Хельмичи

редактировать
Хельмичис обнаруживает себя у Розамунды из публикации Анны Кингсфорд Розамунда, принцесса (1875)

Хельмичи (эт. 572) был ломбардским дворянином, который убил своего короля Альбоина в 572 году и безуспешно пытался узурпировать его трон. Королева Альбоина, Розамунда, поддерживала или, по крайней мере, не выступала против плана Хельмихиса по смещению короля, и после убийства Гельмихис женился на ней. В убийстве участвовал Передео, охранник королевской камеры, который в некоторых источниках становится материальным исполнителем убийства. Гельмихис впервые упоминается современным летописцем Марием Авенским, но наиболее подробный отчет о его усилиях происходит от Павла Дьякона конца VIII века Historia Langobardorum.

Предыстория убийства начинается, когда Альбоин убил короля гепидов в 567 году и захватил дочь короля Розамунду. Затем Альбоин повел свой народ в Италию и к 572 году поселился в Вероне, что сделало его уязвимым для амбиций других выдающихся лангобардов, таких как Хельмихис, который был приемным опекуном Альбоина. брат и оруженосец. После смерти Альбоина Хельмихис попытался занять трон. Он женился на Розамунде, чтобы узаконить свое положение в качестве нового короля, но сразу же столкнулся с жесткой оппозицией со стороны своих собратьев-лангобардов, которые подозревали Хельмихиса в попустительстве византийцам; эта враждебность в конечном итоге сосредоточилась вокруг герцога Тицинум Клефа, сторонника агрессивной политики по отношению к Империи.

Вместо того, чтобы пойти на войну, Хельмихис, Розамунд и их последователи бежали в Равенну, столицу Византийской Италии, где они были приняты властями со всеми почестями.. Оказавшись в Равенне, Византийский префект уговорил Розамунду убить Гельмихиса, чтобы она могла выйти за него замуж. Розамунда приступила к отравлению Гельмихиса, но последний, поняв, что его жена сделала с ним, заставил ее тоже выпить чашу, так что они оба умерли. После их смерти Лонгин направил войска Хельмихиса в Константинополь, в то время как оставшиеся лангобарды уже нашли нового короля в Клефе.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Убийство
  • 3 Неудача
  • 4 Смерть
  • 5 Источники раннего средневековья
  • 6 Примечания
  • 7 Источники
Предыстория
Черно-белая гравюра с изображением женщины с черепом и человеком на заднем плане Розамунд глазами художника-прерафаэлита Фредерик Сэндис

Старейшим автором, писавшим о Гельмихисе, является современный летописец Мариус Авенский. В своем отчете он упоминает, что «Альбоин был убит своими последователями, то есть Хильмагисом с остальными, его жена согласилась на это». Мариус продолжает, добавляя, что после убийства короля Гельмихис женился на его вдове и безуспешно пытался занять трон. Его попытка не удалась, и он был вынужден бежать вместе со своей женой, королевским сокровищем и войсками, которые встали на его сторону во время переворота. Этот рассказ очень похож на то, что рассказывается в Origo. Ориго, в свою очередь, станет прямым источником Historia Langobardorum.

История убийства начинается, когда Альбоин, король лангобардов, германский народ, живущий в Паннонии (в регионе современной Венгрии), вступил в войну против соседних гепидов в 567 году. В решающей битве Альбоин убил царя гепидов Кунимунд и захватил в плен дочь короля Розамунду - позже женившись на ней, чтобы гарантировать лояльность выживших Гепиды. В следующем году лангобарды мигрировали в Италию, территорию, которая тогда принадлежала Византийской империи. В 569 г. Альбоин взял Медиолан (Милан), столицу северной Италии, а к 570 г. он взял под свой контроль большую часть северной Италии. Византийские войска закрепились в стратегическом городе Тицин (Павия), который они взяли только после длительной осады. Еще до взятия Тицина лангобарды пересекли Апеннины и вторглись в Тусию. После падения Тицина Альбоин выбрал Верону в качестве своей первой постоянной штаб-квартиры. В этом городе Альбоин был убит в 572 году, и именно при таких обстоятельствах имя Гельмихиса впервые слышно. Большинство доступных подробностей находится в Historia Langobardorum.

Убийство
A painting in which one man points a spear at another, while a woman grasps the second man's sword Альбоин убит Передео, пока Розамунд крадет его меч, на картине 19 века Чарльз Ландсир

Поселившись в Вероне и временно прервав свою цепочку завоеваний, Альбоин ослабил его популярность как харизматичного короля-воина. Первой, кто воспользовался этим, была Розамунда, которая могла рассчитывать на поддержку воинов Гепидов в городе в поисках возможности отомстить за смерть своего отца. Для достижения этой цели она убедила Хельмихиса, спафария (оруженосца) и приемного брата короля, а также главу личной вооруженной свиты в Вероне, принять участие в заговоре по устранению Альбоина и замене его на трон. Хельмичис убедил Розамунду привлечь к делу Передео, описанного Полом просто как «очень сильного человека», который был соблазнен с помощью уловки королевы и вынужден согласиться стать настоящим убийцей.

Эта история частично противоречит тому, что рассказывается Ориго, в котором Передео действует как подстрекатель, а не как убийца. В том же ключе, что и Origo, рассказ о Передео, содержащийся в Historia Langobardorum Codicis Gothani, где добавлено, что Передео был «охранником камеры» Альбоина, намекая, что в первоначальной версии истории роль Передео, возможно, заключалась в том, чтобы давайте рассмотрим настоящего убийцу, которым является Хельмихис в рассказе Агнеллуса, как это было в рассказе Мариуса. Однако основная цель Historia Langobardorum Codicis Gothani, возможно, состояла в том, чтобы получить более прямое и связное повествование за счет сокращения количества действующих лиц в истории, начиная с Передео. Однако исчезновение Передео означает, что роль Хельмихиса меняется: в то время как Павел представляет его как «эффективного заговорщика и убийцу», с Агнеллом он стал жертвой безжалостной и властной королевы.

Согласно историку Паоло Делогу, возможно, повествование Аньеллуса лучше отражает устную традицию ломбардцев, чем повествование Павла. В своей интерпретации повествование Павла представляет собой позднее искажение германских мифов и ритуалов, содержащихся в устной традиции. Согласно повествованию, согласующемуся с германской традицией, именно Хельмихис был соблазнен королевой, и, переспав с ним, Розамунда волшебным образом передаст королевскую харизму Альбоина предполагаемому убийце короля. Символ этой передачи сил можно найти в рассказе Павла о записи убийцы: неспособность Альбоина обнажить меч представляет здесь его потерю власти.

После смерти короля 28 июня 572 года Хельмихис женился на Розамунд и претендовал на ломбардский трон в Вероне. Этот брак был важен для Хельмихиса: он узаконил его правление, потому что, судя по истории Ломбардии, королевские прерогативы можно было унаследовать, женившись на вдове короля; и брак был для Хельмихиса гарантией верности гепидов в армии, которые встали на сторону королевы, поскольку она была дочерью Кунимунда.

Неудача
«Хельмегис, после смерти своего короля, попытался узурпировать его королевство, но он совершенно не мог этого сделать, потому что лангобарды, сильно опечаленные смертью короля, стремились уступить ему дорогу. И тут же Роземунд послал весточку Лонгину, префекту Равенны, чтобы тот немедленно послал корабль, чтобы их доставить. Лонгин, обрадованный такой вестью, быстро послал корабль, на котором погрузились Хельмегис с Роземундом, его женой, спасаясь ночью ".
Павел Диакон . Historia Langobardorum, Книга II, Гл.

За переворотом почти наверняка стояли византийцы, которые были полностью заинтересованы в устранении опасного врага и замене его кем-то, если не из провизантийской фракции, то по крайней мере менее агрессивно агрессивной. Джан Пьеро Богнетти выдвигает несколько гипотез о мотивах Хельмишиса для своего переворота: его причина могла быть связана с семейной связью с Летингс, лангобардской королевской династией, которая была лишена владения отцом Альбоина Одоин ; или он мог быть связан через Амалафрид с Амали, ведущей династией готов. Хельмичис легко получил поддержку лангобардов в Вероне и, вероятно, надеялся склонить всех воинов и ломбардских герцогов на свою сторону, взяв под свой контроль единственного ребенка Альбоина, Альбсуинда. Возможно, он также надеялся на помощь Византии в экономической покупке лояльности герцогов.

Переворот Гельмихиса в конечном итоге провалился, потому что он встретил сильное сопротивление со стороны многих лангобардов, которые хотели продолжить войну против Византии и противостоять цареубийцам.. Столкнувшись с перспективой вступить в войну с превосходящими силами, Гельмихис попросил помощи у византийцев. Преторианский префект позволил ему избежать сухопутного пути, который, возможно, удерживался вражескими силами, отправив его вместо этого вниз по По в контролируемую Византией Равенну вместе с его женой, его войсками Ломбардии и Гепидов, королевским сокровищем и Альбсуинда. Богнетти считает, что Лонгин, возможно, планировал ослабить лангобардов, лишив их законного наследника. Кроме того, из-за продолжающейся войны было трудно собрать всех воинов, чтобы официально избрать нового короля. Этот план был провален войсками, расквартированными в Тицинуме, которые избрали королем своего герцога Клефа, имея в виду продолжение агрессивной политики Альбоина. Вольфрам же, напротив, утверждает, что Клеф был избран в Тицинуме, когда Гельмихис все еще делал ставки на корону в Вероне.

Смерть
рукописная миниатюра с бюстом человека в доспехах, держащего штандарт в одной руке и скипетр в другой Миниатюра Лонгина, византийского чиновника, который, по словам Павла, стоит за Гельмихисом. смерть

Оказавшись в Равенне, Хельмихис и Розамунда быстро расстались. По словам Павла, Лонгин убедил Розамунду избавиться от ее мужа, чтобы он мог жениться на ней. Для этого она заставила его выпить чашу, полную яда; Однако перед смертью Хельмичис понял, что сделала его жена, и заставил ее тоже выпить чашу, так что они оба умерли. Согласно Вольфраму, в рассказе о предложении Лонгина Розамунде может быть какая-то историческая правда, поскольку можно было добиться королевского престола Ломбардии, женившись на королеве, но история смерти двух влюбленных не историческая, а легендарная. Взаимное убийство, рассказанное Агнеллусом, по-другому интерпретируется Хоакином Мартинесом Писарро: он видит последнее действие Хельмихиса как символ того, как естественная иерархия полов наконец восстановлена ​​после того, как действия королевы неестественным образом изменили надлежащее равновесие. 66>

В этот момент Лонгин отправил королевские сокровища и Альбсуинду в Константинополь, столицу Империи, вместе с силами Гельмихиса, которые должны были стать византийскими наемниками. Это была обычная византийская стратегия, уже применявшаяся ранее к остготам, согласно которой крупные национальные контингенты были перемещены для использования на других театрах военных действий. Считается, что это те же 60 000 лангобардов, которые, по свидетельству Иоанна Эфесского, действовали в Сирии в 575 году против персов. Что касается Альбсуинды, византийская дипломатия, вероятно, стремилась использовать ее как политический инструмент, чтобы навязать лангобардам провизантийского короля. Согласно Агнеллу, как только действия Лонгина привлекли внимание императора Юстина II, они были высоко оценены, и император преподнес щедрые подарки своему чиновнику.

Клеф удерживал свой трон только 18 лет. за несколько месяцев до того, как был убит рабом. Важным успехом византийцев было то, что ни один король не был провозглашен его преемником, что открыло десятилетие междуцарствия и сделало лангобардов, оставшихся в Италии, более уязвимыми для атак франков и византийцев. Лишь столкнувшись с опасностью уничтожения франками в 584 году, лангобардские герцоги избрали нового короля в лице Аутари, сына Клефа, который начал окончательную консолидацию и централизацию Ломбардского королевства..

источники раннего средневековья

Среди сохранившихся источников раннего средневековья есть шесть, в которых Гельмихи упоминаются поименно. Из них единственной современной является Хроника Мариуса Авеншского, написанная в 580-х годах. Мариус был епископом Авентикума, города, расположенного в западных Альпах во французском королевстве Бургундии. Из-за небольшого расстояния от Авентикума до итальянского полуострова у летописца был легкий доступ к информации о северной Италии. По этой причине историк Роджер Коллинз считает, что Хроника, хотя и короткая, надежна по итальянским вопросам. Все остальные источники происходят из Италии и были написаны в более поздние века. Два из них были написаны в VII веке, и Origo Gentis Langobardorum, оба анонимны. Continuatio - это хроника, написанная около 625 года и дошедшая до нас в виде единственной рукописи. Судя по названию, это продолжение хроники V века Проспера Аквитанского. В значительной степени заимствованный из Chronica Majora Исидора Севильского, он обвиняет римлян в их неспособности защитить Италию от иностранных захватчиков и хвалит лангобардов за защиту страны от франков. Это самая ранняя сохранившаяся работа с именем Розамунд, королевы лангобардов, которая играет центральную роль в засвидетельствованной биографии Гельмичи. Другое произведение 7-го века, Ориго, представляет собой краткую историю лангобардов в прозе, которая, по сути, представляет собой аннотированный список царей, хотя оно начинается с описания мифа об основании лангобардской нации. Джорджио Аусенда считает, что Origo был написан около 643 г. как пролог к ​​Edictum Rothari и продолжал обновляться до 671. Согласно Вальтеру Полю, мотивы автора в основном политические: Ориго служит укреплению национальной идентичности лангобардов, подчеркивая общую историю. Помимо мифа о происхождении, единственным более подробным описанием является история смерти Альбоина и, следовательно, Хельмихиса.

Для событий 572 года наиболее исчерпывающим доступным источником является Historia Langobardorum Павла Диакона, история Ломбардской нации до 744 года. Книга была закончена в последние два десятилетия 8-го века, после того, как Ломбардское Королевство было завоевано франками в 774 году. Из-за очевидного присутствия в работе многих фрагментов, сохранившихся из устной ломбардской речи По традиции, работу Пола часто интерпретировали как дань уважения исчезающей культуре. Среди этих утерянных традиций стоит история о смерти Альбоина. По словам Хервига Вольфрама, то, с чем имеет дело Пол, является примером того, как национальные жизненно важные события были персонализированы, чтобы облегчить их сохранение в коллективной памяти. Последние два основных источника говорят о Гельмихисе даже позже, чем Historia Langobardorum, но, возможно, с использованием более ранних утерянных источников: анонимная Historia Langobardorum Codicis Gothani и Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis, написанная Андреасом Агнеллусом.. Первая - это краткая христианизированная версия Ориго, созданная в первом десятилетии IX века с каролингской точки зрения. Второй был написан в 830-х годах священником из Равенны и представляет собой историю епископов, которые на протяжении веков занимали кафедру Равенны. Отрывок Агнеллуса об Альбоине и Розамунде в основном заимствован у Павла и немногим другим.

Примечания
Ссылки
  • Осенда, Джорджио. «Сегментарное происхождение в современной антропологии и среди лангобардов», после «Империя: к этнологии европейских варваров». Джорджио Аусенда (ред.). Вудбридж : Бойделл, 1995 [2003], стр. 15–45. ISBN 0-85115-853-6.
  • (на итальянском языке) Богнетти, Джан Пьеро. "Санта Мария Форис Портас ди Кастельсеприо и история религии Лонгобарди", L'età longobarda - II. Милан: Giuffrè, 1948 [1966], стр. 11–511.
  • (на итальянском языке) Bognetti, Gian Piero. "I rapporti etico-politici fra Oriente e Occidente dalsecolo V al secolo VIII", L'età longobarda - IV. Милан: Джуффре, 1955 [1968], стр. 3–65.
  • (на итальянском языке) Bracciotti, Annalisa. "Premessa", Origogentis Langobardorum: введение, критический анализ, комментарий. Анналиса Браччотти (ред.). Рим : Гердер, 1998, стр. 1–22. ISBN 88-85876-32-3.
  • Буллоу, Дональд А.. Каролингское обновление: источники и наследие. Манчестер : Manchester University Press, 1991, ISBN 0-7190-3354-3.
  • (на итальянском языке) Capo, Lidia. «Комментарий» у Павла Диакона, Storia dei Longobardi. Лидия Капо (ред.). Милан: Мондадори, 1992, стр. 369–612. ISBN 88-04-33010-4.
  • Коллинз, Роджер. Раннесредневековая Европа 300–1000 гг. Лондон : Macmillan, 1991, ISBN 0-333-36825-8.
  • Делиянис, Дебора Маускопф. Равенна в поздней античности. Кембридж : Cambridge University Press, 2010, ISBN 978-0-521-83672-2.
  • Делогу, Паоло. "Il regno longobardo", Longobardi e Bizantini. Паоло Делогу, Андре Гийу и Жерардо Орталли (ред.). Турин : UTET, 1980 [2003], стр. 1–216. ISBN 88-02-03510-5.
  • Гоффарт, Уолтер. Рассказчики истории варваров (550–800 гг. Н. Э.): Иордан, Григорий Турский, Беда и Павел Дьякон. Princeton : Princeton University Press, 1988, ISBN 0-691-05514-9.
  • Гоффарт, Уолтер. Варварские приливы: эпоха миграции и поздняя Римская империя. Филадельфия : University of Pennsylvania Press, 2006, ISBN 978-0-8122-3939-3.
  • (на итальянском языке) Ярнут, Йорг. Storia dei Longobardi. Турин: Эйнауди, 1982 [1995], ISBN 88-06-13658-5.
  • Jarnut, Jörg. «Gens, rex и regnum лангобардов», Regna и Gentes: отношения между позднеантичными и раннесредневековыми народами и королевствами в трансформации римского мира. Ханс-Венер Гетц, Йорг Ярнут и Вальтер Поль (ред.). Лейден : Брилл, 2003, стр. 409–427. ISBN 978-90-04-12524-7.
  • Мартиндейл, Джон Р. (ред.), Просопография Поздней Римской империи - Том III: 527 г. –641, Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1992, ISBN 978-0-521-20160-5.
  • Мулбергер, Стивен. «Война, полководцы и христианские историки с пятого по седьмой век», После падения Рима: рассказчики и источники ранней средневековой истории. Александр С. Мюррей (ред.). Торонто : University of Toronto Press, 1998, стр. 83–98. ISBN 978-0-8020-0779-7.
  • Павел Диакон. История лангобардов. Уильям Дадли Фоулк (переводчик). Филадельфия: University of Pennsylvania Press, 1907.
  • Писарро, Хоакин Мартинес. Написание Равенны: Liber pontificalis Андреаса Агнеллуса. Анн-Арбор : University of Michigan Press, 1995, ISBN 978-0-472-10606-6.
  • Писарро, Хоакин Мартинес. «Этническая и национальная история ок. 500–1000», Историография в средние века. Дебора Маускопф Делиянис (ред.). Лейден: Брилл, 2003, стр. 43–87. ISBN 90-04-11881-0.
  • Поль, Уолтер. «Память, идентичность и власть в Ломбардской Италии», Использование прошлого в раннем средневековье. Ицхак Хен и Мэтью Иннес (ред.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2000, стр. 9–28. ISBN 978-0-521-63998-9.
  • Сот, Мишель. «Местная и институциональная история (300–1000)», Историография в средние века. Дебора Маускопф Делиянис (ред.). Лейден: Брилл, 2003, стр. 89–114. ISBN 90-04-11881-0.
  • Уикхэм, Крис. Раннесредневековая Италия: центральная власть и местное общество 400–1000. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета, 1981 [1989], ISBN 0-472-08099-7.
  • Wolfram, Herwig. Римская империя и ее германские народы. Беркли : University of California Press, 1990 [1997], ISBN 0-520-24490-7.

Последняя правка сделана 2021-05-23 07:57:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте