Кощей

редактировать
Кащей Бессмертный от Виктор Васнецов, 1848–1926

Кощеи (Русский : Коще́й, тр. Кощей, IPA: ), часто получают эпитет «Бессмертный ", или" Бессмертный "(русский : Коще́й Бессме́ртный), является архетипическим антагонистом мужского пола в русском фольклоре.

Наиболее частая черта сказок с участием Кощея - заклинание, предотвращающее его убийство. Он прячет свою душу внутри вложенных предметов, чтобы защитить ее. Например, душа может быть спрятана в игле, которая спрятана внутри яйца, которое несет утка, которая улетает, когда кто-нибудь пытается ее поймать. Обычно он играет роль злобного соперника-отца, который соревнуется (или ловит) любовный интерес героя-мужчины.

Происхождение сказок неизвестно. В архетипе могут быть элементы, заимствованные из языческого половецко-кипчакского (половецкого) вождя хана Кончака XII века, который записан в «Повести о полку Игореве» ; со временем уравновешенный взгляд на нехристианского Куманского хана мог быть искажен или карикатурен христианскими славянскими писателями.

Содержание
  • 1 Историчность и народное происхождение
    • 1.1 Происхождение у хана Кончака
    • 1.2 Именование и этимология
  • 2 В сказках
    • 2.1 Марья Моревна
    • 2.2 Царевич Петр и Волшебник
    • 2.3 Царевна-Змея
    • 2.4 Иван Соснович
  • 3 Родственные фольклорные деятели
  • 4 В массовой культуре
    • 4.1 Фильм
    • 4.2 Опера и балет
    • 4.3 Производные произведения
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Источники
    • 7.1 Источники
  • 8 Внешние ссылки
Историчность и народное происхождение

По крайней мере, в 18 веке, а, вероятно, раньше, появилась легенда Кощея в славянских сказках. Долгое время не было связи ни с одним историческим персонажем.

Происхождение у хана Кончака

Происхождение сказки может быть связано с половецким (половецким ) вождем Хан Кончак, датируемый XII веком. В Сказке о полку Игореве Кончак упоминается как кошей (раб). Считается, что Кончак прибыл / вернулся из Грузии (Кавказ ) в степь c.1126–1130; около 1172 г. он описывается в русских летописях как вождь половцев и как участник восстания. Недостаточно информации, чтобы восстановить дальнейшие детали внешнего вида или характера Кончака из исторических источников; хотя необычные черты или аномалии обычно записывались (часто в виде эпитетов) летописцами, ничего не записано для Кончука.

Легендарная скупость (любовь к золоту) Кощея считается искаженной записью роли Кончака как главного героя. хранитель кошских ресурсов.

Эпитет Кощея «бессмертный» может указывать на долголетие Кончака. Последний раз он упоминается в русских летописях во время взятия Киева в 1203 году, если запись верна, это дает Кончаку необычайно долгую жизнь - возможно, более 100 лет - для того времени, когда это было более шести поколений.

Кощей Защитное заклинание может быть получено из традиционных тюркских амулетов, не только овальной (яйцевидной) формы, но и часто содержащих наконечники стрел (ср. иглу в яйце Кощея).

Считается, что многие из них отрицательные стороны характера Кощея - это искажения более тонких отношений хана Кончака с христианскими славянами, например, его спасение князя Игоря из плена или брак между сыном Игоря и дочерью Кончака. Кончак, как язычник, со временем мог быть демонизирован как стереотипный злодей.

Именование и этимология

Кощею было дано множество вариантов названий и написаний - в их число входят Кащей, Кошчай, Кашшей, Ковшей, Кош, Кащ, Кашель, Костей, Косцей, Кашшуй, Козел, Козьолок, Корачун, Корчун бессмертный, Кот безсмертный, Кот Безмертный, Костий бездушный; в былинах он также фигурирует как Кощеюшко, Кощег, Кощещо, Кощуй, Кошель. Kachtcheï - это стандартная французская транслитерация.

Термин Кошей появляется в славянских хрониках уже в XII веке для обозначения офицера или чиновника во время военной кампании. Подобные термины включают украинский Кошовий (Кошовой) для главы «Кош» (см. Также Кош отаман.) В древнерусском «Кош» означает лагерь, а в белорусском аналогичный термин означает «ставить лагерь», а в тюркских языках аналогичный термин означает «странник». Использование в качестве личного имени зафиксировано еще в 15 веке в новогродских берестяных рукописях.

В «Сказке о полку Игореве» используется похожий по звучанию термин, записанный на монетах, происходящий от тюркского для « пленник или раб. Этот же термин встречается и в Ипатьевской летописи, что означает «пленник». Второе упоминание этого термина встречается в «Сказке о полку Игореве», когда Игорь попадает в плен к половцам; это событие записано в виде загадки: «И здесь князь Игорь обменял свое золотое седло князя на седло кошея (раба)».

Николай Новиков также предположил этимологическое происхождение слова «кощии», означающего «юноша». или «мальчик», или «пленник», «раб», или «слуга». Интерпретация слова «пленник» интересна тем, что в некоторых сказках Кощей изначально появляется как пленник.

В народных сказках

Кощей - распространенный антигерой в восточнославянских сказках. Часто рассказы с его участием относятся к типу AT 302 «Гигант без сердца» (см. системы классификации Аарна – Томпсона ); и он также появляется в сказках, похожих на тип AT 313 «Волшебный полет».

Он обычно выступает в роли антагониста или соперника героя. Любовное соперничество и связанные с ним темы - обычное дело.

Типичной чертой сказок о Кощее является его защита от убийства (AT 302) - для этого он спрятал свою душу внутри яйца, а затем вложил яйцо внутрь различных животных, а затем в защитных контейнерах и местах.

В других сказках Кощеи может наложить заклинание сна, которое можно разрушить, играя заколдованными гуслями. В зависимости от сказки у него разные характеристики: он может ездить на трех- или семиногом коне; могут быть клыки или клыки; и может обладать множеством различных магических предметов (например, плащами и кольцами), за которыми отправляется герой; или он может обладать другими магическими способностями. В одном из рассказов у ​​него такие тяжелые веки, что ему требуются слуги, чтобы их поднять (ср. Кельтский Балор или Исбаддаден, или сербский Ви ).

Психологически Кощей может представлять изначально доброжелательную, но позже злобную фигуру отца (невесты). Параллельная женская фигура, Баба Яга, как правило, не появляется в одной сказке с Кощеем, хотя есть исключения, когда оба появляются вместе как супружеская пара или как братья и сестры.

Кощей возрожден Иваном водой, от Марьи Моревны (Книга Красных Сказок, 1890)

Марья Моревна

Также известна как «Смерть Кощей Бессмертного », Иван-царевич встречает Кощея, закованного в темницу своей жены (Марьи Моревны). Освобождает и воскрешает Кощей, но Кощей похищает Марью. Иван несколько раз идет на помощь Марье, но стремительный конь Кощей позволяет ему легко догнать убегающих любовников; каждый раз волшебный конь сообщает Кощею, что он сначала сможет выполнить несколько действий, но все равно сможет наверстать упущенное. После третьего неудачного побега Кощей рассекает Ивана и его части бросает в море в бочке. Иван оживает с помощью живой воды. Он ищет Бабы Яги подходящей быстрой лошади. После испытаний он крадет лошадь и спасает Марью.

Цесаревич Петр и Волшебник

Царица, жена царя Бел-Белянина, похищена Кощей (Волшебником). Три сына царя пытаются спасти ее. Первым двум не удается добраться до дворца волшебника, но третьему, Петру, удается. Он достигает Царицы, скрывается и узнает, как волшебник прячет свою жизнь. Сначала он лжет, но в третий раз обнаруживает, что это в яйце, в утке, в зайце, который гнездится в дупле, который плавает в пруду, найденном в лесу на острове Буян. Петр разыскивает яйцо, по пути освобождая животных - подойдя к Буяну, освобожденные животные помогают ему поймать волшебных существ и получить яйцо. Он возвращается во владения волшебника и убивает его, сжимая яйцо - каждое действие с яйцом отражается на теле волшебника.

Царевна-Змея

В «Царевне-Змеи» -змея), Кощей превращает в змею царевну, не желающую выходить за него замуж.

Иван Соснович

Кощей слышит о трех красавицах в царстве. Он убивает двоих и ранит третьего, усыпляет королевство (окаменяет) и похищает принцесс. Иван Соснович (русский Иван Соснович) узнает о слабости Кощея: яйцо в ящике, спрятанном под горой, поэтому он выкапывает всю гору, находит ящик для яиц, разбивает его и спасает принцессу.

Он также появляется как скряга в Пушкине Руслан и Людмила, хотя эта интерпретация не отражает предыдущие представления народных сказок.

Похожее фольклорные деятели

серб Баш Челик (Стальной Голова); Венгерский «Монах с головой»; и словацкий «Железный монах» также все скрывают свою слабость внутри ряда вложенных животных.

В массовой культуре

Фильм

Опера и балет

Производные произведения

Кощей Бессмертный Иван Билибин, 1901
Фильм
Телевидение
  • В Маленькие Эйнштейны Кощей - гнездо кукла по имени Катчай пыталась украсть музыкальную силу у волшебной Жар-птицы. Катчай использовал матрешек животных, чтобы помешать команде Маленьких Эйнштейнов добраться до «Жар-птицы», которую Катчай запер на крыше здания в России.
Романы и комиксы
  • В Джеймс Бранч Кэбелл в Юрген, Комедия правосудия, и в Роберте Хайнлайне пересказ рассказа Иов: Комедия правосудия, появляется Кощеи Бессмертный как высшее существо, творившее вещи такими, какие они есть, и поэтому повсеместно недооценивается до того, как будут сказаны добрые слова Юргена.
  • В Александра Велтмана Кощеи бессмертного: Былина старого времени (Кощеи Бессмертный : Былина старины, 1833), пародия на исторические приключенческие романы, герой Ива Олелькович воображает, что его невеста была схвачена Кощеем.
  • Мерседес Лакей в романе Стравинского «Жар-птица» изображает Качея в роли Качея. главный злодей, пересказывающий классическую сказку современному зрителю.
  • Роман Кэтрин Валенте Бессмертный - ретель История Кощея на фоне российской истории 20 века.
  • В фантастике 1965 года Понедельник начинается в субботу Аркадий и Борис Стругацкие, он - одно из существ, содержащихся в институте NIIChaVo.
  • Кощеи появляется как персонаж в романах Джона К. Райта «Война сновидений». Он предлагает спасти жену героя, если герой согласится лишить жизни незнакомца.
  • Кощей появляется как раб Бабы Яги в серии комиксов Хеллбой, впервые появляясь в Хеллбой: Тьма зовет. История происхождения Кощея позже раскрывается в резервных материалах к отдельным выпускам Hellboy: The Wild Hunt. История также собрана в Hellboy: Weird Tales и расширена в Кощеи Бессмертном.
  • В веб-комиксе PS238 от Аарона Уильямса, в настоящее время является дочерним героем 84 застрял в яйце Кощея, пытаясь найти «глаз», и тем самым с этого момента станет его новым Чемпионом Земли, чтобы сражаться.
  • Кощей - главный антагонист в короткометражном художественном произведении «Смерть становится им», продолжение «A Bone to Pick».
Игры
  • В настольной ролевой игре Pathfinder он является источником вдохновения для Повелителя демонов Костччи.
  • Кощей появляется как персонаж в MMORPG RuneScape под именем «Кощей Бессмертный».
  • В серии видеоигр The Incredible Adventures of Van Хельсинг, Смерть Кощея - ключевой сюжет второй игры. В третьей игре второстепенный второстепенный персонаж Prisoner Seven оказывается Кощей Бессмертным и становится главным антагонистом.
  • В видеоигре Shadowrun: Hong Kong второстепенный персонаж Рактер имеет дрон под названием «Кощеи», который позже в игре может получить улучшение «Бессмертный», которое делает его неубиваемым.
  • В компьютерной игре Dominions 4: Thrones of Ascension появляется Koschei как герой Богаруса, фракции, вдохновленной средневековой Россией и славянской мифологией.
  • Легенда о Кощее Бессмертном служит источником вдохновения для повествования Rise of the Tomb Raider.
  • цифровая карточная игра Mythgard "Кощеи, Бессмертный" появляется как мифический миньон во фракции Дрени.
  • В видеоигре Arknights, герцог Урсус (вымышленная страна, основанная на России) назван Кощеем, и ему намекают, что он обладает главным антагонистом после того, как он был убит ими.
См. также
Примечания
Ссылки

Источники

Внешние ссылки
  • Связанные с СМИ кому Koschei на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-05-25 13:25:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте