I-роман (私小説, Shishōsetsu, Watakushi Shōsetsu) является литературный жанр в японской литературе используется для описания типа конфессиональной литературы, где события в повести соответствуют событиям в жизни автора. Этот жанр был основан на восприятии японцами натурализма в период Мэйдзи, а позже оказал влияние на литературу и других азиатских стран. Этот жанр литературы отражает большую индивидуальность и менее ограниченный метод письма. С самого начала I-роман был жанром, который также предназначен для раскрытия аспектов общества или жизни автора.
Считается, что первыми I-романами являются «Нарушенная заповедь», написанная в 1906 году Тосоном Симадзаки, и « Футон» ( «Одеяло»), написанная Катай Таяма в 1907 году. « Футон», написанная Таямой Катай в 1907 году, считается не только первым романом в этот стиль, но и модель. В « Футоне» главный герой признается в своей любви к ученице. В «Нарушенной заповеди» Симадзаки описал мужчину, который родился членом дискриминируемого сегмента населения ( буракумин ), и как он решил нарушить заповедь своего отца не раскрывать свое происхождение.
В середине 1800-х годов европейские державы и США вынудили сёгунат Токугава прекратить политику изоляции. Япония столкнулась с сильным внешним давлением, которое подтолкнуло ее к политическому и культурному обновлению. После реставрации Мэйдзи между 1860-ми и серединой 1880-х годов между японскими и западными державами происходил огромный интеллектуальный обмен, включая перевод книг по политике, философии и науке на японский язык. Новое правительство поощряло такие виды деятельности, чтобы информировать и просвещать свой народ.
Сойо Цубучи был одним из ученых и писателей, которые работали над внедрением западных идей в Японию. Он заявлял о внутренней ценности художественной литературы как художественного жанра, который дает представление о психологических аспектах людей. Он решительно выступал против литературного стиля периода Эдо, который был слаб в изображении эмоций персонажей. Он считал, что художественная литература должна быть самодостаточной, и его мысли привели к большим инновациям.
Позже, чтобы противостоять политическому и военному вызову, брошенному западными державами, правительство Мэйдзи предложило лозунг «богатая нация и сильная армия», что привело к централизации власти. Молодые ученые периода Мэйдзи не были удовлетворены такой политикой и обратились к западной литературе и философии, с которых они начали переоценивать художественную литературу. Еще одним известным ученым, сыгравшим важную роль в этом процессе, был Фукудзава Юкичи. Он считал, что люди рождаются равными. Он также подчеркнул важность индивидуального самоуважения, а также национальной независимости и свободы. Эта идея индивидуализма позже была с энтузиазмом поддержана учеными Мэйдзи.
В 1889 г. была принята Конституция Мэйдзи, в которой подчеркивалась абсолютная и божественная власть императора и понятие «Кокутай (национальное тело)». Япония вступила в период национализма. Молодые ученые, которые верили в индивидуализм и свободу, были разочарованы этой милитаристской и националистической политикой и обратились на «путь, ведущий внутрь». Литературный климат в этот период преобладали романтизм, нео- идеализм и индивидуализм.
В японском языке есть несколько разных слов для обозначения «я»; в основном в I-романе используется формальный ватаси ( 私 ). Другие слова «я», такие как Boku и Jibun, также можно встретить в некоторых произведениях. Бывают также случаи, когда автор использует местоимения от третьего лица или имя главного героя (например, Ёзо в « Нет больше людей» ), чтобы представить истории как опыт других или как вымышленные.
Есть несколько общих правил для создания I-романа: Первое и самое важное состоит в том, что I-роман часто пишется от первого лица (отсюда и происходит «Я» I-романа). I-роман относится к категории «реальность», а наиболее важная основа - «дзидзюцу (реальность)» или «макото (искренность)». Эта структура ограничивает повествование «жизнью, пережитой автором», а художественная литература сделает произведение более нереальным или искренним.
«Реальность» в I-романе определяется тремя аспектами. Первый - это однозначная связь между опытом автора и историей в романе, хотя небольшие различия допустимы. Второй - «внутренняя реальность». Вместо того, чтобы отражать точные факты, I-роман больше подчеркивает реальное духовное состояние автора. Третий - с точки зрения читателя. I-роман должен казаться читателям естественным и незапланированным.
Автобиографии обычно представляют собой исчерпывающую историю жизни автора, в то время как I-романы более личные и эмоциональные, фокусируясь на большей глубине и ощущении определенного опыта, происходящего с автором.
Влияние I-романа в Китае началось с самореференциальной беллетристики Creation Society. Первый роман на короткое время стал популярным в Китае в период Четвертого мая. Несмотря на то, что в 1930-е гг. Количество повествований такого рода увеличивалось, их популярность среди писателей не была полностью искоренена. В 1940-х годах было опубликовано множество самодостаточных работ, написанных женщинами-писательницами, такими как Сяо Хун и Дин Лин. Кроме того, автор Юй Дафу продолжал создавать различные самореференциальные работы до своей смерти в 1945 году. Эта тенденция заложила основу для большего количества самореференциальных работ в 1980-х годах.
Члены Creation Society сначала учились на западной литературе, а затем перешли на японский I-роман, так как они были недовольны существующими способами выражения и хотели разработать новый способ повествования, который больше соответствовал их идеалам современного литературного выражения.. Недавно китайские критики утверждали, что ограниченное знакомство с западной культурой привело к тому, что писатели «Четвертого мая» в конечном итоге перешли к японскому I-роману, с которым они имели прямой контакт.