Хенио Зитомирски

редактировать

Хенио Зитомирски
Последний снимок у входа в банк PKO в 64-м Краковский проспект в Люблине. Хенио Зитомирски 5 июля 1939 года
Родился(1933-03- 25) 25 марта 1933 г.. Люблин, Польша
Умер9 ноября 1942 г. (1942-11-09) (9 лет). концлагерь Майданек
Причина смертиУбит в газовой камере
Известен поАдресат проекта «Письма Хенио ». Один из героев выставки «Букварь » в Музее Майданека.

Хенио Житомирски (польский : Хенио Житомирски, иврит : הניו ז'יטומירסקי; 25 марта 1933 - 9 ноября 1942) был польским евреем, родившимся в Люблине, Польша, который был убит в возрасте 9 лет в газовая камера в концлагере Майданек во время немецкой нацистской оккупации Польши. Хенио стал иконой Холокоста не только в Люблине, но и по всей Польше. История его жизни стала частью учебной программы, преподаваемой в системе общего образования в Польше. Проект «Письма Хенио » проводится в Люблине с 2005 года. Хенио Житомирский - один из героев постоянной выставки «Букварь » в бараке 53 здания Майданек. Музей, выставка, посвященная детям в лагере.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Письма Хенио
  • 3 Букварь
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
Биография

Хенио Житомирски родился в городе Люблин в Польше, был первенцем Сары (урожденной Оксман) и Шмуэль Зитомирский. Хенио и его родители жили на 3-й улице Шевской в ​​Люблине. Его дедушка и бабушка Хая (урожденная Меламед) и Ефрем Зитомирски жили на 22-й Любартовской улице. 1 сентября 1937 года Хенио начал посещать детский сад «Трахтер» в Люблине. 5 июля 1939 года его в последний раз сфотографировали у входа в банк PKO, расположенный на проспекте Краковская, 64 (польский : Krakowskie Przedmieście) в Люблине. 1 сентября 1939 года Хенио должен был пойти в первый класс, но в этот день нацистская Германия вторглась в Польшу.

. С установлением немецкого нацистского правления в Польше, Юденрат из 24 членов был создан в Люблине. Шмуэль, отец Хенио, учитель по профессии и председатель движения Поале Цион в Люблине, был назначен юденратом руководителем почтового отделения на 2-й улице Ковальской. Эта роль позволила ему, по-видимому, установить контакт с польским подпольем (которое доставляло ему запрещенную информацию и новости); переписываться со своим младшим братом Иегудой (Леоном) Зитомирским, который уже эмигрировал в Палестину в 1937 году; поддерживать связь с Ицхаком Цукерманом и Зивией Любеткиной из еврейского сопротивления в Варшавском гетто и с людьми Хашомера Хацаира в Вильнюс ; и для переписки с Натаном Швальбом, директором офисов Еврейского агентства и движения Hehalutz в Женеве, который помогал сотням активистов молодежного движения на оккупированных нацистами территориях.

По приказу нацистского губернатора района Люблин, все 34 149 евреев, которые тогда жили в городе, были вынуждены переехать в гетто, которое было создано в Люблине. 24 марта 1941 г. В марте 1941 г. семья Житомирских переехала на 11-ю улицу Ковальской в ​​Люблинское гетто. Дед Генио, Эфраим Зитомирский, умер от тифа 10 ноября 1941 года. Перед смертью он попросил похоронить его у ворот кладбища, чтобы первым стать свидетелем освобождения Люблина. Надгробие на его могиле было разбито и разрушено в 1943 году, когда нацисты ликвидировали новое еврейское кладбище в Люблине.

16 марта 1942 года в товарных поездах из Люблинского района в лагеря смерти началась операция «Рейнхард ». Ежедневно в лагеря отправляли около 1400 человек. За транспортом следили немецкая полиция и СС. Отбор евреев проходил на площади возле городской бойни. Депортированных пешком вели из Большой синагоги (названной в честь Махаршала ), которая служила местом сбора депортированных. Престарелых и больных расстреливали на месте. Остальных отправили в лагеря смерти, в основном в Белжец. Сотни евреев были застрелены в лесу на окраине Люблина. В общей сложности около 29000 люблинских евреев были истреблены в течение марта и апреля 1942 года. Среди них были мать и бабушка Хенио, а также две его тети - Эстер и Рахель - которые были убиты в газовых камерах Белжеца вскоре после этого. прибытие.

14 апреля 1942 года транспорты закончились. Хенио и его отец пережили отбор весны 1942 года, по-видимому, благодаря разрешению на работу (J-Ausweis), которое было у его отца. Вместе с остальными евреями, оставшимися в живых в Люблине, их перевели в другое меньшее гетто, построенное в Майдане Татарском (пригород Люблина). В это гетто вошло от 7000 до 8000 человек, хотя многие из них не имели разрешений на работу. 22 апреля СС провела очередной отбор : от 2500 до 3000 человек без разрешения на работу были отправлены сначала в Майданек, а оттуда в Крепец лес в 15 км от Люблина. Там их расстреляли.

9 ноября 1942 года произошла окончательная ликвидация еврейского гетто в Майдане Татарском. В лагерь смерти Майданек было отправлено около 3000 человек, в том числе Хенио и его отец Шмуэль. Старики и дети были немедленно отправлены в газовую камеру. В эту группу попал и девятилетний Хенио.

Отец Хенио, Шмуэль Зитомирски, был переведен в исправительно-трудовой лагерь недалеко от Майданека, где заключенные построили спортивный стадион для СС. Из лагеря ему удалось отправить несколько последних писем своему брату Иегуде в Палестину и сионистской делегации в Стамбул. 3 ноября 1943 г. произошло массовое истребление всех оставшихся еврейских заключенных в Майданеке и других лагерях Люблинского района. Эта ликвидация известна как «Aktion Erntefest », что в переводе с немецкого означает «Праздник урожая». В тот день в Майданеке было убито 18 400 евреев. В конце этой убийства Люблинский район был объявлен Judenrein, то есть «чистым от евреев». Удивительно, но Шмуэль Житомирский пережил и это массовое истребление. Это известно, потому что он отправил письмо из Люблина курьером еврейской делегации в Стамбул 6 января 1944 года. Неясно, откуда было отправлено это письмо. Город Люблин был захвачен Советской Красной Армией 22 июля 1944 года. Доподлинно известно, что Шмуэль Зитомирский пережил не Холокост, а его причина, дата и место смерти неизвестны.

Письма в Хенио

Проект «Письма в Хенио» начался в Люблине в 2005 году как часть деятельности по сохранению и восстановлению еврейского наследия города. Эту образовательную деятельность организует местный культурный центр Grodzka Gate - NN Theater. По словам директора центра Томаша Пьетрасевича, основная идея проекта заключается в следующем: «Недопустимо запоминать лица и имена 40 000 человек. Запомните одного. Застенчивая улыбка, белая рубашка с воротником, цветные шорты, сбоку. стрижка, полосатые носки… Хенио. "

Ежегодно 19 апреля, День памяти жертв Холокоста в Польше, школьников и жителей Люблина просят присылать письма адресовано Хенио Зитомирски на 11-й Ковальской улице, последнем известном адресе Хенио в Люблине. Тысячи писем были отправлены Хенио, в том числе картины, личные письма и увлекательные рассказы детей 12-13 лет. У входа в банк PKO, где был сделан последний снимок Хенио, каждый год ставится специальный почтовый ящик для отправки писем Хенио. Люблинское почтовое управление должно иметь дело с полными мешками писем, которые отправляются обратно отправителям с почтовой печатью: «Неизвестный адресат». Позже в тот же день участники проходят пешеходную экскурсию пешком и посещают адреса, по которым жил Хенио: улица Шевска 3 и улица Ковальска 11 (в гетто ). Завершается прогулка безмолвной молитвой у подножия уличного фонаря, последнего остатка довоенного еврейского городка Люблина, служившего памятной свечой. В 2007 году пассажиров банка попросили написать письма Хенио на месте. Ответ был необычным. Национальная польская пресса посвящает этому проекту много репортажей. С 2005 года Хенио Житомирский стал иконой Холокоста не только в Люблине, но и по всей Польше. Сегодня история его жизни является частью учебной программы, которую изучают в системе общего образования в Польше. Школьные газеты рассказывают о нем и пытаются понять значение Холокоста через его короткий жизненный рассказ.

Букварь

Букварь (на польском : Элементарз ) постоянная экспозиция в Майданеке находится в бараке №53 и посвящена детям, находившимся в лагере. Эту выставку создал Томаш Пьетрасевич, директор The Grodzka Gate - Theater NN Center. Цель этого образовательного проекта - продемонстрировать судьбу детей, заключенных в лагерь смерти. Идея проекта родилась, когда один из выживших заметил, что Музей Майданека не информирует посетителей и не показывает им жизнь детей в лагере. Ученикам, посетившим музей Майданека, было трудно эмоционально идентифицировать себя с тем, что произошло в Майданеке. Благодаря этой выставке музей Майданека дает возможность ученикам превратить знания, полученные в школе, в реальное образование, касающееся того, что произошло в «Мире лагеря».

Выставка показывает судьбу четверых детей, бывших узников лагеря Майданек: двух еврейских детей, Галину Биренбаум и Хенио Зитомирски; белорусский ребенок Петр Кирищенко; и польская девушка Янина Бучек. Один из них был убит в лагере - Хенио Житомирски. На выставке символически представлена ​​и пятая судьба, которая, вероятно, была судьбой еврейских девушек в лагере. Мы узнаем об этом только из того, что было написано на листке бумаги, который был найден в Майданеке, спрятанным в женской обуви:

«Однажды Элуния,
, умирала совсем одна,
В Майданеке был ее отец,
А в Освенциме была ее мама ".

Девочке, Элунии, написавшей записку, было девять лет, и она пела эту песню себе под мелодию. известного польского стишка (на польском : «Z popielnika na Wojtusia iskiereczka mruga»). На выставке посетители могут услышать обе версии песни.

Выставка разделена на две части: «Primer World» и «The Camp World».

Это «Букварь », который учит детей организовывать и описывать мир. Он содержит простейшие социальные категории, которые составляют основу отношений между человеком и окружающим его миром. Уникальная особенность «Букваря» заключается в том, что он представляет мир без жестокости и зла. Детей «вытащили» из этого простого и наивного мира «Букваря» и насильно бросили в «Лагерный мир». В этом мире требуется совершенно другой «Букварь» - Лагерь смерти Букварь.

«Лагерный мир», в который попали дети, полностью отличался от мира, изображенного в «Букваре». Жизнь в лагере принесла совершенно новые впечатления, создала новые концепции для детей, такие как: голод, отбор, газовая камера, а также ежедневный контакт со злом. и смерть. Проживание в лагере вызывало искажение, деформировало и разрушало детскую психику. Вдоль стен «The Primer World» довоенные буквари на польском, белорусском и иврите. На школьной доске белым мелом написаны имена четырех детей, судьбы которых представлены на выставке. В комнате слышен гул школьного коридора, а на переменах слышны крики и толкающие крики детей.

В "The Camp World" есть символический "Camp Primer". В нем описаны следующие слова: обращение, барак, газовая камера, крематорий, лагерь, выделение, транспорт. Каждое слово выражено воспоминаниями выживших. Чтобы подчеркнуть важность силы этих терминов, они были написаны и выжжены на глиняных досках. Доски кладут на бетонные плиты. Все тексты (письменные и устные), представленные в этой части выставки, являются воспоминаниями заключенных. Нет комментариев, исторических исследований и т. Д. Имеются только показания свидетелей.

Четыре бетонных водяных колодца, воздвигнутых в бараке, символизируют судьбу каждого из четверо детей. Колодцы проходят через пол до земли под бараком. Когда кто-то наклоняется в колодец, из глубины земли можно услышать историю, рассказанную взрослым об их пребывании в лагере, когда они были детьми. Колодец памяти Хенио Житомирского молчит - он не выжил в лагере.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 08:29:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте