Кощеи (Русский : Коще́й, тр. Кощей, IPA: ), часто получают эпитет «Бессмертный ", или" Бессмертный "(русский : Коще́й Бессме́ртный), является архетипическим антагонистом мужского пола в русском фольклоре.
Наиболее частая черта сказок с участием Кощея - заклинание, предотвращающее его убийство. Он прячет свою душу внутри вложенных предметов, чтобы защитить ее. Например, душа может быть спрятана в игле, которая спрятана внутри яйца, которое несет утка, которая улетает, когда кто-нибудь пытается ее поймать. Обычно он играет роль злобного соперника-отца, который соревнуется (или ловит) любовный интерес героя-мужчины.
Происхождение сказок неизвестно. В архетипе могут быть элементы, заимствованные из языческого половецко-кипчакского (половецкого) вождя хана Кончака XII века, который записан в «Повести о полку Игореве» ; со временем уравновешенный взгляд на нехристианского Куманского хана мог быть искажен или карикатурен христианскими славянскими писателями.
По крайней мере, в 18 веке, а, вероятно, раньше, появилась легенда Кощея в славянских сказках. Долгое время не было связи ни с одним историческим персонажем.
Происхождение сказки может быть связано с половецким (половецким ) вождем Хан Кончак, датируемый XII веком. В Сказке о полку Игореве Кончак упоминается как кошей (раб). Считается, что Кончак прибыл / вернулся из Грузии (Кавказ ) в степь c.1126–1130; около 1172 г. он описывается в русских летописях как вождь половцев и как участник восстания. Недостаточно информации, чтобы восстановить дальнейшие детали внешнего вида или характера Кончака из исторических источников; хотя необычные черты или аномалии обычно записывались (часто в виде эпитетов) летописцами, ничего не записано для Кончука.
Легендарная скупость (любовь к золоту) Кощея считается искаженной записью роли Кончака как главного героя. хранитель кошских ресурсов.
Эпитет Кощея «бессмертный» может указывать на долголетие Кончака. Последний раз он упоминается в русских летописях во время взятия Киева в 1203 году, если запись верна, это дает Кончаку необычайно долгую жизнь - возможно, более 100 лет - для того времени, когда это было более шести поколений.
Кощей Защитное заклинание может быть получено из традиционных тюркских амулетов, не только овальной (яйцевидной) формы, но и часто содержащих наконечники стрел (ср. иглу в яйце Кощея).
Считается, что многие из них отрицательные стороны характера Кощея - это искажения более тонких отношений хана Кончака с христианскими славянами, например, его спасение князя Игоря из плена или брак между сыном Игоря и дочерью Кончака. Кончак, как язычник, со временем мог быть демонизирован как стереотипный злодей.
Кощею было дано множество вариантов названий и написаний - в их число входят Кащей, Кошчай, Кашшей, Ковшей, Кош, Кащ, Кашель, Костей, Косцей, Кашшуй, Козел, Козьолок, Корачун, Корчун бессмертный, Кот безсмертный, Кот Безмертный, Костий бездушный; в былинах он также фигурирует как Кощеюшко, Кощег, Кощещо, Кощуй, Кошель. Kachtcheï - это стандартная французская транслитерация.
Термин Кошей появляется в славянских хрониках уже в XII веке для обозначения офицера или чиновника во время военной кампании. Подобные термины включают украинский Кошовий (Кошовой) для главы «Кош» (см. Также Кош отаман.) В древнерусском «Кош» означает лагерь, а в белорусском аналогичный термин означает «ставить лагерь», а в тюркских языках аналогичный термин означает «странник». Использование в качестве личного имени зафиксировано еще в 15 веке в новогродских берестяных рукописях.
В «Сказке о полку Игореве» используется похожий по звучанию термин, записанный на монетах, происходящий от тюркского для « пленник или раб. Этот же термин встречается и в Ипатьевской летописи, что означает «пленник». Второе упоминание этого термина встречается в «Сказке о полку Игореве», когда Игорь попадает в плен к половцам; это событие записано в виде загадки: «И здесь князь Игорь обменял свое золотое седло князя на седло кошея (раба)».
Николай Новиков также предположил этимологическое происхождение слова «кощии», означающего «юноша». или «мальчик», или «пленник», «раб», или «слуга». Интерпретация слова «пленник» интересна тем, что в некоторых сказках Кощей изначально появляется как пленник.
Кощей - распространенный антигерой в восточнославянских сказках. Часто рассказы с его участием относятся к типу AT 302 «Гигант без сердца» (см. системы классификации Аарна – Томпсона ); и он также появляется в сказках, похожих на тип AT 313 «Волшебный полет».
Он обычно выступает в роли антагониста или соперника героя. Любовное соперничество и связанные с ним темы - обычное дело.
Типичной чертой сказок о Кощее является его защита от убийства (AT 302) - для этого он спрятал свою душу внутри яйца, а затем вложил яйцо внутрь различных животных, а затем в защитных контейнерах и местах.
В других сказках Кощеи может наложить заклинание сна, которое можно разрушить, играя заколдованными гуслями. В зависимости от сказки у него разные характеристики: он может ездить на трех- или семиногом коне; могут быть клыки или клыки; и может обладать множеством различных магических предметов (например, плащами и кольцами), за которыми отправляется герой; или он может обладать другими магическими способностями. В одном из рассказов у него такие тяжелые веки, что ему требуются слуги, чтобы их поднять (ср. Кельтский Балор или Исбаддаден, или сербский Ви ).
Психологически Кощей может представлять изначально доброжелательную, но позже злобную фигуру отца (невесты). Параллельная женская фигура, Баба Яга, как правило, не появляется в одной сказке с Кощеем, хотя есть исключения, когда оба появляются вместе как супружеская пара или как братья и сестры.
Кощей возрожден Иваном водой, от Марьи Моревны (Книга Красных Сказок, 1890)Также известна как «Смерть Кощей Бессмертного », Иван-царевич встречает Кощея, закованного в темницу своей жены (Марьи Моревны). Освобождает и воскрешает Кощей, но Кощей похищает Марью. Иван несколько раз идет на помощь Марье, но стремительный конь Кощей позволяет ему легко догнать убегающих любовников; каждый раз волшебный конь сообщает Кощею, что он сначала сможет выполнить несколько действий, но все равно сможет наверстать упущенное. После третьего неудачного побега Кощей рассекает Ивана и его части бросает в море в бочке. Иван оживает с помощью живой воды. Он ищет Бабы Яги подходящей быстрой лошади. После испытаний он крадет лошадь и спасает Марью.
Царица, жена царя Бел-Белянина, похищена Кощей (Волшебником). Три сына царя пытаются спасти ее. Первым двум не удается добраться до дворца волшебника, но третьему, Петру, удается. Он достигает Царицы, скрывается и узнает, как волшебник прячет свою жизнь. Сначала он лжет, но в третий раз обнаруживает, что это в яйце, в утке, в зайце, который гнездится в дупле, который плавает в пруду, найденном в лесу на острове Буян. Петр разыскивает яйцо, по пути освобождая животных - подойдя к Буяну, освобожденные животные помогают ему поймать волшебных существ и получить яйцо. Он возвращается во владения волшебника и убивает его, сжимая яйцо - каждое действие с яйцом отражается на теле волшебника.
В «Царевне-Змеи» -змея), Кощей превращает в змею царевну, не желающую выходить за него замуж.
Кощей слышит о трех красавицах в царстве. Он убивает двоих и ранит третьего, усыпляет королевство (окаменяет) и похищает принцесс. Иван Соснович (русский Иван Соснович) узнает о слабости Кощея: яйцо в ящике, спрятанном под горой, поэтому он выкапывает всю гору, находит ящик для яиц, разбивает его и спасает принцессу.
Он также появляется как скряга в Пушкине Руслан и Людмила, хотя эта интерпретация не отражает предыдущие представления народных сказок.
серб Баш Челик (Стальной Голова); Венгерский «Монах с головой»; и словацкий «Железный монах» также все скрывают свою слабость внутри ряда вложенных животных.