Джон А. Дюпре (родился 3 июля 1952 г.) - британский философ науки. Он является директором Egenis, Центра изучения естественных наук. es, и профессор философии в Университете Эксетера. Основное направление работы Дюпре - философия биологии, философия социальных наук и общая философия науки. Дюпре вместе с Нэнси Картрайт, Ианом Хакингом, Патриком Суппесом и Питером Галисоном часто объединяются в группы как "Стэнфордская школа "философии науки.
Дюпре получил образование в Оксфордском университете и Кембриджском университете и преподавал в Оксфорде, Стэнфордском университете и Биркбек-колледже при Лондонском университете до переезда в Эксетер.
В 2010 году Дюпре был избран членом Американской ассоциации содействия развитию науки в знак признания его работы в области дарвинизма и является бывшим президентом Британского общества философии науки.. В 2018 году он был избран вице-президентом (и избранным президентом) Ассоциации философии науки (США). в 2020 году он был избран членом Американской академии искусств и наук.
Дюпре выступает за плюралистическую модель науки, в отличие от общей понятие редукционизма. Физический редукционизм предполагает, что вся наука может быть сведена к физическим объяснениям из-за причинных или мереологических связей, которые возникают между объектами, изучаемыми в высших науках, и объектами, изучаемыми физикой. Например, физический редукционист будет рассматривать психологические факты как (в принципе) сводимые к неврологическим фактам, которые, в свою очередь, сводятся к биологическим фактам. Тогда биология может быть объяснена в терминах химии, а химия может быть объяснена в терминах физического объяснения. Хотя редукционизм такого рода является общей позицией среди ученых и философов, Дюпре предполагает, что такая редукция невозможна, поскольку мир по своей сути имеет плюралистическую структуру.
Классический аргумент в пользу редукционизма опирается на особую концепцию причинности, согласно которой каждое событие должно иметь достаточную физическую причину. Таким образом, физических взаимодействий достаточно, чтобы учесть все причинные взаимодействия. Согласно этому предположению, психологические или биологические факты должны быть исключены в пользу физических фактов, учитывая, что физические условия выполняют всю причинную работу. Это делает все другие, нефизические условия, причинно излишними.
Дюпре пытается избежать этой проблемы, отвергая детерминизм и предположение, что для каждого события существует физическая причина. Вместо детерминизма Дюпре предлагает концепцию недетерминированной, вероятностной причинности. На его идеи оказала влияние Нэнси Картрайт, но они не являются оригинальными, поскольку аналогичную позицию занимал философ Карл Поппер пятьдесят лет назад.
Дюпре является важным критиком программ биологических исследований в сообществе наук о жизни. В частности, он критикует эволюционно-биологические истории и то, как они соотносятся в социобиологии и эволюционной психологии. Дюпре утверждает, что такие проекты должны оставаться спекулятивными и отражать предрассудки исследователей как обстоятельства в мире.
Дюпре также занимается биологической таксономией. Биологические классификации сделаны людьми и, следовательно, открыты для критики и модификации. Это, в частности, относится к классификации людей - например, после расы или пола. Аргументы Дюпре в этой области отражают настроения и критику биолога-эволюциониста Стивен Джей Гулд.
Книги
Журнальные статьи
Внешний вид
В Wikiquote есть цитаты, относящиеся к: Джон Дюпре |