Адская Пасть, или пасть Ада, это вход в Ад, задуманный как зияющая пасть огромного монстра, изображение, которое впервые появляется в Англосаксонское искусство потом распространилось по всей Европе. Он оставался очень распространенным в изображениях Страшного суда и Терзания ада до конца Средневековья, и до сих пор иногда используется в Возрождение и позже. После Протестантской Реформации он стал чем-то вроде возрождения в полемических популярных гравюрах, когда фигуры с противоположной стороны показывались исчезающими в пасти. Заметное позднее появление присутствует в двух версиях картины Эль Греко примерно 1578 года. Политические карикатуры все еще изображают Наполеона, ведущего свои войска в одно целое.
Нюрнберг, приходская церковь Святого Лаврентия: Западный портал, 1340-е годыСредневековый театр часто имел адскую пасть опору или механическое устройство, которое использовалось, чтобы напугать зрителей, ярко инсценировав вход в ад. Кажется, что на них часто изображен зубчатый вход в замок, в живописи, который обычно ассоциируется с Небесами.
Самый старый пример животного Адского Порта, известного Мейеру Шапиро, был вырезан из слоновой кости г. 800 в Музее Виктории и Альберта, и он говорит, что большинство примеров до XII века - английские. Многие изображают Землетрясение в аду, пришедшееся по вкусу англосаксов, как успешный военный набег Христа. Шапиро предполагает, что изображение могло быть взято из языческого мифа о Трещине Судьбы, с пастью волка-монстра Фенрира, убитого Видаром, который используется как символ Христа на кресте Госфорта и других предметах англо-скандинавского искусства. При ассимиляции христианизированного викингов населения в северной Англии Церковь была на удивление готова допустить ассоциацию языческих мифологических образов с христианскими, например, в хогбеках надгробных памятниках
.В англосаксонском Vercelli Homilies (4: 46-8) сатана сравнивается с драконом, проглатывающим проклятых:
«... ne cumaþ þa næfre из ra wyrma seaðe и s dracan ceolan þe - это сатана nemned ». - «[они] никогда не выходят из ямы змей и из глотки дракона, называемого сатаной»
Кит-монстр Левиафан (перевод с иврита, Иов 41: 1, «животное в венке») было приравнено к этому описанию, хотя это трудно подтвердить в самых ранних появлениях. Однако в Кит, древнеанглийском стихотворении из Эксетерской книги, пасть ада сравнивается с пастью кита:
Кит имеет еще одна хитрость: когда он голоден, он открывает рот и выходит сладкий запах. Рыбу обманывают запахом, и они попадают ему в рот. Внезапно кит смыкается. Точно так же любой человек, который позволил сладкому запаху обмануть себя и привел к греху, попадет в ад, открытый дьяволом, если он следовал удовольствиям тела, а не удовольствиям духа. Когда дьявол привел их в ад, он столкнулся с челюстями, вратами ада. Никто не может выбраться из них, как никакая рыба не может выскользнуть из пасти кита.
Позднее, в средние века, классический Цербер также стал ассоциироваться с изображением, хотя это вряд ли что англосаксы имели в виду его.
Сам Сатана часто изображается сидящим в аду, поедающим проклятых, но, согласно Г. Д. Шмидту, это отдельный образ, и Адская пасть не должна считаться ртом Сатаны, хотя Хофманн склонен с этим не согласиться. Адская Рот никогда не кусает проклятых, оставаясь нараспашку, готовая к большему.
В целом мотив потерял популярность в Италии и Нидерландах к концу 14 века и редко встречается во многих Страшных судах в ранней нидерландской живописи, но в позднесредневековых произведениях Автор Иеронимус Босх и его последователи, где показан широкий интерьер Ада, часто Адская Пасть ведет в какое-то особое отделение. Он продолжал использоваться в Германии и Франции. Адская пасть появляется, проглатывая епископа, внизу слева в «Четырех всадниках Апокалипсиса», знаменитой гравюре на дереве Альбрехта Дюрера (ок. 1497–1498).
Адская пасть, запертая архангелом, из Винчестера Псалтирь примерно 1150 года
Адская пасть или Челюсти ада, Буржский собор, ок.. 12 век
- BL Royal MS 19 B XV ф. 38v Ангел с ключом и драконом, 1 квартал 14 века
Упрощенный Страшный суд из Les Très Riches Heures du duc de Berry, c. 1440-е годы
Эль Греко, Поклонение имени Иисуса, 1578-80 гг., Национальная галерея
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Хеллмутом. |