Клавил, в постклассических кодексах, соответствующий богу K, является божеством майя, отождествляемым с молнией, змеями, плодородием и кукурузой. Для него характерна зооморфная голова, большие глаза, длинная вздернутая морда и утонченный змеиный зуб. Факел, каменный кельт или сигара, обычно испускающие дым, выходит из его лба, а нога змеи представляет собой удар молнии. Таким образом, Кавиил олицетворяет топор-молнию как божества дождя, так и короля, изображенного на его стелах.
Из соответствия между описанием Ландой новогодних ритуалов и описанием этих ритуалов в Дрезденском кодексе можно сделать вывод, что на Юкатане 16-го века Клавил назывался Болон Дзакаб « Неисчислимое » ( bolon «девять, бесчисленное множество»). материнские поколения », возможно, метафора плодородия. Имя бога К. в классический период могло быть таким же или похожим, поскольку цифра «девять» неоднократно встречается в логограмме божества.
Однако, исходя из эпиграфических соображений, классического бога К. в настоящее время чаще всего называют Кавиилом. Иероглифический, голова бог K может заменить слог k'a в k'awiil, слово, возможно, означает «мощный» и засвидетельствована как общее название божеств в юкатекских документах. Эта замена породила идею о том, что, наоборот, титул kʼawiil в целом следует рассматривать как имя, конкретно относящееся к богу К.
Молния играет решающую роль в сказках о сотворении мира и его подготовке к появлению человечества. В космогонии Пополь Вух три божества Молнии, отождествляемые с «Сердцем Неба» (среди которых Хуракан « Одноногий »), создают землю из первозданного моря и населяют ее животными. Болон Дзакаб играет важную, если не очень ясную роль в космогоническом мифе, описанном в Книге Чилам Балам из Чумаэля, где он отождествляется с завернутыми семенами. Боги дождя или их молнии однажды открыли Маисовую гору, сделав семена кукурузы доступными для человечества.
Женщина, обвитая змеиной ногой КавиилаКлавил также фигурирует в загадочной классической сцене, известной только по керамике (см. Рис. 2), на которой изображен престарелый предок или божество, выходящее из змеиной стопы бога молнии, очевидно, чтобы спариться с обнаженной молодой женщиной явно аристократического очарования, обвитой ею. змея. Не исключено, что значение этой сцены скорее ритуальное, чем мифологическое.
Возможно, связанные с последней сценой, лепные рельефы на колоннах Храма Надписей в Паленке изображают короля (а, возможно, и королеву), держащего младенца с кельтом молнии во лбу и змеиной ногой, или младенческую молнию. бог ( unen q'awiil), который также является одним из трех божеств-покровителей Паленке (GII).
Иллюстрированный цикл катунов Парижского кодекса предполагает, что представление головы Кавиила - возможно, обещавшего «Бесчисленные поколения» - было частью ритуального инаугурации короля и восшествия на престол. Кавиил олицетворял не только воинственную молниеносную мощь короля, но и его силу приносить сельскохозяйственное процветание своим подданным: божество Молнии было богом сельскохозяйственного изобилия, в частности семян кукурузы и какао. Поэтому его часто изображают с мешком зерна, иногда с выражением hun yax (al) hun kʼan (al) «изобилие».