LWS-6 Żubr | |
---|---|
PZL. 30 Рубр | |
Роль | Средний бомбардировщик |
Производитель | LWS |
Первый полет | март 1936 |
Введение | 1938 |
В отставке | 1940-е годы |
Основной пользователь | ВВС Польши |
Произведено | 1938 |
Построено | 20 |
LWS-6 Żubr ( PZL.30, wisent (англ. Bison)) - польский двухмоторный средний бомбардировщик, произведенный Завод LWS до Второй мировой войны. Короткая серия использовалась только для обучения, поскольку она уступала современному дизайну PZL.37 Łoś.
PZL.30 был разработан Збиславом Чолкошем ) для PZL в начале 1930-х годов, первоначально как авиалайнер с 12 пассажирами. Когда Polish Airlines LOT вместо этого приобрела самолет Douglas DC-2, его конструкция была преобразована в бомбардировщик с проектируемой бомбой. 1200 кг. PZL.30 разрабатывался как менее совершенная, альтернативная конструкция среднего бомбардировщика, в случае, если более современная конструкция бомбардировщика, PZL.37 Łoś выйдет из строя. Первый прототип, обозначенный PZL.30 (или PZL.30BI), был запущен в марте 1936 года Болеславом Орлинским.
. Первый полет PZL.30 состоялся всего за три месяца до PZL. Опытный образец.37 Łoś летал. Хотя PZL.30 был разработан одновременно с PZL.37, он уступал своему собрату, будучи медленнее и имел гораздо меньшую бомбовую нагрузку, чем Łoś, но производился по той же цене.
Прототип PZL.30, первоначально оснащенный двумя двигателями Pratt Whitney Wasp Junior мощностью 420 л.с. , был затем переоборудован в PZL.30BII с более мощными двигателями Bristol Pegasus VIII. Самолет был принят в ограниченную серию на государственном заводе LWS в Люблине, техническим директором и руководителем проекта которого стал Чолкош. Второй прототип получил обозначение LWS-4 .
. Для ВВС Польши планировалось произвести 16 самолетов с обозначением: LWS-6 Żubr. Зубру был присвоен военный кодовый номер 71, а серийные номера должны были иметь заводские номера от 71.1 до 71.17, но самолетам в конечном итоге были присвоены другие кодовые номера из-за секретности.
В серийный самолет были внесены дальнейшие изменения, среди прочего Убирающееся в борта фюзеляжа шасси заменено на более обычное, убирающееся в гондолы двигателей. После того, как 7 ноября 1936 года прототип разбился из-за отслоения фанерной обшивки крыла, крыло пришлось усилить. Из-за этого увеличенного веса у LWS-6 была меньшая бомбовая нагрузка, чем ожидалось. Модифицированный прототип был изготовлен с двойным хвостовым оперением и поднялся в воздух в конце 1937 года. Окончательный вариант, однако, в ходе производства вернулся к конфигурации с одним увеличенным хвостовым оперением. Всего в 1938 году было построено 15 самолетов.
В 1937 году завод предложил построить плавучий самолет бомбардировщик-торпедоносец вариант LWS-5, вместо разработки конструкции LWS-1 (R-XXA) Ежи Рудлицкого. Предполагалось, что на нем будут установлены два поплавка Short типа Lublin R-XX. Сначала польский флот проявил интерес, и работы над LWS-1 были отменены, несмотря на их прогресс, но затем из-за проблем с разработкой LWS-5 работы над прототипом были отменены. Было очевидно, что маломощный LWS-5 не сможет нести эффективную наступательную нагрузку.
Помимо ВВС Польши, ВВС Румынии проявили интерес к прототипу «Зубр» в 1936 году и рассматривали возможность покупки 24 самолетов. 7 ноября 1936 года, после того как прототип с двигателем Pegasus столкнулся с структурным отказом в воздухе и разбился в Михаловице, все на борту погибли, включая двух румынских офицеров на борту, Румыния заказала вместо этого PZL.37 Łoś.
LWS-6 представлял собой обычный свободнонесущий высокоплан моноплан. Он отличался смешанной конструкцией (металл и дерево). Фюзеляж имел в поперечном сечении прямоугольную форму, представлял собой металлический каркас, покрытый металлом (верх фюзеляжа) и брезентом (борта и низ) с передней частью из дюралюминия. Крылья были деревянной конструкции и обшиты фанерой. Экипаж состоял из четырех человек: летчик, командир-бомбардир, радист и задний стрелок. Бомбардировщик размещался в остекленной носовой части с передней спаренной пулеметной башней с заметной остроконечной «бородой» под башней. Фонарь летчика располагался над фюзеляжем со смещением влево. Задний наводчик управлял спаренными пулеметами в полуоткатной верхней спинной башне, поднимающейся в рабочее положение, вместе с нижним положением «ловушка», действуя таким же образом. Основная ходовая часть убрана в гондолы двигателей. Самолет оснащался двумя радиальными двигателями Bristol Pegasus VIII нормальной мощностью 670 л.с. (500 кВт), взлетной мощностью 680 л.с. (520 кВт). Бомбы перевозились в бомбовом отсеке в фюзеляже, максимальная нагрузка составляла 660 кг.
Всего в 1938-1939 гг. ВВС Польши было поставлено 15 бомбардировщиков LWS-6. С самого начала они считались устаревшими и были назначены в учебные подразделения, в основном в 3-й учебный дион. В боевой эксплуатации LWS-6 выявил несколько неисправностей, например, на некоторых самолетах убиралась ходовая часть при посадке. Сообщается, что позже экипажи вылетели с заблокированной ходовой частью. Как учебно-тренировочные самолеты у них сняли вооружение. Однако произошла только одна авария без смертельных травм.
Во время вторжения в Польшу в 1939 году Зубры не использовались в бою. Некоторые из них были уничтожены на земле, как и многие другие учебно-тренировочные самолеты. Немцы захватили несколько LWS-6, в том числе прототип с двойным хвостом, и использовали их для слепого полета как минимум до 1942 года (среди прочего, в Blindflugschule Schleissheim). Люфтваффе прослужил этот бомбардировщик дольше, чем польский.
Советы захватили четыре самолета после вторжения в Польшу и впоследствии использовали их в качестве самолетов связи.
Данные с польских самолетов 1893–1939
Общие характеристики
Рабочие характеристики
Вооружение .
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Викискладе есть материалы, связанные с LWS-6 Żubr. |