Л. Толстой и Достоевский

редактировать

«Л. Толстой и Достоевский» - это литературное эссе (часто называемое литературно-критическим эссе), написанное Дмитрием Мережковским и опубликованное между 1900 и 1901 годами вжурнале « Мир искусства ». В эссе исследовалось сравнение творчества и мировоззрения Льва Толстого и Федора Достоевского. Автор работал над своим исследованием с 1898 по 1902 год, и его публикация совпала сотлучением Льва Толстого Святейшим Синодом и вызвала широкий общественный резонанс. Л. Толстой и Достоевский считается наиболее значительным произведением Мережковского в жанре литературного исследования и впоследствии признан наиболее подробным и точным исследованием творчества Льва Толстого.

Произведение частично было посвящено истории русской литературы, но также отражало меняющееся мировосприятие автора. Идеологическая основа эссе была основана на дилемме между христианством и язычеством. Александр Мень отмечал, что Толстой описывался как язычник «тайный провидец плоти», что противоречило «провидцу духа» Федора Достоевского. В своем исследовании Мережовский продолжал искать синтез между Ветхим Заветом, в котором говорилось о плоти, и Новым Заветом, в котором говорилось о духе.

Д.С. Мережовский был не первым автором, проанализировавшим творчество Л.Н. Толстого. В 1856 году Николай Чернышевский написал статью «Детство и юность. Военные рассказы графа Льва Толстого». Дмитрий Писарев написал статьи «Провалы в незрелой мысли» о повести «Детство», «Расцвет», «Юность» и «Старое дворянство» по роману « Война и мир ». Анализ творчества Л. Толстого проводили и современники Николай Некрасов, Салтыков-Щедрин, Николай Михайловский, Максим Горький и Вересаев, однако позже многие признали, что Мережовский дал наиболее подробный и обстоятельный анализ их всех.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Справочная информация
  • 2 Содержание
  • 3 «Отношение Льва Толстого к христианству»
  • 4 отзыва критиков
  • 5 ссылки
Задний план

К началу ХХ века Д.С. Мережковская активно занималась вопросами христианства и церковного собора. Г. Адамович в своей статье «Мережковский» напомнил, что «если бы разговор был действительно живым и присутствовала напряженность, то Мережовский рано или поздно вернулся бы к своей любимой теме - значению и значению Евангелия. Вплоть до произнесения слова «Евангелие» спор оставался поверхностным, и собеседникам казалось, что они играют в прятки ». Определив курс своих философских поисков истории русской литературы, Мережковский решил сформулировать его, противопоставляя Две классики русской литературы.

Между тем, «Определение Священного Синода № 557 с посланием к верным чадам Православной Греко-Русской Церкви о графе Льве Толстом» было опубликовано после 23 февраля 1901 г., когда произошел ожесточенный конфликт Л. Толстого с Православной церковью. церковь развернулась. В целом русская интеллигенция сочувствовала писателю. В печати публиковались сатирические очерки и брошюры, направленные против Синода, и пародии на Победоносцева.

«Его имя было у всех на устах, все взоры были обращены на Ясную Поляну: существование Льва Толстого ощущалось каждой фиброй духовной жизни страны, ежеминутно», - вспоминал П.П. Перцов. «У нас два царя: Николай II и Лев Толстой. Кто из них сильнее? Николай II никак не может навредить Толстому и не может украсть его трон, тогда как Толстой, несомненно, потрясает основы престола и династии Николая II», - писал Алексей Суворин.

После ухудшения здоровья Толстого по адресу «Торквемада» -Победоносцева в радикальном студенческом сообществе прозвучали решительные угрозы. «В настоящее время у студентов кружатся головы от ожидаемой смерти Толстого. При таких обстоятельствах благоразумие требует, чтобы я покинул Москву, где невозможно спрятаться», - писал Победоносцев.

Д.С. Мережовский очень открыто выразил поддержку позиции церкви, однако в письме к председателю Неофилологического общества Александру Веселовскому отмечал: «Мое отношение к Толстому, хотя и подвергается цензуре, но не враждебное, а скорее сочувственное».

Содержание

Мережовский сформулировал основную идею эссе в предисловии к Собранию сочинений. По его словам, книга посвящена борьбе двух принципов в русской литературе, противостоянию двух истин - Божественной Истины и Истины Человеческой. Автор считает Л. Толстого продолжателем «земного принципа - Истины Человеческой» в русской литературе, а Ф. Достоевского - носителем духовного начала - Истины Божественной. Сравнивая этих двух писателей, Мережовский прослеживает истоки их творчества еще до Александра Пушкина : «Он lt;LTgt; и Достоевский родны и противоположны друг другу, как самые могущественные ветви дерева; расходятся в противоположных направлениях. вершина, а у основания слита в один ствол ». Четыре из семи глав книги содержат оценку художника Толстого, в которой Мережовский дает подробную оценку творчества писателя. Мережовский определяет основную художественную технику Толстого как переход «от видимого к невидимому, от внешнего к внутреннему, от физического к духовному» или, по крайней мере, «инстинктивно».

Автор считал, что только раскрывая «тайны плоти», Толстой приближается к пониманию «тайн духа». Достоевский же движется от внутреннего к внешнему, от духовного к физическому. В обоснование своего тезиса Мережковский развил идею о том, что Л. Толстой предлагает читателю множество художественных деталей, которые помогают раскрыть внутреннюю сущность каждого героя. Портреты Достоевского кажутся жесткими, но они улетучиваются в читательском воображении благодаря своему духовному содержанию.

Мережовский внимательно изучил отношения Толстого с природой, считая их «разделенными» - для христианского Толстого природа есть «что-то темное, злое, звериное, даже демоническое...», однако, исходя из своих неосознанных языческих наклонностей, он полагал, что «человек сливается воедино. с природой, исчезает в ней, как капля в океане ».

Исследуя «скрытые действия» в творчестве Толстого, Мережовский отмечает, что автор воспринимает свое ремесло как «незаметное, слишком обычное», чтобы представить его как необычное. Автор считает, что Толстой первым открыл откровение, ускользнувшее от внимания других писателей, «что улыбка отражается не только на лице, но и в звуке голоса; голос, как и лицо, может улыбка".

Мережовский считает еще одной сильной стороной Толстого его необычайную способность изобретать себя заново, его способность чувствовать то, что чувствуют другие «в отношении их личности, возраста, непривычки, класса...». «Его эмоциональные переживания неисчерпаемы, как будто он прожил сотню жизней в телах других людей и животных», - пишет автор. По словам Мережовского, именно благодаря великому «эмоциональному опыту» Толстого он обладает необычайной способностью изображать «ту часть плоти, которая тяготеет к духу, и ту часть духа, которая тяготеет к плоти, - эту таинственную область. где Зверь и Бог сражаются вместе ».

«Отношение Льва Толстого к христианству»

Первоначально к Мерезовскому предъявлялись «эстетические» претензии, однако вскоре они уступили место «социальным и идеологическим претензиям». Произошло это после 6 февраля 1901 года (незадолго до выхода в свет «Определения»), когда Мережовский прочитал в Философском обществе Санкт-Петербургского Императорского университета доклад «Отношение Льва Толстого к христианству». Чтения, прошедшие в Зале Совета Императорского Санкт-Петербургского университета, вызвали жаркие дебаты, затянувшиеся далеко за полночь. Ю.В. Зобнин отмечал, что среди интеллигенции Мережовский явно «плыл против течения мнений, об этом сразу узнали и сразу вызвали негативную реакцию», в результате никто не вник в нюансы его критики «религии Толстого».

Сразу после статьи Мережовского «Отношение Льва Толстого к христианству» в прессе появился гневный упрек народнического публициста Александра Протопопова : «Эта газета производит плохое впечатление. Толстого можно любить и ненавидеть, можно соглашаться и не соглашаться с ним, но резать Толстого «как дурак»... сродни... стишку про слона и мопса... »- писал он. Вдобавок Протопопов дал Мережовскому следующую характеристику:

«Мережковский родился всего 35 лет назад. Окончив историко-филологический курс, г-н Мережковский быстро ассимилируется в« хорошее общество »- свои стихи он публикует в« Вестнике Европы »и других авторитетных журналах. Оригинал и за переведенными версиями следуют критические статьи и исторические романы. Благодаря подражателю Надсону г-н Мережковский становится популистом, затем символистом и, наконец, поклонником «чистой красоты» и ницшеанцем, а в последнее время явно также принимает на себя обязательства. к ницшеизму... С.А. Венгеров характеризует господина Мережковского как человека, особенно склонного к «книжным настроениям»: «Что бы последняя книга ни говорила его душе, останется наивысшим...» Таков мясник Толстого. - «Одесские новости». 1901. № 5241

Либеральная пресса развернула (пишет Ю. Зобнин) «настоящее преследование с личными оскорблениями и нелепыми, но действенными историческими параллелями» против Мережовского; например, статья Мережковского была сочтена отозванием «Варфоломеевской ночи» («Восточное обозрение» 1901, № 85). В знак протеста Мережковский написал письмо в редакции столичных газет, в котором указал на недопустимое давление на него, осудив его как «подавление общественного мнения». Письмо вызвало лишь новую волну насмешек: «В одном из рассказов Гаршина вылупляется ящерица, у которой оторван хвост« за ее убеждения ». Протестом Г. Мережковского он уподобляет себя этой ящерице, с той лишь разницей, что «хвост» господина Мережковского цел: нет никого, кто считает целесообразным его отрывать », - писала газета« Новости »( 1901. № 149).

Отзывы критиков

Диссертация «Лев Толстой и Достоевский» год публиковалась на страницах «Мира искусства» и вызывала стойкое раздражение у консервативных читателей, считавших взгляды Мережовского на русских классиков недопустимо «либеральными».

«В« Мир искусства », написанном г-ном Мережовским, задерживается на вид бесконечная статья о Льве Толстом и Достоевском, которая, как и все критические статьи г-на Мережовского, представляет собой характерную кашу из меда и дегтя. Однако на этот раз Мережовский превзошел самого себя. Говоря об Анне Карениной, Мережовский пытается причислить героиню этого романа к другим творениям Толстого и для этого сравнивает Анну Каренину... с конем Вронского Фру-Фру... Вот как хорошо пишут в «Мире». Искусства! "

Одним из немногих современников, которые оценили творчество Мережовского о Толстом и Достоевском, был Василий Розанов. Он считал, что «перед нами... совершенно новый феномен для нашей критики: объектная критика вместо субъективной критики, вскрытие писателя, а не профессия самого себя». Позанов писал:

«Мережовский обнажил грудь перед Толстым, как эллин с варваром, с истинной искренностью и большой артистической силой. Он боролся с« бездействием »,« браком », поверхностным« воскрешением »и множеством заклинаний. скука и засуха со стороны Толстого за последние несколько лет «... Здесь он взял в руки Толстого, который в последние годы является унылым символическим, постоянно ограниченным, полностью отрицательным и скучным, пустым и лишенным жизни».

Николай Бердяев, в целом считавший творчество Мережовского качественным, тем не менее в статье «Новое христианство» отмечал, что автор «никогда до конца не понимал и не ценил» Л. Толстого.

Зинаида Гиппиус в своей книге «Дмитрий Мережовский» пояснила, что суть предрасположенности автора лежала в основе ее исследования: «Естественно, Достоевский должен был быть и был ближе к Мережовскому, чем Толстой. он больше одалживал в своем направлении и, вероятно, был немного несправедлив по отношению к Толстому ».

Георгий Адамович писал, что книга Мережовского «Л. Толстой и Достоевский» «имеет большое значение и еще не полностью реализована». Признавая его несколько схематичный характер («особенно в разделе о Толстом»), он отметил, что он дает «новый глубокий взгляд на Войну и мир и Братьев Карамазовых, взгляд, который позже был принят и развился повсюду. Многие». наших критиков, да и писателей, не совсем понимают, в какой степени они обязаны Мережовскому за то, что они считают своей собственностью ».

Как отмечает Ю.В. Зобнина, до произведений Мережковского литературовед обычно «придавал» определенное «значение» тексту анализируемого автора, опираясь на биографические документы, позволяющие сформулировать «мнение писателя», и просматривал его работы (или более того). в частности, их «идеологически значимые» фрагменты) точно так же, как «биографические свидетельства». Мережковский первым подошел к тексту, пытаясь извлечь его «смысл» из элементов его эстетической структуры. По сути, он заключает, что в эссе Мережовского «... впервые в истории русского литературоведения были применены герменевтические методы».

Большая часть творчества Мережовского (такие как «Вечные товарищи», его исследования «Л. Толстой и Достоевский» и его работы о Гоголе) воспринимались как великие литературные события; его книга о Толстом и Достоевском, уже оцененная "близкими" и относительно "далекими" на момент ее создания, впоследствии (несмотря на многие фундаментальные и частные разногласия) не раз хвалилась как веха в развитии русской критики и литературоведение.

использованная литература
  1. ↑ Мережковский Дмитрий Сергеевич; Андрущенко Е.А. (2000). Л. Толстой и Достоевский. Москва: Наука. ISBN   5-02-011599-1. OCLC   44550919.
  2. ^ "Мережковский Дмитрий Сергеевич". Русский биографический словарь. Проверено 2 февраля 2010.
  3. ^ Эстетика русского декаданса на рубеже XIX - XX вв.. portal-slovo.ru. Проверено 5 февраля 2021.
  4. ^ "Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус". 2012-03-14. Архивировано из оригинала на 2012-03-14. Проверено 5 февраля 2021.
  5. ^ а б в г http://www.lib.csu.ru/vch/11/2004_01/009.pdf
  6. ^ "Г. Адамович_Бун". 2004-07-23. Архивировано из оригинала на 2004-07-23. Проверено 5 февраля 2021.
  7. ^ Мережковский Д. С. «Л. Толстой и Достоевский ». Мережковский Д. С. Полн. собр. соч: В 24 т. Т. 10. стр.8. М.
  8. ^ Мережковский Д. С. «Л. Толстой и Достоевский ». Мережковский Д. С. Полн. собр. соч: В 24 т. Т. 10. стр.36. М.
  9. ^ Мережковский Д. С. «Л. Толстой и Достоевский ». Мережковский Д. С. Полн. собр. соч: В 24 т. Т. 10. стр.22. М.
  10. ^ Мережковский Д. С. «Л. Толстой и Достоевский ». Мережковский Д. С. Полн. собр. соч: В 24 т. Т. 10. стр.24. М.
  11. ^ Мережковский Д. С. «Л. Толстой и Достоевский ». Мережковский Д. С. Полн. собр. соч: В 24 т. Т. 10. стр.26-27. М.
  12. ^ a b c d e Зобнин, I︠U︡. В. (Югрий Владимирович); Зобнин, Ю. В. (Юрий Владимирович) (2008). Дмитрий Мережковский: жизнь и деятельность. Москва: Молодой гвардия. ISBN   978-5-235-03072-5. OCLC   241306103.
  13. ^ Мир искусства. 1903. № 2. Хроника. С. 16.
  14. ^ Николюкин А. Феномен Мережковского (недоступная ссылка). russianway.rchgi.spb.ru. Дата обращения: 2 января 2010. Архивировано 13 ноября 2004 года.
  15. ^ В. Розанов. Во дворе язычников. www.fedy-diary.ru. Дата обращения: 22 марта 2010. Архивировано 20 апреля 2012 года.
  16. ^ Бердяев Н. А. Новое христианство (Д. С. Мережковский) // Бердяев Н. Указ. соч. С. 141.
  17. ^ Гиппиус-Мережковская З. Н. Д. Мережковский // Серебряный век: Мемуары. М., 1990. С. 96.
  18. ^ Мережковский Д.С.: За и против. СПб., 2001. С. 392.

2. Содержимое этой редакции переведено из существующей русскоязычной статьи в Википедии на ru: Л. Толстой и Достоевский ; см. его историю для атрибуции.

Последняя правка сделана 2023-03-19 09:57:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте