Гомункул

редактировать
Для использования в других целях, см Гомункул (значения).

Гомункула ( UK : / ч ɒ м ʌ ŋ к J ʊ л ə s / hom- УНК -yuul-əs, США : / ч oʊ - / hohm-, Latin:  [hɔmʊŋkʊlʊs] ; "маленький человек") является изображение маленького человека. Популярный в алхимии шестнадцатого века и художественной литературе девятнадцатого века, он исторически относился к созданию миниатюрного, полностью сформированного человека. Эта концепция имеет корни в преформизме, а также в более ранних фольклорных и алхимических традициях. Этот термин также используется для изображения человека с искаженными размерами частей тела, чтобы показать, сколько области коры головного мозга отведено ему. Например, ноги маленькие, а рот и руки большие.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 История
    • 1.1 Алхимия
    • 1.2 Фольклор
    • 1.3 Преформизм
  • 2 Философия разума
  • 3 Терминологическое использование в современной науке
  • 4 В популярной культуре
    • 4,1 Ранняя литература
    • 4,2 Современная литература
    • 4.3 Другие средства массовой информации
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Дальнейшее чтение
  • 8 Внешние ссылки
История

Алхимия

Парацельсу приписывают первое упоминание о гомункуле в De homunculis (ок. 1529–1532) и De natura rerum (1537).

Гомункул впервые появляется по имени в алхимических сочинениях, приписываемых Парацельсу (1493–1541). De natura rerum (1537) описывает свой метод создания гомункулов:

Чтобы мужская сперма разлагалась сама по себе в запечатанном тыквенном семени в течение сорока дней с наивысшей степенью гниения в чреве лошади, или, по крайней мере, до такой степени, чтобы она оживала, двигалась сама по себе и шевелилась, что легко заметить. По истечении этого времени он будет чем-то похож на человека, но прозрачным, без тела. Если после этого его разумно кормить Арканом человеческой крови, кормить до сорока недель и держать в ровном тепле чрева лошади, из него вырастет живой человеческий ребенок со всеми его членами, подобными другому. ребенок, рожденный женщиной, но намного меньшего размера.

Были сделаны сравнения с несколькими аналогичными концепциями в трудах более ранних алхимиков. Хотя само слово «гомункул» никогда не использовалось, Карл Юнг считал, что это понятие впервые появилось в «Видениях Зосима», написанных в третьем веке нашей эры. В видениях Зосим встречает священника, который превращается в «противоположность самому себе, в изуродованного антропаря ». Греческое слово «антропарь» похоже на «гомункулус» - уменьшительную форму слова «человек». Впоследствии Зосим встречает во сне других антропариев, но нет упоминания о создании искусственной жизни. В своем комментарии Юнг отождествляет гомункула с Философским камнем, а «внутреннюю личность» - с Христом.

В исламской алхимии, Takwin ( арабский : تكوين) была цель некоторых мусульманских алхимиков, заметный из которых является Джабир ибн Hayyan. В алхимическом контексте Таквин относится к искусственному созданию жизни в лаборатории, вплоть до человеческой жизни.

Гомункулы продолжали появляться в алхимических сочинениях и после Парацельса. Химическая Свадьба Христиан Розенкреец (1616), например, заключает с созданием мужской и женской формы идентифицированной как гомункул дуэт. Аллегорический текст подсказывает читателю, что конечной целью алхимии является не хризопея, а искусственное поколение людей. Здесь создание гомункулов символически представляет духовное возрождение и христианскую сотериологию.

Считается, что в 1775 году граф Иоганн Фердинанд фон Куфштейн вместе с аббатом Гелони, итальянским священнослужителем, создал десять гомункулов, способных предвидеть будущее, которые фон Куфштейн хранил в стеклянных сосудах в своей масонской ложе в Вене. В масонском справочнике доктора Эмиля Бесетцны « Die Sphinx» целая глава посвящена wahrsagenden Geister (провидению призраков). Считается, что их видели несколько человек, в том числе местные высокопоставленные лица.

Фольклор

Ссылки на гомункула не появляются до алхимических сочинений шестнадцатого века, но алхимики, возможно, находились под влиянием более ранних народных традиций. Мандрагора, известная на немецком языке, как Alreona, Alraun или Alraune является одним из примеров; Жан-Батист Питуа « История и практика магии» проводит прямое сравнение с мандрагорой в одном отрывке:

Хотели бы вы сделать Мандрагору, столь же мощную, как гомункул (человечек в бутылке), которого так восхвалял Парацельс ? Затем найдите корень растения под названием бриония. Выньте его из земли в понедельник (лунный день), немного позже весеннего равноденствия. Отрежьте концы корня и закопайте на ночь в каком-нибудь загородном погосте в могиле покойника. В течение 30 дней поливайте его коровьим молоком, в котором утопили трех летучих мышей. Когда наступит 31 день, выньте корень посреди ночи и высушите его в духовке, нагретой ветками вербены ; затем заверните его в кусок полотна мертвеца и носите с собой повсюду.

Гомункула также сравнивают с големом в еврейском фольклоре. Хотя особенности, описывающие создание голема и гомункула, очень разные, обе концепции метафорически связывают человека с божественным в его построении жизни по своему собственному образу.

Преформизм

Основная статья: Преформизм Крошечный человек внутри спермы, нарисованный Николаасом Хартсукером в 1695 году.

Преформизм - это ранее популярная теория, согласно которой животные развились из миниатюрных версий самих себя. Считалось, что сперма содержит полностью сформированных особей, называемых « анималкулы ». Следовательно, развитие было вопросом увеличения его до полностью сформированного существа. Термин гомункул позже использовался при обсуждении зачатия и рождения.

Николас Хартсукер постулировал существование анималкулов в сперме людей и других животных. Это было началом теории спермистов, которая утверждала, что сперматозоид на самом деле был «маленьким человечком», помещенным внутрь женщины для роста в ребенка, - изящное объяснение многих загадок зачатия. Позже было указано, что если сперматозоид был гомункулом, идентичным взрослому во всем, кроме размера, то гомункул мог иметь собственную сперму. Это привело к reductio ad absurdum с цепочкой гомункулов « полностью вниз ». Однако спермисты не обязательно считали это роковым возражением, поскольку оно четко объясняло, почему «в Адаме» все согрешили : все человечество уже содержалось в его чреслах. Теория спермистов также не смогла объяснить, почему дети имеют тенденцию походить на своих матерей, а также на своих отцов, хотя некоторые спермисты полагали, что растущий гомункул ассимилировал материнские характеристики из матки.

Философия разума
Основная статья: аргумент гомункула
Терминологическое использование в современной науке
Основная статья: Корковый гомункул

Гомункул сегодня широко используется в научных дисциплинах, таких как психология, в качестве инструмента обучения или запоминания для описания искаженной масштабной модели человека, нарисованной или созданной для отражения относительного пространства, занимаемого частями человеческого тела на соматосенсорной коре головного мозга («сенсорный гомункул»). и моторная кора («моторный гомункул»). И моторные, и сенсорные гомункулы обычно выглядят как маленькие люди, наложенные на верхушку прецентральных или постцентральных извилин для моторной и сенсорной коры, соответственно. Гомункулус ориентирован так, чтобы ступни были медиальнее, а плечи - латеральны поверх как прецентральной, так и постцентральной извилин (как для двигательной, так и для сенсорной). Голова мужчины изображена перевернутой по отношению к остальному телу, так что лоб находится ближе всего к плечам. Губы, руки, ступни и половые органы имеют больше сенсорных нейронов, чем другие части тела, поэтому у гомункула соответственно большие губы, руки, ступни и гениталии. Моторный гомункул очень похож на сенсорного гомункула, но имеет несколько отличий. В частности, у моторного гомункула есть часть языка, наиболее латеральная, в то время как у сенсорного гомункула есть область для гениталий, наиболее медиальная, и область для внутренних органов, наиболее латеральная. Хорошо известный в области неврологии, его также часто называют «человечек внутри мозга». Эта научная модель известна как корковый гомункул.

В медицинской науке термин гомункулюс иногда применяются к определенному плоду -каку яичников кистозных teratomae. Иногда они могут содержать волосы, сальный материал, а в некоторых случаях - хрящевые или костные структуры.

В недавней статье, опубликованной в рецензируемом журнале Леонардо «Пропавшая женщина-гомункул» Хейвена Райта и Престона Фёрдера, пересматривается история гомункулов, проливается свет на текущие исследования в области нейробиологии женского мозга и раскрывается то, что они считают первая скульптура женщины-гомункула, выполненная художником и первым автором Хейвеном Райтом на основе имеющихся исследований.

В популярной культуре
Дополнительная информация: Алхимия в искусстве и развлечениях.

Ранняя литература

Гравюра XIX века с изображением Вагнера и гомункула из Гете " Фауст II"

Гомункулы можно найти в вековой литературе. Эти выдумки в основном сосредоточены на воображаемых размышлениях о поисках искусственной жизни, связанных с парацельсовой алхимией. Одна из самых ранних литературных ссылок встречается в « Religio Medici» Томаса Брауна (1643 г.), в которой автор заявляет:

Я не сторонник Парацельса, который смело доставляет расписку, чтобы заставить человека без связи...

Басня о созданном алхимическим путем гомункуле, возможно, была центральной в романе Мэри Шелли « Франкенштейн» (1818). Профессор Раду Флореску предполагает, что Иоганн Конрад Диппель, алхимик, родившийся в замке Франкенштейн, мог быть источником вдохновения для Виктора Франкенштейна. В романе немецкого драматурга Иоганна Вольфганга фон Гете « Фауст, часть вторая» (1832 г.) известен алхимический гомункул. Здесь персонаж Гомункула олицетворяет стремление чистого духа родиться в смертной форме, контрастируя с желанием Фауста сбросить свое смертное тело, чтобы стать чистым духом. Алхимическая идея о том, что душа не заключена в тюрьму в теле, но вместо этого может найти свое самое яркое состояние, проходя через материальный план, является центральной для персонажа. Уильям Мейкпис Теккерей писал под псевдонимом Гомункул.

Современная литература

Легенда о гомункуле, Франкенштейн и Фауст продолжали оказывать влияние на произведения в двадцатом и двадцать первом веках. Тема использовалась не только в фантастической литературе, но и для освещения социальных тем. Например, британские детские писатели Мэри Нортон и Румер Годден использовали мотивы гомункулов в своих работах, выражая различные послевоенные опасения по поводу беженцев, преследования меньшинств на войне и адаптации этих меньшинств к «большому» миру. В романе У. Сомерсета Моэма 1908 года «Волшебник» концепция гомункула используется как важный элемент сюжета. В рассказе Дэвида Х. Келлера «Гомункул двадцатого века» (1930) описывается создание гомункулов в промышленных масштабах парой женоненавистников. Точно так же книга Свена Дельблана « Гомункул: волшебная сказка» (1965) обращается к предполагаемому женоненавистничеству и промышленно-военным комплексам Советского Союза и НАТО времен холодной войны. В книге немецкого детского автора Корнелии Функе « Всадник на драконе» главные герои встречаются и им помогает гомункул, созданный алхимиком. Однако гомункулус и алхимия в целом рассматриваются в повествовании скорее как магическое явление, нежели обязательно имеющее символическое значение.

Другие СМИ

Гомункулы появляются на телевидении, в фильмах и играх, основанных на фэнтези, в манере, совместимой с литературой. Примеры можно найти во многих средствах массовой информации, таких как подкаст « Привет из волшебной таверны», фильмы « Гомункул» (1916 г.), « Невеста Франкенштейна» (1935 г.), «Золотое путешествие Синдбада» (1973 г.), телевизионный фильм « Дон». «Бойтесь темноты» (1973), « Быть Джоном Малковичем» (1999), « Хребет дьявола» Гильермо дель Торо (2001), « Стальной алхимик» (2001), « Шейна Акера (2009), « Последний Фауст» Филиппа Хамма (2019) и театральный римейк не бойся темноты (2011), телевизионные шоу (такие как Bloodfeast) и американский папа, фантазийные ролевые игры (такие как Dungeons amp; Dragons ), видеоигры (например, Ragnarok Online, Valkyrie Profile, Shadow of Memories, The Legend of Heroes и Cabals: Magic amp; Battle Cards ), книги (например, The Secret Series и Sword of Destiny или Seveny-Two Letters Теда Чанга), графические романы (например, Bureau for Paranormal Research and Defense ) и манга (например, Homunculus, Stone Ocean, Fullmetal Alchemist, Fullmetal Alchemist: B rotherhood, Sorcerous Stabber Orphen, Fate / Zero и Gosick ).

Гомункулы представлены как племя в карточной игре Magic: the Gathering.

Смотрите также
Примечания
дальнейшее чтение
  • Монтьель, Л. (2013). "Proles sine matre creata: Прометеевское побуждение в истории человеческого тела на Западе". Асклепио. 65 (1): 1–11. DOI : 10.3989 / asclepio.2013.01.
  • Вайс, младший; Берджесс, JB; Каплан, KJ (2006). «Фетиформная тератома (гомункул)». Arch Pathol Lab Med. 130 (10): 1552–1556. DOI : 10.5858 / 2006-130-1552-FtH. PMID   17090201.
  • Уотсон Дж. Д., Берри А. ДНК: Секрет жизни. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рэндом Хаус; 2003 г.
  • Abbott, TM; Hermann, WJ; Скалли, Р. Э. (1984). «Фетиформная тератома яичника (гомункул) у девочки 9 лет». Int J Gynecol Pathol. 2 (4): 392–402. DOI : 10.1097 / 00004347-198404000-00007. PMID   6724790.
  • Куно, Н; Кадомацу, К; Накамура, М; Мива-Фукути, Т; Hirabayashi, N; Ишизука, Т. (2004). «Зрелая кистозная тератома яичника с высокодифференцированным гомункулом: отчет о болезни». Исследование врожденных пороков. Часть A: Клиническая и молекулярная тератология. 70 (1): 40–46. DOI : 10.1002 / bdra.10133. PMID   14745894.
  • Флореску, Раду (1975). В поисках Франкенштейна. Бостон: Нью-Йоркское графическое общество. ISBN   0-8212-0614-1.
  • Грегори, Ричард Л. (1990). Глаз и мозг: психология зрения (4-е изд.). Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN   0-691-02456-1.
  • Грегори, Ричард Л. (редактор) (1987). Оксфордский компаньон разума. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-866124-X. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов ( ссылка )
  • Маконий, С. (1980). Знания о гомункулах. Публикации Red Lion.
  • Райл, Гилберт (1984) [1949]. Понятие разума. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN   0-226-73295-9.
  • Уэйт, Артур Эдвард (редактор) (1976) [1894]. Герметические и алхимические сочинения Ауреола Филиппа Теофраста Бомбаста из Гогенхейма, прозванного Парацельсом Великим (2 тома, изд.). Беркли: Шамбала. ISBN   0-87773-082-2. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов ( ссылка )
внешние ссылки
  • СМИ, связанные с гомункулом, на Викискладе?
  • Статья о гомункуле из The Mystica.
Последняя правка сделана 2024-01-11 05:53:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте