Жан-Франсуа Обен | |
---|---|
Secrétaire à cylindre, Жан-Франсуа Обен | |
Родился | 9 октября 1721 года |
Жена | Франсуаза-Маргарита Вандеркруз |
Проблема Виктуар Делакруа (урожденная Обен) |
Жан-Франсуа Обен или Иоганн Франц Обен (9 октября 1721 Хайнсберг около Аахена - Париж 21 января 1763 г.) был немецким ébéniste (краснодеревщиком ), чья карьера прошла в Париже. Он был дедушкой по материнской линии художника Эжен Делакруа.
О его обучении достоверно ничего не известно. Он был в Париже около 1740 года; с 1749 года он жил в предместье Сен-Антуан.
. В 1751 - 1754 годах он работал компаньоном в мастерской Шарля-Жозефа Буля, сына великого ébeniste Людовика XIV, Андре Шарль Буль, а затем самостоятельно в помещениях в Галереях Лувра, переданных ему в субаренду Буллем. С 1754 г. ему были предоставлены помещения сначала в Мануфактуре гобеленов, затем, в 1756 г., в мастерских и жилых помещениях Арсенала.
Bureau du Roi, с 1760 г.; завершен Жаном-Анри РизенеромХотя у него были мастерские по королевскому назначению, на протяжении всей своей карьеры королевским краснодеревщиком Эбенистом дю Руа был Жиль Жубер. Оэбен работал на аристократию, иногда через посредников торговцев-торговцев, поставляя чрезвычайно изысканную корпусную мебель с маркетри цветов, который в последние годы его карьеры уступил место строгим геометрическим узорам из плитки..
Обен много работал на мадам де Помпадур : в описи, составленной после его смерти, было десять предметов, ожидающих доставки мадам де Помпадур. В 1761 году она заказала у него много мебели, несомненно, для Château de Bellevue, и уже заплатила 17 400 ливров в счет. В инвентаре после ее смерти было шестнадцать комодов «а ля Грек», которые, должно быть, принадлежали Обену, который был в авангарде этой первой фазы неоклассического стиля ; в объявлении о продаже его акций после его смерти прямо говорилось, что все было «в новом стиле» (Eriksen 1974: 208). Не вся мебель для г-жи де Помпадур была оставлена в стиле рококо : в Метрополитен-музее механический стол с штампом Эбена и его зятя R.V.L.C. Имеет проколотые ножки кабриоль для необычного эффекта легкости и изящества. На его креплениях изображен герб Помпадура, башня и штамп R.V.L.C., свидетельствующий о том, что это была одна из частей мастерской, которая осталась незавершенной во время смерти Обена, завершенная и проштампованная Роджером Вандеркрузом.
Знаменитая маркетри Эбена проявляется в наиболее амбициозной форме на знаменитом, тщательно задокументированном ролл-топе Bureau du Roi, созданном для Людовика XV, который был начат в 1760 году и оставался незаконченным до его смерти; он был закончен и доставлен в 1769 году, подписанный Жаном Анри Ризенером, но именно Эбен изобрел его сложные механизмы.
Известная работа Эбена обладает неподдельной грацией и красотой; по мастерству он является первоклассным, и это типично французский язык в своем беглом идиоматическом характере. Его мебель находится во всех великих национальных собраниях декоративно-прикладного искусства. В Museu Calouste Gulbenkian есть механический стол, сделанный Oeben для comte d'Argenson, который открывает откидывающиеся секретарские письменные поверхности и наклонный мольберт для чтения с последовательным поворотом одного ключа. В музее Дж. Пола Гетти находится комод ок. 1760 г. штамп Оэбена, шпонированный паркетом и отражающий «новый стиль», особенно в его опорах из позолоченной бронзы; он оснащен сложным запирающим механизмом, типичным для Oeben. Он представлен в Музее Виктории и Альберта парой инкрустированных угловых шкафов. Это, с бюро и шифоньер во французском национальном саду Мёбле, в котором букеты цветов деликатно инкрустированы отборным деревом, являются его самыми известными и самыми замечательными достижениями.
29 июня 1749 года Жан-Франсуа женился на Франсуаз-Маргарите Вандеркруз, дочери ébeniste François Vandercruse по имени Лакруа, и таким образом был зятем другого выдающегося кабинета министров - производитель, Роджер Вандеркруз Лакруа. Франсуаза-Маргарита родила Жану-Франсуа дочь Виктуар, а Виктуар родила художника Эжен Делакруа.
Жан-Франсуа иногда путали с его братом Симоном-Франсуа Обеном (ок. 1725, Хайнсберг - 1786, Париж), его служащий с 1754 года, который женился на другой сестре Вандеркруза. Их сестра Мари-Катрин вышла замуж за ébeniste Мартина Карлина в 1759 году.
Его вдова вышла замуж за своего подмастерья Жана Анри Ризенера, который пользовался печатью Оэбена до тех пор, пока ему не было предоставлено звание мастера в 1768 г.