Нематериальный труд - это марксистская, автономистская структура, описывающая, как производится стоимость от аффективной и когнитивной деятельности, которые различными способами превращаются в товар в капиталистической экономике. Концепция нематериального труда была введена итальянским социологом и философом Маурицио Лаццарато в его эссе 1996 года «Нематериальный труд», опубликованном как вклад в «Радикальную мысль в Италии» под редакцией Вирно и Хардта. Он был переиздан в 1997 году под названием Lavoro immateriale. Forme di vita e produzione di soggettività. (Ombre corte). Лаццарато был участником группы Autonomia Operaia, будучи студентом в Падуе в 1970-х годах, и является членом редакционной группы журнала Multitude. Ученые-постмарксисты, в том числе Франко Берарди, Антонио Негри, Майкл Хардт, Джудит Ревель и Паоло Вирно, среди прочих также использовали эту концепцию.
Исследования нематериального труда включали анализ высокотехнологичных отраслей, хотя и несущественный труд понимается как концепция, появившаяся задолго до цифровых технологий, особенно в исполнении гендерных и домашних ролей, а также других аспектов аффективной и когнитивной работы.
Темы, обычно связанные с нематериальным трудом в контексте Интернета, включают: цифровой труд, одноранговое производство на основе общих ресурсов и создание пользовательского контента, которое может включают открытый исходный код, бесплатное программное обеспечение, краудсорсинг и гибкие лицензионные соглашения, а также коллапс авторских прав на фоне неоднозначности совместного использования творческих материалов. В эпоху цифровых технологий, цифровая работа по уходу и другие условия, создаваемые участием в социальной среде в рамках цифровой, экономики знаний.
Феминизм использовал обсуждение нематериального труда для описания отчуждающих условий и роды, относящиеся к работе по уходу, выполнению половых и домашних работ. Кампания социальной заработной платы Заработная плата за работу по дому, сооснованная в 1972 году в Италии Сельмой Джеймс, призывала к установлению заработной платы за домашний труд в условиях неравномерной и гендерной приватизации труда социальное производство, где традиционно женские роли, такие как работа по уходу, недооцениваются.
Постколониальная писательница-феминистка Лиза Накамура и другие описали нематериальный труд в реализации онлайн-идентичности, а также расовую идентичность и перформанс идентичности или «аватаризация себя». Накамура интересуется ролью цветных женщин, интегрированных и часто подрываемых в производственный цикл. В своей книге «Коренные круги: женщины навахо и рациализация раннего электронного производства» Накамура опирается на манифест киборга теоретика-феминистки Донны Харауэй, чтобы понять роль производственной цепочки и превращение текстильной работы женщин навахо в товар. Эта взаимосвязь между ремеслом и промышленным трудом связана с более широкими концепциями гендерных стереотипов, надзора и политики идентичности глобализации. Ее исторические исследования поддаются более широкому обсуждению: «Они приводились в качестве доказательства того, что цифровая работа - работа руки и ее пальцев - может быть безболезненно перенесена из местного культурного контекста в мир технологических коммерческих инноваций, принося пользу как в процесс."
Соглашения или контракты между социальными сетями и платформами с пользовательским контентом и их пользователями были предложены в качестве способа минимизации нематериального труда, позволяя пользователям иметь больший контроль над использованием и распространением содержания, данных и метаданных, которые они создают.
Идея «творческого труда» была проанализирована в контексте нематериального труда.
Также утверждалось, что повсеместное совместное использование стало возможным благодаря эпоха цифровых технологий усложнила для художников и создателей требование об авторстве своих работ, создав неизбежную ситуацию нематериального труда при участии во многих онлайн-платформах.
материальный эффект того, что претензии на нематериальный труд когнитивная и аффективная деятельность, постоянно использовались для дискредитации идея нематериального труда. Критики этого термина утверждали, что, хотя труд может производить аффективные и познавательные товары, которые можно определить как нематериальный труд, он, тем не менее, всегда воплощается, поддерживая корреляты в физическом, материальном мире.
Автономистские феминистки также приняли проблема с использованием слова «нематериальный» для описания аффективной и работы по уходу, которая обязательно поддерживает аффективный и воплощенный компонент.