«Lyra de bracio», как показано Майклом Преториусом в его Syntagma Musicum | |
Другие названия | Lyra de bracio |
---|---|
Классификация | Струнный инструмент |
Разработан | XV век |
Родственные инструменты | |
Lirone. Vielle |
lira da braccio (или lyra de bracio) была европейским изогнутым струнным инструментом эпохи Возрождения. Его использовали итальянские поэты-музыканты при дворе в 15 и 16 веках для сопровождения их импровизированных декламаций лирики и Повествовательная поэзия. Он наиболее тесно связан со средневековой скрипкой, или vielle, и, как и vielle, имел форму листа pegbox с передними колышками. Скрипки со струнами для дрона стали появляться с IX века (Византийская лира ), а развитие инструмента продолжалось в XVI веке. Во многих изображениях инструмента на нем играют мифологические персонажи, часто члены ангелов супругов, и чаще всего Орфей и Аполлон. Лира да бракчо иногда использовалась в ансамблях, особенно в промежуточном, и, возможно, выступала в качестве инструмента протоконтинуо.
Инструмент был по форме похож на скрипку, но с более широким грифом и более плоским мостом. Как правило, у него было семь струн, пять из которых были настроены как скрипка с добавлением низкого d к низу (то есть d – g – d'– a'– e '') с двумя струнами на грифе, которые служили дронов и обычно настраивались в октавах. Майкл Преториус показывает инструмент с ладами, хотя он единственный, кто это делает (см. Изображение справа). Широкий гриф и плоский мост вместе с длинными, сильно изогнутыми смычками облегчили игру на инструменте на аккордах. Хотя Преториус изображает инструмент как лира де брацио с различными альтами «da gamba» (см. Изображение: Syntagma12.png ), на самом деле на нем играли на плече, как подразумевается его название, которое относится к руке, или braccio по-итальянски. Судя по немногим сохранившимся трактатам и сочинениям, кажется, что лира игралась с тройными и четверными остановками. Исполнитель был несколько ограничен в том, какие инверсии он мог играть, и считается, что верхние струны могли использоваться для мелодии, а нижние - для игры на аккордах. Кроме того, считается, что при аккомпанировании пению инструмент играл на более высокой высоте, чем пел исполнитель. В конце XVI века была разработана версия lira da braccio с увеличенным числом струн для бас-гитары, lirone, также известная как lira da gamba, на которой играли «da gamba», или между ног.
Лира да бракчо впервые была процитирована в 1533 году (с использованием термина «семиструнная лира»), также описывая ее строй: [c-c '/ g-g'-d'-a'-e]. Лира была разработана для сопровождения гуманистических спетых стихов поэтов, таких как Петрарка 14 века и его более поздние подражатели, и была популярна в городах-государствах Северной Италии, таких как Флоренция, Феррара, Мантуя, Венеция и т. Д.. В этой роли лира пользовалась таким авторитетом среди инструментов, которого никогда уже не было. Среди его представителей в то время было несколько великих художников, в частности Леонардо да Винчи, который, по словам Эммануэля Винтерница, широко считался старейшиной исполнителей лиры.
Лира да Браччо работы Джованни д'Андреа, (1511). Художественно-исторический музей ВенаВозвышение мадригала и его аналога, инструментального консорта, а также стремительный рост более вокальной скрипки вскоре опрокинули лиру. выдающееся положение при дворе, а к 1530-м годам оно было низведено до сценического использования на великих фестивалях эпохи Возрождения, проводимых городами-государствами и их могущественными правящими династиями. Здесь его обычно находили на сцене в связи с присутствием бога Аполлона или смешивали с протоконтинуо за пределами сцены.
Рукопись Пезаро середины XVI века, важный документ в истории лиры, содержит запись Passemezzo Moderno (такта современного танца), написанную табулатурой в лирах. Обнаруженный в городе Пезаро на побережье Адриатического моря, этот странный искаженный шрифт является единственным сохранившимся образцом письменной музыки для лиры. Это предполагает, по крайней мере, возможность того, что к тому времени этот инструмент использовался как танцевальный. Его гармоничный характер и полезный набор домашних клавиш идеально подошли бы для воспроизведения модной танцевальной музыки дня.
Великий итальянский музыковед Дизертори показал, что можно реконструировать весьма убедительные образцы лиры да бракчо в ее ранних формах по тщательным картинам и рисункам Леонардо да Винчи, Рафаэля, Джованни Беллини, Витторе Карпаччо и многие другие художники конца 15 - начала 16 века, открывая, таким образом, много захватывающих возможностей, связанных с воссозданием исполнительской практики конца 15 века.
Существует до десяти сохранившихся примеров более поздней скрипичной лиры, хотя их подлинность все еще вызывает несколько резкие споры.