В Боги майя смерти, (также Ah Puch, Ах Cimih, Ах Cizin, Hun Ахав, Kimi, или Yum Kimil), известная различными названий, два основных типа богов смерти, которые, соответственно, представленных 16-го века юкатекских божеств Хунхау и Уакмитун Ахау упомянуты испанским епископом Ландой. Хунхау - владыка подземного мира. Иконографически Хунхау и Уакмитун Ахау соответствуют богам А и А '. В недавних повествованиях, особенно в устной традиции народа Лакандон, есть только один бог смерти (называемый «Кисин» в Лакандоне ), который действует как антипод Высшего Бога в сотворении мира и человеческого тела и душа. Этот бог смерти обитает в подземном мире, который также является миром мертвых. Как правитель над миром мертвых ( Metnal или Шибальба ), основным бог смерти соответствует ацтекам божества Миктлантекутли. В Пополь Вух есть два ведущих бога смерти, но на самом деле эти двое - одно: оба называются «Смерть», но хотя один известен как «Одна смерть», другой - «Семь смертей». Они были побеждены Близнецами-героями.
Два главных бога смерти считаются среди множества оборотней и привидений ( вайобов ), населяющих Подземный мир, причем Бог А, в частности, проявляет себя как охотник за головами и охотник на оленей. Ах Пуч был изгнан после того, как нарушил свое обещание, данное царю майя, и был отправлен в шторм, который навсегда вернет его на землю.
Кисин - это имя бога смерти среди Лакандонов, а также среди ранних колониальных холлов, причем kis является корнем, имеющим такие значения, как «метеоризм» и «зловоние». Ланда использует другое имя и называет повелителя подземного мира и «принца дьяволов» Хунхау, имя, которое в ранних словарях Юкатека встречается как Хумхау и Кумхау, не следует путать с Хун-Ахау; hau, или haw, означает «закончить» и «лечь на спину (устьем вверх)». Другие имена включают Юм Кимиля, «Повелителя смерти» на Юкатане и (Ах) Пукух в Чьяпасе. Имя Хун Ахау («Единый Владыка») часто встречается в Ритуале Бакабов, но никогда не упоминается как бог смерти. Ах Пух, хотя и часто упоминается в книгах о майя, не кажется подлинным майяским именем бога смерти. (Ах Пух упоминается в открытии Книги Чилам Балам из Чумаэля мимоходом как правитель Севера, а одного из служителей Шибальбы в Пополь Вух зовут Ахал Пух.)
В Пополь Вух, то герой Twins спуститься на «Место Fright» ( Ксибальбы ), где пара смерти богов, Хун-Came ( «One-Death») и Вукуб-Came ( «Семь-смерть»), правила над серией болезнетворных божеств. Они побеждают богов смерти и накладывают ограничения на их культ.
Согласно одному из самых ранних источников о религии майя (Франсиско Эрнандес, 1545), Эопуко (то есть Ах Пуку) жестоко обращался и убил бакаба, который воскрес через три дня.
Скелетный бог смерти Кисин играет видную роль в мифологии Лакандона, главным образом в следующих сказках:
В классический период его живот иногда заменяется струями крови или гниения. Его обычно сопровождают пауки, многоножки, скорпионы, стервятник, сова и летучая мышь. Его обычно изображают с украшениями на запястьях и лодыжках. На нижней конечности у него круглая табличка «моло», от которой гнилостный запах смерти. Над его головой парит объект в форме буквы «S», вероятно, насекомое с фонариком. На лбу, как и у других божеств подземного мира, он носит «акабал», также известный как эмблема «тьмы». Его голова в культуре майя использовалась для обозначения числа 10, нижняя челюсть означала цифру десять, которая была вписана во все другие варианты головы чисел с тринадцатого до девятнадцатого. Его часто изображали танцующим и держащим в руке курящую сигарету. На его шее - ошейник смерти, состоящий из воплощенных глаз, подвешенных на своих нервных связках. Черные пятна на его теле символизируют разложение плоти. Поскольку на некоторых изображениях он представляет собой гниющий труп, он показан с раздутым животом.
И Бог А, и Бог А занимают видное место в новогодних обрядах, описанных в Дрезденском кодексе. Бог А ', вероятно, соответствует богу смерти Уакмитуну Ахау в описании Ланды новогодних обрядов. Он руководит годом великой смертности. Чтобы отразить зло в течение этого года, люди ходили по ложе из раскаленных углей, которые, возможно, представляли огни Подземного мира. Жрецы храма облачались в костюмы Бога А 'и совершали обряды кровопускания и человеческих жертвоприношений. Те, кто выдавал себя за это божество, танцевали шаги ритуального жертвоприношения, наводя ужас в душах участников ритуала и зрителей, ставших свидетелями этих священных событий.
Бог А в таблицах лунных затмений Дрезденского кодексаС различными иероглифическими именами и атрибутами Бог А фигурирует в процессиях и случайных рядах оборотней и привидений ( вайоб ). В связи с этими явлениями он, как правило, изображается либо как охотник за головами, либо как охотник на оленей (см. Рисунок). На грандиозной лепной стене Тонина отрублена голова вражеского короля. Охота бога смерти на оленей имеет две стороны. С одной стороны, охота на оленей может метафорически относиться к охоте на человеческие жертвы. С другой стороны, также, кажется, существует связь с определенным вайобом в форме оленя, но с хвостом паучьей обезьяны. Например, на знаменитом черепе пекари из Копана такой образ оленя выглядит как приветствие бога смерти, возвращающегося с охоты.
Вместе с Божеством Дождя Чааком Бог А присутствует в превращении человека (возможно, героя) в ягуара, который обычно изображается младенцем и который, кажется, исчезает в подземном мире.
Помимо этих контекстов, на скамейке Копан несущие землю Бакабы соединены с богами смерти А. Это может быть связано с тем фактом, что на Юкатане один из четырех Бакабов назывался «Белая Смерть» (Закчими).
Другой кодический бог смерти - это Бог А ', соответствующий Уак Митун Ахау Ланды и характеризующийся черной полосой над глазами и инфиксом «тьма» на лбу. Как и бог смерти А, он фигурирует среди классических вайобов. Однако вместо того, чтобы быть охотником за головами, Бог А 'представляет собой демоническое привидение, неоднократно показываемое в иллюзионистском акте самообезглавливания. Он представлен с очень бледным телом, похожим на труп. Над глазами черные полосы. Как и все божества подземного мира, он носит «ак'аб'ал», который является знаком тьмы и гадания подземного мира. Бог изображен в большом головном уборе, в центре которого проходит бедренная кость. На большинстве изображений он изображен с посохом, дудкой или шаром. Как и большинство божеств в религии майя, он носит украшения на шее, запястьях и лодыжках. Он носит халат или ткань, закрывающую область таза спереди и сзади. Его иконография в значительной степени пересекается с изображением антропоморфного образа (обозначенного как Мокочи) и демонического летающего насекомого, иногда несущего факел (возможно, мясного мухи, светлячка или осы). Несмотря на вышесказанное, было высказано предположение, что иероглифическое имя бога А 'следует читать как Акан, имя, иначе известное только как имя божества алкогольных напитков 16-го века.
В тексте из раннего колониального песенника Дзитбалче говорится, что Преисподняя ( Miitnal) должна быть открыта, а Кисин ( Cizin) должен быть освобожден в течение последних двадцати дней в году ( Uayah-yaab). В классический период голова скелетного бога А служит (i) иероглифом дня Кими, «Смерть», соответствующего Каме в Киче, а также именем парных правителей Шибальбы в Пополь Вух ; (ii) иероглиф числа десять ( ладжун), возможно потому, что глагольная основа ладж- означает «заканчивать»; (iii) переменный элемент в глифе C лунной серии, регистрирующий от одной до шести завершенных лун, вероятно, для предсказания лунных затмений. Очевидно, связанный с этим, Бог А может быть изображен с атрибутом полумесяца, который, кажется, отмечает его как лунного божества-покровителя. Виньетка с Богом А (или, возможно, его женским аналогом) иллюстрирует таблицы лунных затмений Дрезденского кодекса (см. Рисунок).