Джозеф Меррик на похоронах Исубу в Камеруне, 1845 год. | |
Всего населения | |
---|---|
800 (1982) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Камерун | |
Языки | |
Суву, Дуала, Малимба, Мокпве, Вумбоко | |
Религия | |
Преимущественно христианство, африканская традиционная религия | |
Родственные этнические группы | |
Баколе, Баквери, Бамбоко, Дуала, Лимба, Мунго, Вовеа |
Isubu ( Isuwu, Bimbians) являются банту этнические группы, населяющие часть побережья Камеруна. Наряду с другими прибрежными народами они принадлежат к камерунским этническим группам сава. Они были одними из первых камерунских народов, вступивших в контакт с европейцами, и за два столетия они стали влиятельными торговцами и посредниками. При королях Бимбии Вильгельме I и молодом короле Вильгельме Исубу образовали государство под названием Бимбия.
Преобладающая устная история Исубу гласит, что эта этническая группа происходит из Мбоко, области к юго-западу от горы Камерун. Традиция делает их потомками Исуу-на-Монанга, который привел их миграцию на западный берег устья Вури. Когда потомок Исуу по имени Мбимби стал королем, люди стали называть свои территории Бимбиа.
Португальские торговцы достигли устья Вури в 1472 году. В течение следующих нескольких десятилетий все больше европейцев приезжали, чтобы исследовать устье и реки, которые его питают, и основать торговые посты. Исубу сыграли роль посредников, торгуя слоновой костью, орехами кола и перцем изнутри. Однако основным товаром были рабы, в основном направлявшиеся на плантации на близлежащих островах, таких как Аннобон, Фернандо По, Принсипи и Сан-Томе. К 16 веку исубу уступали только дуала в торговле. Первые торговцы исубу, вероятно, были вождями или старейшинами. Бимбия, основное поселение Исубу, быстро росло.
Европейские торговцы изо всех сил старались поддерживать дружественных вождей против своих соперников, лелея их такими титулами, как король, принц или вождь. Взамен эти аборигены предлагали своим покровителям торговые монополии и иногда уступали землю. Isubu главного названный Желчь стал лидером Isubu как король Вильгельм, хотя Дик Merchant из Dikolo деревни и других вождей в конечном счете, против его господства.
Британские торговцы стали доминирующим европейским присутствием в регионе в середине 19-го века, и наследный использовал их для обеспечения отмены в работорговле в Гвинейском заливе. В 1844 и 1848 годах король Вильгельм подписал договоры о борьбе с рабством. В обмен на это торговцы ежегодно дарили ему алкоголь, оружие, ткани и другие товары. Уильяма также попросили запретить действия, которые британцы считали варварскими, такие как принесение в жертву жены вождя после его смерти. С благословения Уильяма Бимбия стала убежищем для репатриированных рабов и беглецов от незаконной торговли, которая продолжалась еще много лет.
Британцы также пытались обучить и христианизировать бимбийцев. Король Вильгельм отверг первых миссионеров, потому что он не согласился с их настойчивым требованием молитвы и противодействием многоженству. Однако в 1844 году Джозеф Меррик убедил Уильяма позволить ему открыть церковь и школу в Бимбии. В 1858 году испанцы изгнали протестантских миссионеров со своей базы в Фернандо По. Король Уильям продал часть своих владений миссионеру Альфреду Сакеру, который затем основал Викторию (сегодня известную как Лимбе ). К 1875 году в Виктории и других поселениях возникли многочисленные миссии и школы. Виктория превратилась в смесь освобожденных рабов, рабочих камерунцев и христианизированных камерунцев из различных прибрежных групп. Камерунский пиджин-английский начал развиваться в это время.
Европейская торговля коренным образом изменила общество Исубу. Европейские товары стали символами статуса, и некоторые правители назначили западных торговцев и миссионеров своими советниками. Многие Исубу стали богатыми, что привело к росту классовой напряженности. Обострилась конкуренция между прибрежными группами и даже между родственными поселениями. Между 1855 и 1879 годами только Исубу участвовал как минимум в четырех конфликтах, как внутренних, так и с соперничающими этническими группами. Торговцы использовали эту атмосферу, и начиная с 1860 года немецкие, французские и испанские купцы установили контакты и ослабили британскую монополию. Дуала добился фактической гегемонии над торговлей через устье Вури, а у Исубу осталось мало власти. Молодой король Уильям был практически бессилен, когда сменил отца в 1878 году.
В июле 1884 года Исубу оказались частью Германской империи после аннексии Густавом Нахтигалом. Прибрежная территория стала сердцем новой колонии, но земли Бимбии и Исубу уже прошли свой расцвет.
Прибытие немцев на материк означало, что монополия прибрежных народов на торговлю закончилась. Большинство Исубу занялись натуральным сельским хозяйством или рыбной ловлей, чтобы выжить. Однако годы контактов с жителями Запада и высокий уровень грамотности позволили грамотному высшему классу клерков, фермеров и торговцев исубу появиться в Виктории и Буэа. Этот класс был знаком с европейскими законами и конвенциями, что позволяло им оказывать давление на немецкое колониальное правительство петициями, судебными разбирательствами и группами с особыми интересами, чтобы они выступали против непопулярной или несправедливой политики.
В 1918 году Германия проиграла Первую мировую войну, и ее колонии стали мандатами Лиги Наций. Британцы стали новыми колониальными правителями земель Исубу. Великобритания объединила свою часть Камеруна с соседней колонией Нигерией, установив столицу новой провинции Буэа. Британцы практиковали политику непрямого правления, доверяя большие полномочия вождям Баквери и Исубу в Буэа и Виктории. Главный манга Виктории Уильямс стал одним из двух представителей в Восточной палате собрания Нигерии. Его сменил другой Исубу, Джон Манга Уильямс.
Исубу в основном сосредоточены в районе Фако в юго-западной провинции Камеруна. Их поселения расположены в основном вдоль побережья или только внутри страны, к востоку от Лимбе и к западу от Дуалы. Они занимают побережье прямо к востоку от Вовеа, их главное поселение находится в Бимбии. Город Лимбе представляет собой смесь исубу и других этнических групп.
Исубу сегодня делятся на городские и сельские. Живущие в городах зарабатывают на жизнь множеством квалифицированных и неквалифицированных профессий. Сельские жители Исубу работают рыбаками и фермерами, в основном зарабатывая на прожиточный минимум.
Ису - это язык исубу. Кроме того, многие исубу говорят на дуала или мокпве, языках дуала и баквери соответственно. Ису является частью группы банту в языковой семье Нигер-Конго.
Кроме того, люди, которые ходили в школу или жили в центре города, обычно говорят на европейском языке. Для некоторых Исубу это французский язык ; для других это камерунский пиджин-английский или стандартный английский. Сегодня все большее число англофонов растет с пиджин в качестве первого языка.
Исубу в основном обращались в христианство с 1930-х годов. Евангелические конфессии доминируют, особенно баптистская церковь. Тем не менее, остатки дохристианского поклонения предкам сохраняются. Вера Исубу гласит, что предки живут в параллельном мире и действуют как посредники между живыми и Богом («Дженгу»).
Исубу участвуют в ежегодном Нгондо, традиционном фестивале Дуала, хотя сегодня приглашены все прибрежные народы Камеруна. Основное внимание уделяется общению с предками и обращению к ним за руководством и защитой на будущее. Празднества также включают вооруженные бои, конкурсы красоты, гонки на пирогах и традиционную борьбу.
Исубу - банту по языку и происхождению. В более узком смысле, они относятся к саввам или прибрежным народам Камеруна.