Гидромантия ( древнегреческий ὑδρομαντεία, гадание на воде, от ὕδωρ, вода и μαντεία, гадание) - это метод гадания с помощью воды, включая цвет, приливы и отливы или рябь, создаваемую камешками, брошенными в бассейн.
Иезуит М. А. Дель Рио (1551–1608) описал несколько методов гидромантии. Первый описанный метод представляет собой кольцо, подвешенное на веревке, которую опускают в сосуд с водой, который встряхивают. Оценка или прогноз делается по количеству ударов кольца о борта судна.
Второй метод - это когда в стоячую воду бросают три гальки и проводят наблюдения по кругам, образующимся при ударе предметов о воду.
Третий описанный метод зависел от волнения воды, этот обычай был распространен среди восточных христиан - ежегодно крестить этот элемент.
Четвертый метод использовал цвета воды и фигуры, появляющиеся в ней. Варрон заявил, что таким образом было сделано много прогнозов относительно Митридатовой войны. Эта ветвь гадания оказалась настолько важной, что получила отдельное название, и отсюда возникло гадание на источники, воды которых часто посещались.
Павсаний (II век нашей эры) описал фонтан возле Эпидавра, посвященный Ино, в который прихожане бросали хлеба, надеясь получить оракул от богини. Если хлеб принимался, то он опускался в воду, что означало удачу, но если их смыло из фонтана, это означало неудачу.
Обычай древних германских племен заключался в том, чтобы бросать новорожденных детей в Рейн. Считалось, что если ребенок был фальшивым, он утонул, но если он был законным, он плавал. Такой обычай, как представляется, является предшественником обычая семнадцатый века « плавающих ведьм », возможно, связанных с англо-саксонского права в суде водой.
В пятом методе гидромантии таинственные слова произносятся над стаканом воды, а затем наблюдаются ее спонтанное кипение.
В шестом методе капля масла опускалась в сосуд с водой, это создавало зеркало, через которое становились видны чудеса. Это, сказал Дель Рио, и есть Modus Fessanus.
Седьмой метод гидромантии был процитирован Клеменсом Александринусом, который процитировал, что женщины Германии наблюдали водовороты и течение рек для прогностической интерпретации. Об этом же самом факте упоминал Дж. Л. Вивес в своем « Комментарии к святому Августину».
В магии эпохи Возрождения гидромантия была классифицирована как одно из семи «запрещенных искусств», наряду с некромантией, геомантией, аэромантией, пиромантией, хиромантией ( хиромантией ) и лопатой ( скапулимантией ).