Иберия - это сюита для фортепиано, сочиненная в период с 1905 по 1909 год испанским композитором Исааком Альбенисом. Он состоит из четырех книг по три штуки в каждой; полное представление длится около 90 минут.
Это самая известная работа Альбениса и считается его шедевром. Его высоко оценили Клод Дебюсси и Оливье Мессиан, которые сказали: «Иберия - это чудо для фортепиано; это, пожалуй, самое высокое место среди самых блестящих пьес для короля. инструментов ». Стилистически эта сюита полностью соответствует школе импрессионизма, особенно в ее музыкальных воспоминаниях об Испании.
Партитура El Corpus Christi en Sevilla, которая дает представление о сложности написания для фортепиано.Это считается одним из самых сложных произведений для фортепиано: «В Iberia Исаака Альбениса нет ничего такого, что хороший трёхручный пианист не сможет овладеть навыками, учитывая неограниченные годы практики и разрешение играть в половинном темпе. Но мало пианистов, наделенных таким образом ».
Посвящается жене Эрнеста Чоссона.
Двенадцать пьес впервые были исполнены французской пианисткой Бланш Сельва, но премьера каждой книги состоялась в другом месте и в разное время. Три спектакля проходили в Париже, второй - в небольшом городке на юге Франции.
Среди примечательных ранних записей отрывки из Иберии были записаны Артуром Рубинштейном. Впервые Иберия была полностью записана Алисией де Ларроча в 1958–1995 годах (Hispavox / Erato DUE 20236/37, [EMI 64504?]). Она записала его еще дважды, в 1972 году (Лондон 448191 и 433926) и 1989 году (Лондон 417887). Луис Фернандо Перес запись была высоко оценена и принесла ему медаль Альбениса. Это также было записано Клаудио Аррау (только книги 1 и 2), Густаво Диас-Херес, Рикардо Рекехо, Мишель Блок, Гильермо Гонсалес (согласно его собственному критическому изданию партитуры), Марк-Андре Амлен, Ивонн Лориод, Артур Писарро, Жан-Франсуа Хайссер, Эстебан Санчес и Анхель Сансо среди других.
Энрике Фернандес Арбос и Карлос Суринах аранжировали пьесы из Иберии для всего оркестра. Существует оркестровая аранжировка Праздника в Севилье Леопольда Стокски середины 1920-х годов, которую он записал с Филадельфийским оркестром в 1928 году.
Совсем недавно Питер Брейнер аранжировал всю работу для полного оркестра. Композитор Франсиско Герреро Марин, назвав Iberia «величайшим испанским произведением за последние сто лет», также перед своей смертью в 1997 году аранжировал шесть пьес. Версия для трех гитар была сделана Кристофом Дежуром и записано Трио Кампанелла. Версия для двух гитар с наложением была выпущена французским гитаристом Жан-Марком Звелленройтером.
Приглашение Равель к оркестровке шести пьес из Иберии послужило источником Болеро.