Hors catégorie ( HC) - это французский термин, используемый в этапных велосипедных гонках для обозначения подъема, который «выходит за рамки категоризации». Этот термин изначально использовался для обозначения тех горных дорог, по которым машины не могли проехать.
Подъем HC - самый сложный тип подъема в гонке. Это сложнее, чем восхождение Категории 1, которое, в свою очередь, более требовательно, чем восхождение Категории 2 и так далее. Самая простая категория - это Категория 4.
Эти пять категорий определяются их крутизной и длиной. Кроме того, их положение на маршруте может иметь значение. Например, подъем, который обычно относится к категории 1, может стать восхождением HC, если он является последним на этапе.
Средний набор высоты HC на Тур де Франс с 2012 по 2016 год составляет 16,1 километра и имеет оценку 7,4. За тур совершается около 7 подъемов на HC.
Когда классификация гор в Тур де Франс возникла в Тур де Франс 1933 года, был только один тип гор. Баллы начислялись первым велосипедистам, пересекшим горы, начиная с 10 баллов для первого велосипедиста и до 1 балла для десятого велосипедиста. После Второй мировой войны на Тур де Франс 1947 года горы были разделены на две категории: первую и вторую. Горы первой категории дали 10 баллов первому велосипедисту, как и до 1939 года, а горы второй категории дали только 5 баллов первому велосипедисту.
Разделение по категориям прошло успешно, и два года спустя, в 1949 году, была добавлена третья категория. Это были еще меньшие горы, что давало 3 балла велосипедисту, достигшему вершины первым.
В 1962 году была добавлена четвертая категория. Также была пересмотрена система начисления баллов: первая категория теперь дает 15 баллов первому велосипедисту, вторая категория - 10 баллов, третья категория - 5 баллов и четвертая категория - 3 балла. Хотя четвертая категория исчезла в 1963 году, она вернулась снова в 1964 году. Система с четырьмя категориями сохранялась до 1978 года, хотя распределение баллов с годами менялось.
В 1979 году четырех категорий было сочтено недостаточно, и была добавлена еще одна категория. Вместо добавления пятой категории туристическая организация решила добавить категорию закусок.
Следующие подъемы, использованные на Тур де Франс, хотя бы один раз были оценены как "Hors catégorie".
Col | Высота (м.) | Количество посещений | Количество подъемов HC | Впервые как восхождение на HC | Самый последний | Профиль | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Коль-де-ла-Лоз | 2304 | 1 | 1 | 2020 г. | 2020 г. | [1] | Самый крутой максимальный уклон (24%) из всех подъемов на Hors Catégorie на сегодняшний день |
Col Agnel | 2744 | 2 | 2 | 2008 г. | 2011 г. | [2] | Первое появление восхождения в 2008 году изначально не планировалось, так как этап был спроектирован так, чтобы проходить через перевал Маддалена. Из-за сейсмической опасности на перевале маршрут был изменен за три месяца до начала гонки, и туда был включен Col Agnel. |
Альп д'Юэз | 1860 г. | 30 | 26 год | 1979 г. | 2018 г. | [3] | В 2013 году Альп д'Юэз посещали дважды на этапе 18, сначала пересекли ниже вершины на высоте 1765 м, а затем вернулись в качестве финиша этапа на обозначенной вершине (1850 м). |
Андорра Аркалис | 2240 | 3 | 3 | 1997 г. | 2016 г. | [4] | |
Анси-Семноз | 1655 | 2 | 1 | 2013 | 2013 | [5] | В 1998 году Semnoz (известный как Crêt de Châtillon) был частью маршрута и относился к восхождению 1-й категории. Однако во время этапа гонщики объявили забастовку в знак протеста против чрезмерных мер полиции. Этап, хотя и полностью завершенный, был признан несостоявшимся. |
Col d'Aubisque | 1709 | 48 | 14 | 1980 г. | 2012 г. | [6] | Количество посещенных раз включает финишную подготовку сцены в Гуретте. |
Порт-де-Бальес | 1755 | 6 | 6 | 2007 г. | 2020 г. | [7] | |
Плато де Бейль | 1780 г. | 6 | 6 | 1998 г. | 2015 г. | [8] | |
Коль-де-ла-Бонетт | 2802 | 4 | 2 | 1993 г. | 2008 г. | [9] | Самый высокий подъем на Хорс Категори на сегодняшний день. |
Chamrousse | 1730 | 2 | 2 | 2001 г. | 2014 г. | [10] | |
Коль-де-ла-Круа-де-Фер | 2067 | 19 | 11 | 1989 г. | 2017 г. | [11] | С двух сторон разделяет одинаковые склоны с перевала Гландон. |
Коль дю Галибье | 2645 | 58 | 21 год | 1979 г. | 2019 г. | [12] | Самый высокий финиш этапа в истории Тур де Франс. В 2015 году планировалось использовать подъем, но в конечном итоге это произошло не из-за оползней. Вместо этого использовался Коль-де-ла-Круа-де-Фер. |
Коль дю Гландон | 1924 г. | 13 | 5 | 1981 г. | 2015 г. | [13] | |
Коль дю Гран Коломбье | 1501 | 5 | 4 | 2012 г. | 2020 г. | [14] | В туре 2016 года Коль дю Гран Коломбье был пройден дважды на 15-м этапе. Сначала по HC на 1483 метра, а затем по категории 1 на 893 метра. |
Коль дю Гран Сен-Бернар | 2465 | 5 | 1 | 2009 г. | 2009 г. | [15] | |
Коль дю Гранон | 2413 | 1 | 1 | 1986 г. | 1986 г. | [16] | |
Hautacam | 1560 | 5 | 5 | 1994 г. | 2014 г. | [17] | |
Col de l'Iseran | 2770 | 6 | 3 | 1992 г. | 2019 г. | [18] | В туре 2019 года время GC было взято с вершины перевала Изеран, когда этап 19 был нейтрализован из-за оползней на спуске. |
Изола 2000 | 1900 г. | 1 | 1 | 1993 г. | 1993 г. | [19] | |
Col d'Izoard | 2360 | 35 год | 9 | 1986 г. | 2019 г. | [20] | |
Col de Joux-Plane | 1691 | 12 | 7 | 1981 г. | 2016 г. | [21] | |
Ла Плань | 1980 г. | 4 | 4 | 1984 г. | 2002 г. | [22] | |
Порт-де-Ларрау | 1573 | 2 | 2 | 1996 г. | 2007 г. | [23] | |
La Ruchère | 1160 | 1 | 1 | 1984 г. | 1984 г. | [24] | Самый низкий уровень Hors Catégorie на сегодняшний день. |
Коль-де-ла-Ломбард | 2351 | 1 | 1 | 2008 г. | 2008 г. | [25] | |
Луз Ардиден | 1715 | 9 | 9 | 1985 г. | 2021 г. | [26] | |
Коль де ла Мадлен | 1993 г. | 25 | 17 | 1980 г. | 2020 г. | [27] | |
Коль дю Мон-Сени | 2083 | 5 | 1 | 1999 г. | 1999 г. | [28] | |
Port de Pailhères | 2001 г. | 5 | 4 | 2005 г. | 2013 | [29] | |
Pla d'Adet | 1669 | 10 | 5 | 1981 г. | 2014 г. | [30] | 1982 Тур де Франс закончить планировалось до конца в другом месте, на Col де Порте, но в конечном счете отменен, и финишная линия была перенесена обратно в Pla d'Adet. |
Puy de Dôme | 1415 | 13 | 2 | 1983 г. | 1986 г. | [31] | Поднимитесь только на Центральный массив, чтобы получить рейтинг Hors Catégorie. |
Col du Soudet | 1540 | 6 | 2 | 1987 г. | 2006 г. | [32] | |
Коль дю Соулор | 1474 | 22 | 1 | 1982 г. | 1982 г. | [33] | Обычно поднимается при спуске с коль-д'Обиск с его западной стороны. |
Супербаньер | 1770 | 6 | 1 | 1986 г. | 1986 г. | [34] | |
Коль дю Турмале | 2115 | 90 | 28 год | 1980 г. | 2021 г. | [35] | Количество посещенных раз включает финиш в Ла Монжи. |
Валь Торанс | 2365 | 2 | 2 | 1994 г. | 2019 г. | [36] | |
Mont Ventoux | 1909 г. | 18 | 8 | 1987 г. | 2021 г. | [37] | В 2021 году на Ванту было совершено восхождение дважды, первое восхождение началось с Со и было восхождением 1-й категории, а второе восхождение началось с Бедуана и было отнесено к категории HC. |
Коль-де-ла-Пьер Сен-Мартен | 1610 | 1 | 1 | 2015 г. | 2015 г. | [38] | |
Finhaut-Emosson | 1960 г. | 1 | 1 | 2016 г. | 2016 г. | [39] | |
Montée de Bisanne | 1723 г. | 1 | 1 | 2016 г. | 2016 г. | [40] | |
Коль-де-ла-Биш | 1316 | 1 | 1 | 2017 г. | 2017 г. | [41] | |
Mont du Chat | 1504 | 1 | 1 | 2017 г. | 2017 г. | [42] | |
Col de Portet | 2215 | 2 | 2 | 2021 г. | 2021 г. | [43] |