежденностью защищал православный догмат, предполагая, что еще до хиротонии епископ не был согласен с духом братства после его антиуниатской публикации из Вильнюса. Ряд ученых утверждают, что архиепископ Мелетий решил обратиться в унию под влиянием разочарования, которое принесло ему поездку в Константинополь. Это решение было результатом глубокого духовного кризиса и окончательной веры в то, что единственное, что могло помочь возрождению русинского народа и культуры, - это связывание земель древней Руси с польско-литовским государством и объединение церквей. Миронович утверждает, что разочаровывающий опыт Смотрицкого в поездке в два древних патриархата означал, что он решил посвятить все свои силы объединению «Руси» в единой униатской церкви. 6 июля 1627 года Мелетий Смотрицкий направил папе Урбану VIII письмо с просьбой о прощении его грехов и принятии его в католическую церковь. Второе письмо было адресовано кардиналу Оттавио Бандини, в котором пообещалось, что с этого момента он не будет отклоняться «даже на волосок» от католической веры. 10 июля 1627 года униатский архиепископ Иосиф Велямин Руцкий в письме папы получил указание обратить Мелетия Смотрицкого в христианство. Дело в том, что исповедание веры бывшим православным архиепископом и полемистом уже тогда держалось в секрете. Смотристский попросил папу разрешить временно сохранить свои православные титулы и обязанности в отдельном письме, отправленном одновременно с письмом с просьбой о приеме в католическую церковь.

Как униатский епископ

После принятия унии Смотрицкий был ярым сторонником полного воссоединения Церкви. Он скрывал, что уже перешел в Союз. Однако его отношение начало вызывать подозрения у духовенства. Сохранив популярность среди священников и верующих в Беларуси, он потерял доверие как вильнюсского братства, так и киевских монахов в монастырях. В то же время католики еще не были уверены, что Смотрицкий сохраняет полную верность своему недавно принятому католицизму. 8 апреля 1628 года кардинал Людовизи в письме к Александру Заславскому потребовал, чтобы министр публично исповедовал католическую веру. Смотрицкий к тому времени уже не проживал в Вильнюсе, а в монастыре в Дермане. События, которые привели к окончательному раскрытию обращения Смотрицкого в католицизм, известны из ряда документов, исходящих от него самого или от его православных оппонентов. Смотрицкий утверждал, что впервые после обращения он встретился с православными епископами республики во время празднования Рождества Богородицы в 1627 году в Киеве. На встрече присутствовал и Петр Могила, который еще оставался мирянином. Могила и архиепископ Иов попросили Смотрицкого показать им катехизис, который представил Константинопольский Патриарх. Следующее собрание иерархии состоялось в шестую воскресенье Великого поста в Городку на имении Киево-Печерской Лавры. В нем, помимо Мелетия Смотрицкого, присутствовали митрополит Иов, епископ Луцкий Исаак, Хелм Паисюс и Петр Могила, который уже был игуменом в Киево-Печерской Лавре. Смотрицкий выступил на встрече с речью, в которой обсудил шесть основных различий между двумя конфессиями. Тогда собравшийся собор решил созвать Православную Церковь в Киеве; в нем принимало участие не только духовенство, но и представители православной знати и буржуазии. Епископы согласились представить на Соборе проект унии Православной и униатской церквей. Иерархи согласились с тем, что вопреки более ранним выводам, Мелетий Смотрицкий не опубликовал нового договора, в котором обсуждались бы разногласия между соперничающими церквями. Смотрицкий позже утверждал, что и митрополит Иов, и Петр Могила допустили заключение новой унии. И только после решительной антипрофсоюзной позиции казаков, присутствовавших на совете в Киеве, они были вынуждены изменить свою позицию. Смотрицкого все чаще подозревали в проуниатских симпатиях. Поэтому после приезда в Киев его не поселили в Печерской Лавре и пришлось жить в монастыре Михайловского Златоверхого монастыря. Священник написал, что был на соборе, который посещали представители казаков, которые угрожали ему смертью в случае, если православная иерархия согласится присоединиться к унии. Его проект нового союза церквей и аргументы в пользу введения подписали мирный договор об апологии, распространенный в восточные страны. Обсуждение проектов союза Смотрицкого проходило на Киевсовете без участия казачьих делегатов. Смотрицкого обвинили в проповедовании ереси, в том числе сабеллианства и манихейства. Произведения Смотрицкого 1628-1629 годов также неоднократно подвергались публичной критике со стороны православных монахов. Это означало провал про-профсоюзных инициатив, хотя проекты по объединению двух церквей все еще представлялись в последующие годы. Аргументы Смотрицкого в пользу унии были снова представлены в 1629 году в издании Paraenensis, но не были поддержаны православными епископами. Смотрицкий считался православным епископом в январе 1629 года (Иосиф Бобрикович уже тогда был его заместителем в канцелярии монастыря Святого Духа в Вильнюсе), но через несколько месяцев православные явно признали его предателем, отказавшимся от прежней профессии рядового. материальные блага. Также католическая церковь сразу же после Киевского собора решила, что Смотрицкий не полностью посвящен унии, тем более что до сих пор не было публичного признания того, что он оставил Православие. В сентябре 1629 г. Смотрицкий принял участие в Православно-униатском Синоде во Львове, где уже выступал на открытии униатских и православных переговоров о переходе в католицизм. Это было его последнее публичное выступление, во время которого он высказался по вопросам религии и положения русинского народа. Львовский Синод, на котором Успехи униатского митрополита и царя должны были привести к созданию республики униатского патриархата, закончился полным провалом, поскольку ни православная иерархия, ни даже присланное Львовское братство не согласились со своими делегатами.

Архиепископ Иераполисский

Смотрицкий не мог остаться архиепископом Полоцким, так как собор уже был населен униатской церковью. Иосиф Веламин Руцкий даже предложил присвоить ему титул епископа Галицкого. Наконец, 5 июня 1631 года папа Урбан VIII присвоил ему титул ( титульного ) архиепископа Иераполя. Таким образом, бывший православный архиепископ Полоцкого имел достоинство в католической церкви, которое не давало никаких реальных полномочий. Причина такого решения заключалась в том, что Папа мог отрицательно оценить отношение Смотрицкого на соборе в Киеве, где он не признал себя виновным в своем обращении. Еще в 1631 году Смотрицкий писал в Рим, что хотел бы быть епископом действующей епархии в Малороссии. В то же время он отказался ехать в качестве миссионера на Афон, где, по его словам, его работа не имела шансов на успех. В письмах в Рим униатское духовенство неизменно утверждало, что Смотрицкий активно участвует в жизни Церкви. Множество этих писем предполагают, однако, что до конца своей жизни он оставался под пристальным наблюдением униатской иерархии. Смотрицкий до сих пор получал письма от Вильнюсского братства и некоторых православных монахов. В своих письмах он призывал православных принять унию, поскольку они все еще были обществом, состоящим не только из крестьян. Таким образом, они сохранят определенные права и привилегии. В последние четыре года своей жизни Смотрицкий не занимался богословской работой и никогда не привлекал публику к выступлениям по вопросам, связанным с Церковью. 16 февраля 1630 г. Смотрицкий обратился к Папе Урбану VIII с еще одним письмом, в котором он представил новый план развития Речи Посполитой, в котором он предложил применить силу для распространения унии, объединив усилия Церкви, государства. и католические магнаты. Все возрастающая нетерпимость Смотрицкого проистекала из его убеждения, что только приняв союз, русины станут политической нацией, уважаемой наравне с поляками и литовцами и сохраняющей свою автономию. Он также был убежден, что привязанность к Русинской католической церкви может привести к нравственному обновлению Православной церкви, поскольку первая пользовалась наибольшей свободой и имела наиболее образованное духовенство. Мелетий Смотрицкий скончался 27 декабря 1633 года. Его последний исповедник, иезуит Войцех Кортицкий, посвятил его памяти панегирик, который он произнес тогда в печати. Митрополит Иосиф Веламин Руцкий заявил, что Смотрицкий был отравлен православным диаконом, нанявшим писца. Похоронен в монастыре в Дермане, который оставался его резиденцией с 1627 года.

Обсуждение канонизации

Во время беатификации Иосафата Кунцевича в 1637 году обсуждалась также беатификация Мелетия Смотрицкого, потому что он был гонителем унии, но сменил позицию на ярого защитника. Возможно, чтобы популяризировать свою кандидатуру на святость, в 1666 году Джеймс Дагу опубликовал биографию. Священник находился после 1648 года в Риме и там смог убедить соответствующие власти рассмотреть вопрос о беатификации Смотрицкого. Описания сверхъестественных событий, произошедших после смерти Смотрицкого, дал его последний духовник. Согласно его рассказу, ему очень хотелось попросить вас вставить его руку в гроб с письмом Папы Урбана VIII, информирующим его о квитанции для архиепископа Иераполиса. Но монахи-униаты забыли об этом с первого раза и положили письмо в гроб буквально через несколько часов после смерти священника. Затем рука покойного должна была двинуться и крепко схватить документ. Его изъятие из руки покойного должно было быть возможным только тогда, когда он встал над телом Киевского митрополита и потребовал вернуть письмо. В более поздней версии описания события Кортицкий поместил информацию о якобы положенном монахами в гроб письме православного патриарха Иерусалима, но это было полностью проигнорировано. Кортицкий также утверждал, что перед похоронами рука, держащая письмо, чудесным образом обновлялась, производя впечатление живой. Митрополит Руцкий подтвердил, что следующие события действительно имели место, и даже написал о них для Конгрегации по распространению веры в августе 1634 года. 19 декабря 1634 года эта община провела собрание, на котором было решено, что Смотрицкий был убит, и должен быть канонизирован как мученик. Этот вопрос снова обсуждался в июле 1635 года, а в октябре того же года представитель Конгрегации обратился к Руцкому с просьбой предоставить копию описания посмертного чуда. В 1635 году василианский монах по имени Исайя, который также был участником похорон Смотрицкого, сказал Онорацио Висконти, папскому нунцию в Варшаве, что покойный епископ хранил в гробу два списка - папский и патриархальный. В то время как окончательное послание Конгрегации гласило, что Смотрицкий окончательно «отверг» письмо Патриарха Богоявления, сомнения в этом отношении могли быть одной из причин, по которым процесс канонизации Смотрицкого был приостановлен.

Грамматика

Смотрицкий наиболее известен своей «Славянской грамматикой с правильным синтаксисом» ( Грамматіки славєнския правилноє Сvнтаґма, 1619), которая систематизировала то, что сейчас известно как «современный церковнославянский язык » или, более конкретно, «мелетинский церковнославянский язык». Это был единственный справочник по грамматике на белорусских, русских и украинских землях, который оказал огромное влияние на развитие этих языков. Работа Смотрицкого также внесла большой вклад в изучение церковнославянских текстов по всей Восточной Европе. Грамматика 1619 года была впервые переиздана в 1721 году и много раз переиздавалась позже.

Работу Смотрицкого по славянской грамматике можно сравнить по своему влиянию с работой Дионисия Фракса по греческому языку и Элия ​​Доната и Присциана по латыни.

Работает
  • Ρηνος к iest Lament iedyney S. powszechney apostolskiey Wschodniey Cerkwie... - Вильно, 1610.
  • Ґрамматіки Славенская правка Свантаґма... Ева, 1619. Перепечатка: Киев: Наукова думка, 1979. онлайн-версия (отсканированная). Апология. - Львов, 1628.
  • Αντιγραφη (Антиграфи) // Памятники полемической литературы. - СПб., 1903. - Пр. 3 (Русский восток. Библиотека, Том 19). Verificatia niewinności // AYUZR. - Часть 1. - Т. 7.
  • Лямент в убогой світе на жалостной преставлені святолюбивого и обої добродітели Бхагат мужа Бозі велебного г-на отца Леонтия Карповича архімандрита общіа обитель при церкви Свято-Православного братства Церкви / Церкви Греческой церкви / Святой Духовной церкви України - К., 1988.
  • Собрание сочинений Мелетия Смортицкого / Гарвардская библиотека ранней украинской литературы: Тексты: Том I. Кембридж (Массачусетс): Гарвардский университет, 1987. ISBN   0-916458-20-2.
  • Евангельское учебное заведение Мелетия Смотрицкого / Гарвардская библиотека ранней украинской литературы: Тексты: Том II. Кембридж (Массачусетс): Гарвардский университет, 1987. ISBN   0-916458-21-0.
использованная литература
  • 3асадкевич Н. Мелетий Смотрицкий, как ученый. - Одесса, 1883.
  • Краткий VS творческий путь Мелетия Смотрицкого. - Минск, 1987.
  • Нічик В. Литвинов, В.Д., Стратій Ю.М. Гуманистичні и реформаційні идеи на Україні. - К., 1991.
  • Оса Александрович Мелетий Смотрицкий, архиепископ Полоцкий. - К., 1912.
  • Прокошин Е. Мелетий Смотрицкий. - Минск, 1966.
  • Яременко П. К. Мелетій Смотрицкий. Життя и творчість. - К., 1986.
  • Фрик, Дэвид А. Мелетий Смотрицкий. Кембридж / Массачусетс. 1995 г.
  • Horbatsch, Olexa (ред.). Мелетий Смотрящий: Грамотики Славенская Правильная синтагма. Jevje 1619. Kirchenslavische Grammatik (Erstausgabe). Франкфурт-на-Майне 1974 г.
  • Пью, Стефан М. Завещание русинам. Лингвистический анализ Смотрицкого варианта. Кембридж / Массачусетс. 1996 г.
  • Винокур Г.О. Русский язык: краткая история, пер. М.А. Форсайта под редакцией Дж. Форсайта. Издательство Кембриджского университета, 1971.
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-02 05:57:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте