Люди дуала

редактировать

Дуала
Общая численность населения
Всего: примерно 400 000, если в одну входят все подгруппы (Бодиман, Эводи, Понго, Мунго, Баквери, Исуву, Ороко
Регионы со значительным населением
Камерун
Языки
Дуала
Религия
Преимущественно христианство и / или традиционная африканская религия
Родственные этнические группы
Баколе, Баквери, Бамбоко, Исубу, Лимба, Мунго, Вовеа, Ороко и другие народы банту

Дуала (или народ Сава ) - это банту этническая группа из Камеруна. Они в основном населяют прибрежные и юго-западные районы Камерун и составляют часть савабанту, или "прибрежных жителей" Камеруна. Дуала с готовностью приветствовали немецкую и французскую колониальную политику. Число немецкоязычных африканцев увеличилось в четырех западноафриканских немецких колониях. по 1914 г. В 1884 г. руководство Дуала поставило племя под власть Германии. Большинство из них обратились в протестантизм и получили образование в немецком стиле. Колониальные чиновники и бизнесмены предпочитали их в качестве недорогих служащих немецким правительственным учреждениям и фирмам в Африке. Исторически они играли очень влиятельную роль в Камеруне благодаря своим долгим контактам с европейцами, высокому уровню образования и богатству, накопленному веками в качестве работорговцев и землевладельцев.

Танцевальная группа Сава

Дуала связаны с несколькими этническими группами (или племенами ) в прибрежных районах Камеруна, с которыми у них общее традиционное происхождение, а также их история и культура. К ним относятся эводи, бодиманы, понго, баколе, баквери (или кве), бамбоко, исубу (Isuwu или Bimbians), Limba (или Malimba), Mungo, Wovea и Ороко (или Balondo), они обычно известны как SAWA люди.

Жители региона Криби могут быть добавлены к предыдущему списку, поскольку они утверждают, что являются потомками Мбеди и сообщают о некоторой степени взаимопонимания между их собственным языком и малимбой.

Более того, язык ороко классифицируется как язык дуала, кажется, тесно связан с баквери (мокпве), который является языком дуала. Таким образом, кунду, луэ, мбонге, экомбе, Лондо ба Нанга, Лондо ба Дико, нголо, бима, танга и коко являются народами дуала. Дуала исторически доминировали над другими, и все эти группы исповедуют какое-то родство с ними.

Кроме того, многие другие прибрежные этнические группы, такие как балонг, бакосси и т. Д., Которые культурно и исторически более или менее связаны с дуалами, находятся под влиянием дуала, и большая часть эти люди в некоторой степени говорят на дуала. На дуала также говорит большая часть людей басса и бакоко. Слово «Дуала» может относиться к «собственно» дуала или ко всему набору дуала-подобных племен или даже, возможно, к некоторым «дуалазованным» племенам басса, бакоко или маненгуба.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Ранние перемещения населения
    • 1.2 Ранняя история
    • 1.3 Немецкая администрация
    • 1.4 Британская и французская администрации
  • 2 География
  • 3 Культура
    • 3.1 Язык
    • 3.2 Брак и родство
    • 3.3 Религия
    • 3.4 Спорт
  • 4 Учреждения
  • 5 Классификация
    • 5.1 Подгруппы
  • 6 Сноски
    • 6.1 Примечания
    • 6.2 Ссылки
  • 7 См. Также
  • 8 Источники
  • 9 Внешние ссылки
История

Ранние перемещения населения

Река Вури

История раннего дуала может быть только предположена из устных традиций. Дуала ведут свою родословную от человека по имени Мбеди, который жил в районе, который сегодня называется Габон или Республика Конго. Его сыновья, Эвал и, мигрировали на север и достигли места, называемого рекой Дибамба. Здесь братья разошлись после ссоры. Юале со своими последователями двинулся к устью Дибамбы, а затем на северо-запад к восточному берегу реки Вури устья. Тем временем Дибонго и его товарищи мигрировали на юго-восток, к реке Санага, а затем разделились, одни направились вверх по течению с Дибонго, а другие двинулись вниз по течению с человеком по имени Элимб. Люди Эвале стали Дуала, а Дибонго - Лимба.

Согласно традициям Дуала, этнические группы Бакоко и Басса заняли устье Вури, когда прибыл Дуала. Затем Дуала изгнал их вглубь страны, перемещение, которое, вероятно, произошло в конце 17-го или начале 18-го века.

Ранняя история

Король Аква, 1875 г.

Дуала возникла в 16 веке как ведущие торговцы на камерунском побережье, хотя Исубу и Лимба не отставали. Самые ранние торговцы дуала, вероятно, были вождями или старшинами.

. Дуала долгое время содержали и продавали рабов, которые жили в отдельных поселениях и выполняли черную работу, например, земледелие. Однако рабовладельцы могли продавать своих рабов только другим Дуала, и владельцы несли ответственность за выплату долгов своих рабов и организацию их браков. Однако, когда европейцы предоставили такой голодный рынок, эти обычаи уступили место.

Памятник королю Аква

Основные деревни Дуала вскоре превратились в процветающий поселок, названный Дуала в честь людей, которые там жили.. Прибрежный Дуала закупал товары и рабов у таких внутренних групп, как Баквери, Мунго, Басса и Бакоко. В свою очередь, они продавали эти предметы европейцам, обычно на борту своих кораблей (а затем на фабриках или в магазинах на материке). Взамен европейцы предоставили алкоголь, порох, оружие, зеркала, обувь, ткани и инструменты. из рода Колокола выступил в 19 веке как Король Белл. Вскоре с ним стали соперничать главы соперничающих под-линий, в том числе самопровозглашенный король Аква () в 1814 году, король Дейдо () из Дейдо (отколовшаяся группа Аква) и принц Лок Присо () из Бонабери.

К середине 19 века британцы стали лидерами в торговле с Дуала. Это совпало с движением за отмену , и Корона наняла торговцев, чтобы положить конец рабству в Гвинейском заливе. 10 июня 1840 г. и 7 мая 1841 г. Аква и Белл первыми подписали договоры о борьбе с рабством. Взамен европейцы ежегодно дарили этим правителям алкоголь, оружие, ткани и другие товары. Вдобавок правители объявили вне закона обычаи, которые британцы считали варварскими, такие как принесение в жертву жен вождя после его смерти.

Британцы также хотели приспособить Дуала к своим собственным представлениям о цивилизации. Это означало обучить их западным знаниям и обратить их в христианство. Альфред Сакер открыл миссию в Дуале в 1845 году. К 1875 году многочисленные миссии и школы возникли в Дуале и других поселениях. Первые миссионеры выучили дуала-язык и изобрели для него письменную форму, поскольку перевод Библии был одним из их первых приоритетов. Камерунский пиджин английский начал развиваться в это время.

Торговля коренным образом изменила общество Дуала. Европейские товары стали символами статуса, и некоторые правители назначали западных торговцев и миссионеров своими советниками. Большая часть Дуала разбогатела благодаря новой торговле, и возникла напряженность между имущими и неимущими. Обострилась конкуренция между прибрежными группами и даже между родственными поселениями. Торговцы использовали эту атмосферу, и начиная с 1860 года немецкие, французские и испанские купцы установили контакты и ослабили британскую монополию. Дуала приобрела виртуальную гегемонию в торговле через устье Вури.

В ответ на угрозу со стороны иностранных купцов британцы оказали давление на королей Дуала, чтобы они потребовали британской аннексии. В 1879 году король Аква послал такую ​​просьбу; Белл последовал его примеру в 1881 году (однако некоторые историки считают, что эти документы были подделкой). Когда король Лимбы уступил свои территории французам, британские торговцы заявили о срочности присоединения территорий Дуала к короне. Однако в июле 1884 года немецкий исследователь Густав Нахтигаль устроил переворот, подписав договоры о прекращении владения землей с королями Аква, Беллом и Дейдо. Британцы прибыли слишком поздно и 28 марта 1885 года уступили Викторию Германии.

Немецкая администрация

Рудольф Дуала Манга Белл, повешенный за государственную измену за сопротивление немецкой экспроприации земель

Оппозиция немецкому правлению последовала за аннексией. Принц Лок Присо по-прежнему благосклонно относился к англичанам и в декабре 1884 года организовал восстание . Примерно в это же время король Белл выступил против своего народа, который в значительной степени выступал против немецкого правления. Затем Белл столкнулся с другими вождями Дуала, в которых велась борьба из-за убийства Бонабери Дуала и предполагаемого отказа Белла делиться своей прибылью с другими под-линиями. Германия остановила конфликт, когда был убит один из ее подданных. Белл выжил, но его сила значительно уменьшилась.

Понимая, что Дуала никогда больше не будет следовать правилу одного короля, немцы вместо этого натравливали конкурентов друг на друга. Они поддержали более слабого Короля Колокола, чтобы противостоять могущественному Королю Акве. Первоначально немцы правили из Дуалы, которую они назвали Камерунштадтом, но в 1901 году они перенесли свою столицу в поселение Баквери в Буэа.

Годы контактов с западными людьми и высокий уровень грамотности позволили грамотному высшему классу клерки, фермеры и торговцы появятся. Этот класс был знаком с европейскими законами и конвенциями, что позволяло им оказывать давление на немецкое колониальное правительство петициями, судебными разбирательствами и группами с особыми интересами, чтобы они выступали против непопулярной или несправедливой политики. Серия из них началась в 1910 году, когда немецкая администрация ввела новый подушный налог , попыталась захватить земли в городке Дуала, а затем попыталась полностью вытеснить коренное население из города. Преемник короля Белла, король Рудольф Дуала Манга Белл попытался сплотить сопротивление, отправив эмиссаров навестить лидеров островных групп. У Duala Manga Bell было много союзников. Камерунские короли держались вместе. Ближайшим союзником, родным и лучшим другом короля Белла был, которого он посетил, когда его преследовали немцы. Последний король сопротивлялся и отказывался до своей смерти сотрудничать с немецкой администрацией, которой он не доверял.

Герман сделал вид, что Ибрагим Нджоя из Бамума предупредил немцев, а Белл и его сообщники были казнены в 1914 году за государственную измену.

Британская и французская администрации

В 1918 году Германия проиграла Первую мировую войну, и ее колонии стали мандатами Лиги Наций. Франция стала новым управляющим территорий Дуала.

Дуала продолжал процветать. Хотя французы в значительной степени лишили своих королей власти, к 1930-м годам почти половина из 15-20 000 членов этнической группы были крупными торговцами, управляющими плантациями или владельцами, начальниками или клерками на государственной службе. Остальные люди были рыбаками и фермерами. К 1940-м годам многие Дуала приобрели известность как строители, а также обслуживали растущие города Дуала и Виктория.

народ Бамилеке во время похорон

Новые колонисты поддерживали немецкую политика изгнания несговорчивых правителей и впечатления рабочих плантациями. Однако люди могли заплатить штраф, чтобы избежать работы, что привело к нехватке рабочих из более богатых районов. Таким образом, французы поощряли жителей внутренних районов переезжать на побережье и работать на плантациях (обосновавшихся вдали от влияния вождей дуала). Этими иммигрантами в основном были Бамилеке. Со временем численное и экономическое преобладание пришельцев росло, что приводило к этнической напряженности с коренными жителями. К началу 1930-х гг. Дуала составляли меньшинство в городе, названном в их честь.

19 декабря 1929 года четыре верховных вождя направили петицию в Лигу Наций с просьбой о предоставлении независимости Камеруну. Однако их самой большой заботой было возвращение захваченных земель Дуала. Это достигло пика в 1925 году, когда французы продали земли на плато Жос, присвоенные немцами. В ответ на давление клана Белл французы предложили в качестве компенсации другую территорию. Колокола сначала отказались, но Великая депрессия в конце концов побудила их принять французский компромисс. Колокола получили земли в районе Бали, и французы пообещали не брать владения кланов Аква или Дейдо.

В конце 1930-х гг. Стал неофициальным лидером собственно дуала. В 1937 году французы изгнали дуала из города Аква (район Дуала), хотя они позволили им сохранить право собственности на землю. Во время Второй мировой войны французы и британцы отдавали предпочтение плантациям, принадлежащим белым, и многие фермы, принадлежащие Дуала, стали убыточными. Тем временем другие камерунские этнические группы догнали Дуала в области образования и вестернизации.

В конце войны Организация Объединенных Наций положила начало деколонизации Африки. Duala оставалась важной в этом процессе. Например, многие дуала поддержали партию «Союз населения Камеруна» (UPC), выступающую за независимость, когда она только образовалась. Другие стороны, которые имели либо основателей Duala, либо значительную поддержку, включают (BDC) и (AN).

География
Карта, показывающая расположение различных этнических групп дуала в Камеруне

Дуала в основном сконцентрированы в приморской провинции Камеруна в, и. Их поселения расположены в основном вдоль побережья или только внутри страны. Устье Вури, где пустуют реки Вури, Мунго и Дибамба, образует центр страны Дуала. Дуала - их традиционная столица, и многие дуала живут в городе и вокруг него, хотя сегодня он стал отражением разнообразия Камеруна в целом.

Культура

Сегодня дуала делятся на городские и сельские. Те, кто живет в городах, особенно в самой Дуале, зарабатывают на жизнь множеством квалифицированных и неквалифицированных профессий. Многие Duala все еще владеют частями города, что позволяет им жить за счет ренты и развития. Сельские жители дуала, напротив, работают рыбаками и фермерами, в основном зарабатывая на прожиточный минимум. Рыбалка - это любимое занятие.

Традиционное общество дуала было разделено на три слоя. На вершине стояли вонджа, коренной дуала, с полными правами собственности на землю. Следующий уровень состоял из ваджили, либо недуала, либо потомков рабов. Наконец, вакоми, или рабы, составляли нижнюю ступеньку. Вожди и старейшины сидели на вершине этой иерархии в прошлом, хотя сегодня такие фигуры сами по себе обладают очень небольшой властью. Напротив, такие люди с большей вероятностью будут владеть собственностью и унаследовать богатство. Советы старейшин и тайных обществ позволяют сообществам решать важные вопросы.

Язык

Duala language является членом группа банту, тесно связанная с другими дуалайскими языками, диалектным континуумом, включая малимба. Дуала является частью языковой семьи Нигер-Конго. Дуала используется как торговый язык, в основном из-за распространения языка ранними миссионерами. Это особенно верно в отношении соседних вовеа, многие из которых говорят на дуала вместо своего родного языка, и исубу, многие из которых двуязычны на дуала.

Кроме того, люди, которые посещали школу или жили в центре города, обычно говорят по-французски, хотя английский и немецкий были более распространены в исторические периоды. Уровень грамотности среди дуала относительно высок, хотя он предназначен для чтения и письма на европейских языках.

По крайней мере до немецкого периода, люди дуала использовали своего рода «барабанный язык», прослушивая закодированные сообщения для сообщать новости на большие расстояния.

Брак и родство

Дуала наследование - по отцовской линии ; после смерти отца его имущество делится между наследниками мужского пола. Дуала традиционно практиковали полигамию, хотя с введением христианства этот обычай стал более редким.

Религия

Дуала в основном обращались в христианство с 1930-х годов. Евангелические деноминации доминируют, особенно баптистская церковь. Тем не менее, остатки дохристианского поклонения предкам сохраняются. Как и следовало ожидать от прибрежных народов, море также играет важную роль в этой вере. Например, Дуала считает, что их предки жили в море. В этом мировоззрении водные духи-полулюдеи, известные как Миенгу (единственное число: Дженгу ), живут в водах и являются посредниками между прихожанами и Богом. Традиционные фестивали, проводимые каждый год, служат наиболее заметным выражением этих традиционных верований в наше время.

Спорт

Боевая каноэ дуала, 1884 год

Гонки на пирогах традиционно были самым важным видом спорта среди Дуала. Этот вид спорта достиг своего пика во время немецкого колониального периода, когда организаторы ежегодно проводили гонки 27 января (день рождения кайзера). При французах они стали полугодовыми и приходились на 14 июля (День взятия Бастилии ) и 11 ноября (День перемирия ). Типичная гоночная пирога Duala имеет длину 20–28 метров без киля и украшена замысловатым носом. Каждое судно укомплектовано командой из 40-50 каноистов, в основном мужчин, которые зарабатывают себе на жизнь рыбаками. В прошлом прорицатели использовали результаты этих гонок, чтобы предсказывать будущее, но сегодня вместо них председательствует христианский священник. Вплоть до конца 1930-х годов семья на острове Джебале утверждала, что может вызывать духов воды Миенгу, чтобы помочь любимым участникам.

Начиная с 1930-х годов футбол затмил другие виды спорта в популярности.

Институты

Собрания, тайные общества и другие группы играют важную роль в поддержании единства Дуала, помогая им ставить цели и давая им возможность найти решения общих проблем. Главный из них - Нгондо, собрание важных вождей. Другой из них - муэмба (множественное число: миемба), объединение всех дуала определенного возраста или племенного клана. Миемба позволяет своим членам общаться и общаться. Другие тайные общества включают Эконголо, Дженгу, Лосанго и Мунджи.

Классификация

Дуала банту по языку и происхождению. В более узком смысле, они относятся к саввам или прибрежным народам Камеруна.

Подгруппы

В дополнение к уже отмеченным племенным различиям, Дуала далее разделяют себя на ряд линий или кланов. Среди собственно дуала это Бонанджо (включая Бонапризо), Бонаку, Бонабела и Бонабери. Эти имена представляют основные семейства в каждом клане: и, соответственно. Кроме того, Дуала иногда включают в свои ряды Бодиман, Понго и Вури, но не как суб-линии.

Сноски

Примечания

Ссылки

Модель каноэ с гребцами, колониальная эпоха между 1884 и 1914 годами Резной стул дуала, принадлежащий вождю
См. Также
Викискладе есть материалы, связанные с людьми дуала.
Источники
  • Остин, Ральф А.; Деррик, Джонатан (1999). Посредники Камерунских рек: Дуала и их внутренние районы, ок. 1600 – c.1960. Cambridge University Press.
  • Криспин, доктор Петтанг, директор. Камерун: Туристический гид (на французском языке). Париж: Les Éditions Wala.
  • DeLancey, Mark W.; ДеЛанси, Марк Дайк (2000). Исторический словарь Республики Камерун (3-е изд.).
  • Деррик, Джонатан (1990). «Колониальный элитизм в Камеруне: случай дуала в 1930-е годы». Введение в историю Камеруна в девятнадцатом и двадцатом веках. Пэлгрейв Макмиллан. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Джонатан Деррик / «Германоязычная элита Дуалы под французским мандатом». Журнал африканской истории (1980): 255-267 online.
  • Эланго, Ловетт З. (1990). «Торговля и дипломатия на побережье Камеруна в девятнадцатом веке, 1833–1879: случай Бимбии». Введение в историю Камеруна в девятнадцатом и двадцатом веках. Palgrave MacMillan. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Fanso, Verkijika G (1989). От доисторических времен до девятнадцатого века. История Камеруна для средних школ и колледжей. 1 . Гонконг: Macmillan Education Ltd. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Fanso, Verkijika G (1990). «Торговля и господство на побережье Камеруна, 1879–1887 гг.». Введение к истории Камеруна в девятнадцатом и двадцатом веках. Palgrave MacMillan. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Friesen, Lisa (2002). Изменение валентности и морфология глагола Oroko (PDF) (Диссертация). Un иверсия Северной Дакоты. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Этнолог: Языки мира, 15 изд.
    • Гордон, Раймонд Г., младший (ред.) (2005). "Дуала". Даллас: SIL International. Проверено 6 июня 2006 г. CS1 maint: extra text: author list (link )
    • ibid., Isu
    • ibid., Malimba
  • Johnston, Harry Hamilton, Sir ; Grenfell, George (1908). Джордж Гренфелл и Конго: история и описание Независимого государства Конго и прилегающих районов Конголанда, вместе с некоторыми сведениями о коренных народах и их языках, фауне и флоре, а также аналогичные записи о Камеруне и острове Фернандо По. Хатчинсон. «Все это основано на дневниках и исследованиях покойного преподобного Г. Гренфелла... на записях британского баптиста. Миссионерское общество, а также дополнительная информация, предоставленная автором, преподобным Лоусоном Форфейтом, г-ном Эмилем Тордеем и другими... 496 иллюстраций из фотографий... и рисунков автора, а также 14 карт и т. Д. «
  • Ламберти, Мелинда (2009). « Экспресс-обзор Малимбы в Камеруне » (PDF). Отчет электронного исследования SIL (4). SIL International. OCLC 956436862. Журнал цитирования требует | journal =() CS1 maint: ref = harv (link )
  • Нго, Виктор Юлий (1996). История Камеруна с 1800 года. Лимбе: Presbook. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Внешние ссылки
  • Peuple Sawa (на французском языке)
Последняя правка сделана 2021-05-18 05:08:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте