Неоклассицизм во Франции

редактировать
Неоклассицизм во Франции
Jacques-Louis Давид, Le Serment des Horaces.jpg Madeleine Paris.jpg François Pascal Simon Gérard 003.jpg Château de Malmaison - Bibliothèque 001.jpg
Годы деятельностиc. 1760–1830
СтранаФранция

Неоклассицизм - это направление в архитектуре, дизайне и искусстве, которое доминировало во Франции примерно с 1760 по 1830 год. Оно возникло как реакция на легкомыслие. и чрезмерный орнамент стилей барокко и рококо. В архитектуре он отличался сдержанностью, прямыми линиями и формами, такими как фронтон и колоннада, на основе древнегреческих и римских моделей.. В живописи он проявил героизм и жертвенность времен древних римлян и греков. Он начался в конце правления Людовика XV, стал доминирующим при Людовике XVI и продолжился во время Французской революции, Французской директории, и правление Наполеона Бонапарта, и Реставрация Бурбона до 1830 года, когда он был постепенно заменен как доминирующий стиль романтизмом и эклектизмом.

Среди выдающихся архитекторов этого стиля были Анж-Жак Габриэль (1698-1782), Жак-Жермен Суффло (1713-1780), Клод-Николя Леду (1736-1806) и Жан-Франсуа Шальгрен (1739-1811); среди художников Жак-Луи Давид (1748-1825) и его ученик Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867).

Содержание
  • 1 История
  • 2 Архитектура
    • 2.1 Людовик XIV, Людовик XV и Людовик XVI
    • 2.2 Революция, Директорат и Империя
    • 2.3 Восстановление и приход романтизма
  • 3 Живопись
  • 4 Скульптура
  • 5 Внутреннее убранство
  • 6 Мебель
  • 7 Цитаты
  • 8 Библиография
История

Неоклассицизм во Франции зародился в начале-середине 18 века, вдохновленный частично благодаря отчетам об археологических раскопках в Геркулануме (1738) и особенно в Помпеях (1748), которые выявили классические рисунки и живопись. Новости об этих открытиях, сопровождаемые выгравированными иллюстрациями, широко распространились. Французский антиквар, коллекционер произведений искусства и археолог-любитель Анна Клод де Кайлюс путешествовала по Европе и Ближнему Востоку и описала увиденное в Recueil d'antiquités, опубликованной с иллюстрациями в 1755 году.

В 1740-х годах стиль начал постепенно меняться; оформление стало менее экстравагантным и более сдержанным. В 1754 году брат мадам де Помпадур, маркиз де Мариньи, сопровождал дизайнера Николаса Кочина и делегацию художников и ученых в Италию, чтобы увидеть недавние открытия в Помпеях и Геркуланум и совершил грандиозную экскурсию по другим памятникам античности. Они вернулись полные энтузиазма по поводу нового классического стиля, основанного на римских и греческих памятниках. В 1754 году они опубликовали манифест против стиля рокай, призывающий вернуться к классицизму. Мариньи, после смерти Людовика XV, позже стал директором зданий для Людовика XVI.

Философы, в том числе Дени Дидро и Жан- Жак Руссо, который призывал к восстановлению моральных ценностей в обществе, и аббат Ложье, написавший L'essai sur l'architecture, призыв к возвращению к чистым и лаконичным формам архитектуры. Археологические раскопки в Греции и Италии стали обязательными остановками для аристократов и ученых во время Гранд-тура по Европе. Лучшие молодые художники Франции боролись за стипендии Французской академии в Риме. Энгр учился там, а позже стал его директором. В 1757 году французский архитектор Жан-Франсуа Неффорж издал Recueil élémentaire d'architecture, иллюстрированный учебник этого стиля. Изначально новый вкус назывался le goût grec (греческий вкус). Он требовал геометрических форм и декора в «строгом и величественном стиле архитекторов Древней Греции».

В последние годы правления Людовика XV и во время правления Людовика XVI появился новый стиль. в королевских резиденциях, особенно в салонах и убранстве Дофина, а затем королевы Марии-Антуанетты и парижской аристократии. Он сочетал в себе греческий, римский и так называемый этрусский стили с арабесками и гротесками, заимствованными из Рафаэля и эпохи Возрождения, а также с шинуазри и турецкая тематика. Между 1780 и 1792 годами этот стиль также проявился в архитектуре, в классических зданиях, включая Малый Трианон в Версале и Шато де Багатель ( 1777). Он также проявлялся в других формах искусства, включая, в частности, картины Жака-Луи Давида, особенно Клятва Горациев (1784).

Архитектура

Людовик XIV, Людовик XV и Людовик XVI

Классицизм появился в французской архитектуре во время правления Людовика XIV. В 1667 году король отклонил барочную схему нового восточного фасада Лувра, разработанную Джан Лоренцо Бернини, самым известным архитектором и скульптором эпохи барокко, в пользу более сдержанной композиции с фронтонами и высокой колоннадой из связанных колоссальных коринфских колонн, разработанной комитетом, состоящим из Луи Ле Вау, Шарль Лебрен и Клод Перро. Результат, объединяющий элементы древнеримской, французской и итальянской архитектуры, «превращается в величайший дворцовый фасад в Европе»

При Людовике XIV римский купол и фасад монументального колонны стали доминирующими элементами важных новых церквей, начиная с часовни Валь-де-Грас (1645-1710), Мансара, Жака Лемерсье и Пьер Ле Муэ, за ним следует церковь Дома инвалидов (1680-1706). В то время как основные черты архитектуры этих церквей были классическими, интерьеры были щедро декорированы в стиле барокко.

Во второй половине правления Людовика XV неоклассицизм стал доминирующий стиль как в гражданской, так и в религиозной архитектуре. Главным архитектором короля был Жак Габриэль с 1734 по 1742 год, а затем его более известный сын Анж-Жак Габриэль до конца царствования. Его основные работы включали École Militaire, ансамбль зданий с видом на площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия (1761-1770)) и Малый Трианон в Версале (1764 г.). В течение правления Людовика XV, хотя интерьеры были щедро украшены, фасады постепенно становились проще, менее орнаментированными и более классическими. Фасады, спроектированные Габриэлем, были тщательно рифмованы и сбалансированы рядами окон и колонн, а на больших зданиях, таких как площадь Согласия, часто были большие аркады на уровне улицы и классические фронтоны или балюстрады на линии крыши. Орнаментальные элементы иногда включали изогнутые балконы из кованого железа с волнистым орнаментом рокайль, похожий на рокайльный декор интерьеров.

Религиозная архитектура того периода также была сдержанной, монументальной и ухоженной, в конце царствования. к неоклассике; основные примеры включают церковь Сен-Женевьев (ныне Пантеон ), построенную с 1758 по 1790 год по проекту Жака-Жермена Суффло, и церковь Сен-Филипп-дю- Roule (1765-1777) от Жана Шалгрина, в котором был огромный неф с цилиндрическим сводом.

Во время правления Людовика XVI неоклассицизм был доминирующим архитектурным стилем вПариж и провинция. Известные примеры включают Hotel de la Monnaie в Париже (1771–76) Жака Дени Антуана, а также Дворец правосудия в Париже того же архитектор; и театр Безансона (1775 г.) и Шато де Бенувиль в Кальвадосе, оба работы Леду. École de Chirurgie, или Школа хирургии в Париже Жака Гондэна (1769) адаптировала формы неоклассического городского дома с дворцом чести, расположенным между павильоном с колоннадой на улице и в главном корпусе. Он также добавил перистиль и еще один этаж над колоннами, а также преобразовал вход во двор в миниатюрную триумфальную арку.

Новые театры в Париже и Бордо были яркими примерами нового стиль. Архитектор Виктор Луи (1731-1811) завершил театр Бордо (1780); его величественная лестница была предшественницей лестницы Парижской оперы Гарнье . В 1791 году, в разгар Французской революции, он завершил Французскую комедию. Театр Одеон в Париже (1779-1782) был построен Мари-Жозефом Пейр (1730-1785) и Шарлем де Вайи (1729-1798). Он отличался портиком в виде крытой галереи и колоннами перед фасадом.

Одним из самых известных неоклассических построек того периода является Замок Багатель (1777 г.), спроектированный и построенный Франсуа-Жозефом Беланже для графа д'Артуа, брата Людовика XVI. Небольшой замок был спроектирован и построен всего за шестьдесят три дня, чтобы выиграть пари с Марией-Антуанеттой, что он сможет построить замок менее чем за три месяца. У Марии-Антуанетты был такой же небольшой неоклассический бельведер, созданный архитектором Ричардом Мике, который также спроектировал ее живописную деревенскую деревню в садах. Он был построен в 1789 году, в год Французской революции.

Еще одним ярким примером неоклассического стиля в Париже является Hôtel de Salm (ныне Palais de la Légion d'Honneur ), построенный Пьером. Руссо в 1751-83 гг. Фасад отличается простотой и чистотой, гармонией и уравновешенностью. Колоннада коринфских колонн поддерживает антаблемент ротонды, увенчанный статуями. Фасад также оживлен бюстами римских императоров в нишах и рельефными скульптурами над окнами полукруглого центрального авангарда.

Несколько архитекторов адаптировали неоклассический стиль в более функциональных целях. Клод-Николя Леду спроектировал Королевскую соляную фабрику в Арк-э-Сенан с преувеличенными неоклассическими зданиями, расположенными по кругу вокруг центрального «храма», в котором размещались дом и офис директора. Он также спроектировал несколько ротондов для новых таможенных заграждений, установленных вокруг Парижа между 1785-89 гг. Эти барьеры стали крайне непопулярными (из-за налогов, а не из-за архитектуры), и большинство из них были разрушены во время революции, хотя барьеры в Ла-Виллет и Монсо все еще стоят.

Самым дальновидным французским архитектором-неоклассиком, безусловно, был Этьен-Луи Булле. Его проекты огромного сферического памятника Исааку Ньютону (1784 г.) и огромной новой королевской библиотеки в Париже в форме гигантского цилиндрического хранилища (1785 г.) никогда всерьез не рассматривались, но предвещали архитектуру 20-го века.

Революция, Директорат и Империя

Во время Французской революции строительство в Париже практически остановилось. Аристократы бежали, церкви были закрыты и разграблены. Одним из крупных проектов, осуществленных между 1795 и 1797 годами, было строительство большой новой палаты во дворце Бурбон, который в конечном итоге стал домом для французского Национального собрания. École des Beaux-Arts была реорганизована и воссоздана с отделением архитектуры под управлением Quatremère de Quincy (1755-1849). Де Куинси был археологом-любителем и ученым-классиком, а также архитектором. Он был приговорен к смертной казни революционным судом в 1793 году, но его спасло падение Робеспьера. Ему было предъявлено обвинение в преобразовании церкви Сен-Женевьев в современный Пантеон, и он заверил, что архитектурные исследования преподают классические традиции.

После прихода к власти Наполеона Бонапарта самыми влиятельными архитекторами были Шарль Персье (1764-1838) и Пьер-Франсуа-Леонар Фонтен (1762-1853). Их грандиозные проекты для Наполеона включали Rue de Rivoli с унифицированными фасадами в неоклассическом стиле, построенными по образцу площадей, построенных Людовиком XIV и Людовиком XV. Они также спроектировали интерьер Château de Malmaison, резиденции Наполеона, по образцу неоклассического стиля. (1803) Фонтен спроектировал еще одну наполеоновскую достопримечательность, Триумфальную арку Каруселя (1806-1808) во дворе Лувра.

Другие наполеоновские неоклассические проекты включали грандиозную лестницу в Люксембургский дворец (1801 г.) Жана Шалгрина (1801 г.) и Триумфальная арка (начатая Чалгрином в 1808 г., но не закончена до 1836 г.). Пьеру-Александру Виньону (1763–1828), ученику Леду, было поручено переделать церковь Мадлен, начатую в 1761 году, но заброшенную во время революции, в «Храм Славы», посвященный Наполеону. армия. От этого проекта отказались в 1813 году после серии поражений армии Наполеона; он снова стал церковью, но не был достроен до 1843 года. Наполеон также добавил неоклассический фасад с двенадцатью коринфскими колоннами к фасаду Дворца Бурбонов. Он был в совершенно другом стиле, чем дворец позади него, и не соответствовал ему; вместо этого он был выровнен с новым Храмом Славы (ныне Мадлен ), который он строил лицом к нему, на дальней стороне площади Согласия.

Восстановление и прибытие романтизм

После окончательного поражения Наполеона в 1815 году неоклассический стиль продолжал использоваться во время французской реставрации, особенно в церквях Парижа. Примеры включают Нотр-Дам-де-Лоретт (1823–1826) Луи-Ипполит Лебас и Сен-Винсент-де-Поль Жак -Игнас Хитторфф (1824–44). К 1830-м годам на смену архитектурному стилю пришли Возрождение барокко и Архитектура изящных искусств.

Смена стиля начала проявляться в начале XIX века, особенно после публикации в 1802 г. Génie du christianisme - одна из ведущих фигур французского романтизма, Франсуа-Рене де Шатобриан (1768-1848). Он призывал вернуться к готическому стилю, который, как стиль великих соборов, он считал единственным по-настоящему великим французским стилем. Движение в сторону романтизма и готики было ускорено публикацией чрезвычайно успешного романа Нотр-Дам де Пари Виктора Гюго в 1821 году, а затем программа реставрации памятников французской готики привела к Автор Проспер Мериме и проводит Эжен Виолле-ле-Дюк (1814-1879). Это, наряду с Французской революцией 1830 года, завершило эпоху французского неоклассицизма.

Живопись

Доминирующей фигурой французской неоклассической живописи даже до революции был Жак Луи Давид (1748-1825). Он начинал как классический и религиозный художник, поклонник Жана-Батиста Грёза, историка и жанриста. Его рекомендовал в Королевскую академию изящных искусств друг семьи, Франсуа Буше, мастер стиля рококо. Он выиграл престижную Римскую премию и поехал учиться туда в 1775 году. Он обнаружил сокровища, раскопанные в Помпеях и других древних местах, и полностью изменил свой стиль. Начиная с 1784 года, он писал произведения, основанные на рассказах классической литературы, в том числе Горацианская клятва (1781), прославление долга и жертвоприношения в римские времена. Когда в 1789 году началась Французская революция, Давид стал активным участником самого крайнего крыла, якобинцев, он поддержал роспуск Академии изящных искусств и разработал декорации для революционных конкурсы и церемонии. Его самая известная картина того периода, «Марат Ассассине» (1793), адаптировала выражение лица и безвольную руку Христа в «Пьете» Микеланджело, чтобы изобразить убитого лидера якобинцев, Жан-Поля Марата. Когда в 1794 году пали якобинцы, он дважды сидел в тюрьме на несколько месяцев, но затем возобновил активную карьеру портретиста, а затем придворного художника Наполеона Бонапарта. Когда Наполеон пал и монархия была восстановлена, он отправился в изгнание в Бельгию.

В течение многих лет во французской живописи доминировали Давид и его ученики, в том числе Антуан-Жан Гро (1771-1835) и позже Жан-Огюст Доминик Энгр (1780-1867). Художники позднего неоклассицизма отбросили политические послания и сосредоточились на идеализированных фигурах и идеях красоты; среди них были Франсуа Жерар, который, как и Давид, сделал знаменитый портрет мадам Рекамье, к большому неудовольствию Давида; Жан-Батист Реньо (1754-1829); Пьер-Поль Прюдон (1758-1823); Элизабет Виже Лебрен (1755-1842) и Анна Луи Жироде-Триозон (1767-1824).

Скульптура

Самым выдающимся французским скульптором раннего неоклассицизма был Этьен Морис Фальконе (1716–1791). чьи работы включали героическую статую Петра Великого на коне в Санкт-Петербурге, Россия (модель изготовлена ​​в 1770 году, но не отлита до 1782 года). В 1766 году он был назначен профессором Академии изящных искусств в Париже, а с 1757 года руководил лепкой небольших скульптур из фарфора на Севрской фарфоровой мануфактуре. Его работы оставались ближе к статуям в полном движении французского барокко, чем к новому, более безмятежному стилю. В более поздние годы он разработал небольшие декоративные скульптуры из литой бронзы, такие как Сидящая девушка (1788 г.), ныне находящаяся в Метрополитен-музее.

Первой крупной фигурой в явно неоклассическом стиле был Жан-Антуан Удон (1741-1828). Он учился во Французской академии в Риме, где подробно изучил анатомию древнеримских и греческих статуй, выставленных там. Он прославился своими бюстами и портретными скульптурами, в первую очередь его сидящей статуей Вольтера (1779–81), которая сейчас выставляется в Французской комедии, а также его бюстами Бенджамина Франклина и другие политические деятели дня. Он также создал несколько аллегорических работ, иллюстрирующих зиму и лето в стиле, более выразительном, чем традиционный классицизм, например, его La Frileuse (женщина зимой) в Музее Фабра в Монпелье.

Скульптор Клод Мишель (1738-1814), также известный как Клодион, также учился в Академии в Риме с 1762 по 1771 год. Его произведения широко варьировались от неоклассицизма до рококо; он задумал терракотовую модель необычной монументальной скульптуры, покрытой статуями ангелов и купидонов, в честь первого полета воздушного шара в Париже (1784 г.).

Огюстен Пажу (1730–1809) также учился во Французской академии в Риме с 1752 и 1756 годов. Он вернулся в Париж, чтобы преподавать в Академии изящных искусств, и стал ректором в 1792 году. очень выразительные статуи на мифологические сюжеты, в том числе Психея и Амур.

Внутреннее убранство

The goût Grec или «греческий вкус» в дизайне был введен во Франции в 1757 году Жаном-Франсуа де Неффорж в его книге Recueil élémentaire d'architecture, в которой восхвалялся «величественный и сдержанный стиль архитекторов Древней Греции». Он предлагал гравюры классических сводов, гирлянды из лавровых листьев, пальмет, гильошей (переплетенных лент) и другие мотивы, которые вскоре появились в парижских салонах.

Начиная с 1770-х годов, в моду вошел стиль помпейен или стиль Помпеи. в Париже, на основе репродукций рисунков, найденных в Помпеях, дополненных арабесками, грифонами, сфинксами, рогами изобилия и вазами на треногах, переплетенными с виноградные лозы и медальоны и нарисованы на высоких прямоугольных панелях на стенах, выкрашенных в белый цвет и окаймленных позолоченной лепниной. Новый стиль также черпал вдохновение в декоративных гротесках Рафаэля, написанных в Ватикане в 1510 году. Будуар Марии-Антуанетты во дворце Фонтенбло, спроектированный Руссо де ла Рутьером в Ярким примером является 1790 год, сразу после начала революции.

Во время Французской революции аристократия бежала из Парижа, и большинство дворцов и городских домов лишились мебели и убранства. Новая версия неоклассицизма ненадолго появилась во время Французского управления (1795–1999), в котором элементы помпейского стиля смешались с стилем Адама из Англии. Когда Наполеон Бонапарт захватил власть в Директории, неоклассический стиль начал приобретать новую форму, получившую название ампир (1799-1815).

Стиль ампир обладал необычайной последовательностью и смелой простотой благодаря двум энергичным главным дизайнерам Наполеона, Шарлю Персье (1764-1838) и Пьеру-Франсуа-Леонару Фонтену (1762-1853). Мотивы обычно были символами империи, включая короны и лавровые венки, медали, лиры, рога изобилия и классические головы в профиль. Иногда стены комнат были задрапированы тканью, изображая палатки армии в походе. В интерьерах и мебели часто использовались классические резные колонны из дерева. Были популярны египетские мотивы и мифические животные из древности, такие как сфинкс, грифон и химера. Также были распространены императорские эмблемы, в том числе орел, пчела и буква N с короной.

Мебель

Первая во Франции мебель «греческого вкуса», изготовленная в 1756 и 1757 годах. по проекту Жана-Франсуа де Неффоржа (1714-1791) и (1734-1791), был массивным, прямоугольным и богато украшенным, с позолоченными колоннами, фризами и висячими гирляндами. Однако вскоре после этого королевский краснодеревщик Жан-Франсуа Обен создал гораздо более легкие и изящные работы для Людовика XV и мадам Помпадур. Это был гибрид изгибов рококо с прямыми углами неоклассицизма. У стульев были изогнутые ножки кабриолет и спинки в форме картушей, сочетающиеся с гирляндами и фризами в неоклассическом стиле. Оэбен обновил Версаль и другие королевские дворцы с помощью инновационных новых видов мебели; цилиндр или стол с откидной крышкой; стол с механической письменной поверхностью, которую можно было поднять; и стойка регистрации.

После смерти Обена его место заняли двое из его учеников, Жан-Анри Ризенер (1734-1806) (женившийся на вдове Обена) ; и Жан-Франсуа Леле. Ризенер и Лелеу производили мебель с превосходной деревянной инкрустацией или маркетри, часто с цветочным орнаментом; и шкафы из красного дерева, украшенные скользящим бронзовым цветочным декором и ножками колонн.

В мебели Людовика XVI, особенно в 1780-х годах, стили мебели стали более легкими, геометрическими и более простыми в орнаменте, следуя вкусам Мари. Антуанетта. Ведущими французскими дизайнерами в этот период были Жан-Батист-Клод Сен (1748-1803) и Жорж Жакоб (1739-1814). В самом конце правления Людовика XVI Сене и Якоб создавали очень оригинальные и творческие формы, в том числе стулья с резными деревянными спинками в форме лиры и «этрусский стул», тип, задуманный художником Юбер Робер для фантастической "деревенской деревушки" Марии-Антуанетты в Версале. Орнамент на стуле, который оставался популярным еще долгое время после окончания периода, был заимствован из древнегреческих ваз.

Французская революция перевернула мебельное ремесло; аристократические клиенты бежали, а мебель королевских дворцов продавалась на огромных аукционах; большая часть уехала за границу. Одним из положительных сдвигов для мебельщиков стала отмена старых правил гильдии; после 1791 года производители мебельных каркасов смогли сотрудничать с мастерами инкрустации из маркетри. Вкус этрусков исчез, но неоклассический стиль процветал при Французской директории (1793–1999), французском консульстве (1799-1804) и Империи Наполеона Бонапарта.

Последний ведущий дизайнер мебели Людовика XVI, Жорж Жакоб, основал новую фирму со своими двумя братьями и между 1796 и 1803 годами стал самым выдающимся дизайнером позднего неоклассического периода. Он попытался найти более аутентичные классические формы. Особую популярность приобрел тип греческого кресла, называемый клизмос; Якоб создал множество диванов и табуретов в неоклассическом стиле, а также Lit de Repos, или кушетку, которая появилась на Жак-Луи Давид портрет мадам Рекамье. Другой популярной формой был складной стул, созданный по образцу тех, что использовались в лагерях римской армии. После вторжения Наполеона в Египет в 1798 году египетские узоры в стилизованной геометрической форме появились на мебели. Позолоченные бронзовые украшения высочайшего мастерства изготавливались в парижских мастерских и экспортировались в королевские дома Европы. Непрерывные европейские войны и блокады затрудняли импорт экзотических лесов, и иногда использовались местные леса, такие как лимонные деревья; красное дерево оставалось выбором для престижной мебели. Среди мастеров мебели в стиле позднего ампира были Бернар Молитор, изготовивший мебель для замка Сен-Клу, и архитекторы Шарль Персье и Пьер-Франсуа-Леонар. Фонтен, который сделал мебель, максимально приближенную к греческим и римским образцам, для резиденций Наполеона и для клиентов новой наполеоновской аристократии.

Цитаты
Библиография
  • Айерс, Эндрю (2004). Архитектура Парижа. Штутгарт; Лондон: Издание Акселя Менгеса. ISBN 9783930698967.
  • Де Морант, Генри (1970). Histoire des Arts décoratifs. Librarie Hacahette.
  • Дроге, Энн (2004). Les Styles Transition et Louis XVI. Les Editions de l'Amateur. ISBN 2-85917-406-0.
  • Ducher, Robert (1988), Caractéristique des Styles, Париж: Flammarion, ISBN 2-08-011539 -1
  • Фиерро, Альфред (1996). Histoire et dictionnaire de Paris. Роберт Лаффонт. ISBN 2-221-07862-4.
  • Прина, Франческа; Демартини, Елена (2006). Petite encylopédie de l'architecture. Париж: Солнечный. ISBN 2-263-04096-X.
  • Хопкинс, Оуэн (2014). Стили в архитектуре. Данод. ISBN 978-2-10-070689-1.
  • Renault, Christophe (2006), Les Styles de l'architecture et du mobilier, Париж: Gisserot, ISBN 978-2-877-4746-58
  • Райли, Ноэль (2004), Grammaire des Arts Décoratifs de la Renaissance au Post-Modernisme, Flammarion, ISBN 978-2- 080-1132-76
  • Саммерсон, Джон (1963). Классический язык архитектуры. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 9780262690126.
  • Texier, Simon (2012), Paris - Panorama de l'architecture de l'Antiquité à nos jours, Париж: Parigramme, ISBN 978-2-84096-667-8
  • Томан, Рольф (2007). Néoclassicisme et Romantisme: архитектура, скульптура, peinture, dessin (на французском языке). Ульманн. ISBN 978-3-8331-3557-6.
  • Dictionnaire Historique de Paris. Le Livre de Poche. 2013. ISBN 978-2-253-13140-3.
  • Вила, Мари Кристин (2006). Парижская музыка - Huit Siècles d'histoire. Париж: Париграмма. ISBN 978-2-84096-419-3.
  • Вигандт, Клод-Поль (2005). Le Mobilier Français-Régence -Louis XV. ISBN 2-7072-0254-1.
Последняя правка сделана 2021-05-31 14:27:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте