Гектор Макдональд Лоус (Hec) Уоллер | |
---|---|
Уоллер на мостике HMAS Stuart в 1940 году | |
Псевдоним (а) | «Hard Over Hec» |
Родился | (1900-04-04) 4 апреля 1900 года. Беналла, Виктория |
Умер | 1 марта 1942 (1942-03-01) (41 год). HMAS Perth, Зондский пролив |
Верность | Австралия |
Служба / филиал | Королевский флот Австралии |
Годы службы | 1913–42 |
Звание | Капитан |
Командование проводилось | HMS Brazen (1937–39). HMAS Stuart (1939–41). 10-я флотилия эсминцев (1940–41). HMAS Perth (1941–42) |
Битвы / войны | Первая мировая война. Гражданская война в Испании. Вторая мировая война |
Награды | Знак отличия Бар. Упоминается в депешах (3) |
Гектор Макдональд Лоус (Hec) Уоллер, DSO и Бар (4 апреля 1900 - 1 марта 1942) был старшим офицером в Королевский флот Австралии (РАН). Его карьера длилась почти тридцать лет, включая службу в обеих мировых войнах. Возглавляя командир флотилии HMAS Stuart в период с 1939 по 1941 год, он завоевал признание как искусный капитан корабля и командир флотилии. Затем он перебрался в Юго-Западный Тихий океан в качестве капитана лёгкого крейсера HMAS Perth и погиб вместе со своим кораблем во время битвы . Зондского пролива в начале 1942 года.
Родился в Беналле, Виктория, Уоллер поступил в Королевский военно-морской колледж Австралии в возрасте тринадцати лет. После получения высшего образования он служил в Королевском флоте на завершающих этапах Первой мировой войны. В период между войнами он специализировался на связи и был отправлен офицером связи на несколько британских и австралийских военных кораблей. Свою первую морскую команду он получил в 1937 году в качестве капитана разрушителя HMS Brazen. В сентябре 1939 года он взял на себя ответственность за HMAS Stuart и четыре других устаревших эсминца, которые вместе стали известны как «Флотилия металлолома ». В 1940 году они были дополнены другими кораблями, чтобы сформировать 10-ю флотилию эсминцев, поддерживающих войска союзников в Северной Африке.
. Валлер был награжден Орденом за выдающиеся заслуги и Bar. и дважды упоминается в депешах за свои достижения в Средиземноморье. Он принял командование HMAS Perth в октябре 1941 года, приняв участие в битве в Яванском море незадолго до своей последней операции в Зондском проливе. Он получил третье упоминание в депешах посмертно, и в 2011 году официально рассматривался вопрос о присуждении Victoria Cross за его выступление в качестве капитана Перта. Подводная лодка HMAS Waller названа в его честь.
Родился 4 апреля 1900 года в Беналле Виктория, Гектор Макдональд Лоус Уоллер был сыном Уильяма Фредерика Уоллера, бакалейщика, и его жены Хелен Уоллер (урожденная Дункан). Гек Уоллер был назван в честь генерала Гектора Макдональда, героя англо-бурской войны, и его предка по имени Лоуз, который был адмиралом и современником Виконт Нельсон. Младший из десяти детей, восемь из которых пережили младенчество, он посещал Высшую начальную школу Беналлы.
Уоллер поступил в Королевский военно-морской колледж Австралии (RANC) 31 декабря 1913 года курсантом-гардемарином. в возрасте тринадцати лет. Он получил признание как игрок в регби и стал кадетским капитаном. В 1917 году, на последнем курсе колледжа, он был повышен до старшего кадетского капитана и получил Королевскую медаль, присуждаемую за «джентльменское поведение, характер, хорошее влияние среди своих товарищей и офицерские качества». Повышенный до гардемарина 1 января 1918 года он был отправлен в Великобританию, где в апреле он был назначен на службу в Королевском флоте (RN) Большой флот с дредноутом HMS Agincourt. Корабль не участвовал в боях, пока находился на борту.
В феврале 1919 года Уоллер был назначен на легкий крейсер HMAS Melbourne и на два месяца. позже вернулся в Австралию. Он перешел на легкий крейсер HMAS Sydney в качестве исполняющего обязанности младшего лейтенанта в сентябре; в следующем месяце его звание было повышено. В апреле 1920 года его снова отправили на борт Мельбурна. Получив звание лейтенанта в марте 1921 года, он прошел дальнейшее обучение в Великобритании, прежде чем вернуться в штат RANC. Уоллер женился на Нэнси Боуз, дочери министра, 7 апреля 1923 года в Сидней пригороде Льюишама ; у пары было двое сыновей, Майкл и Джон. В апреле 1924 года его направили на легкий крейсер HMAS Adelaide. Позже в том же году он начал обучение в качестве офицера связи в Англии; среди его одноклассников лорд Луи Маунтбеттен. Уоллер закончил продвинутый курс и в мае 1926 года возглавил Школу сигналов и беспроводной телеграфии в военно-морском депо Флиндерс в Вестернпорте, Виктория. С 1928 по 1930 год он служил в РН в качестве офицера связи на эсминце HMS Broke. В марте 1929 года его повысили до лейтенант-коммандера.
HMS Brazen был первым командиром Уоллера на море.К этому этапу своей карьеры Уоллер приобрел прочную репутацию благодаря своей работе в области связи. В июле 1930 года его направили на флагманский корабль ВМС Австралии (RAN), тяжелый крейсер HMAS Australia, в качестве офицера связи эскадрильи. Он продолжил эту роль после перехода на родственный корабль Австралии, HMAS Canberra, в мае 1931 года. В начале 1932 года он был назначен в военно-морское управление в Мельбурне и вернулся в Канберру в составе эскадрильи. Офицер связи в августе 1933 года. Он был повышен до командующего в июне 1934 года, а в следующем месяце стал исполнительным директором RANC. Покинув колледж в июле 1936 года, он вернулся в Англию и шесть месяцев проработал в британском подразделении военно-морской разведки. Последовала должность ответственного работника ремонтного корабля HMS Resource. В ноябре 1937 года Уоллер получил свое первое командование в море - эсминец RN HMS Brazen. Его управление судном вначале подвергалось критике, но вскоре начальство сообщило, что он «значительно улучшился». Находясь в Средиземном море, Brazen следил за ходом гражданской войны в Испании, в его обязанности входила защита британских торговых судов и спасение экипажей тонущих кораблей. К июню 1939 года Уоллер вернулся в Австралию, чтобы стать директором по связям и коммуникациям в Военно-морском ведомстве.
В начале Второй мировой войны Уоллер был назначен капитаном HMAS Stuart, взяв на себя ответственность за группу из четырех человек. устаревшие эсминцы ex-RN - HMA Ships Vampire, Vendetta, Voyager и Waterhen - которые позже немцы прозвали «Флотилия металлолома ". Корабли направлялись в Сингапур для обучения, когда британские и австралийские правительства договорились, что они должны быть переданы в 19-ю дивизию эсминцев под контролем Уоллера. Прибыв на Мальту в конце декабря, Уоллер произвел положительное первое впечатление на старших командиров РН; это вскоре было подтверждено его действиями во время спасения Трока, танкера-инвалида. В мае 1940 года он был назначен командиром 10-й флотилии эсминцев, в которую входили корабли «Флотилии металлолома» плюс четыре современных британских эсминца, а месяц спустя был повышен до капитана.
после вступления Италии в Во время войны 10 июня 1940 года Уоллер участвовал в поисках минных полей у побережья Северной Африки. Прекрасный стрелок, он лично подрывал плавучие мины из винтовки и бронебойных пуль. 21 июня Стюарт обстрелял удерживаемый итальянцами город Бардия. В следующем месяце его 10-я флотилия эсминцев участвовала в битве при Калабрии. Корабли Уоллера осуществили бомбардировку форта Капуццо 17 августа и итальянской базы гидросамолетов в заливе Бомба неделю спустя. В сентябре он был награжден Орденом «За выдающиеся заслуги» (DSO) за «мужество, предприимчивость и преданность долгу в недавних боях», в частности, за обнаружение минных полей противника. В том же месяце он перешел в HMAS Vampire, а Стюарт пошел на ремонт. Когда союзные армии начали контратаковать итальянские войска в декабре 1940 года, главнокомандующий адмирал сэр Эндрю Каннингем дал Уоллеру команду недавно сформированная прибрежная эскадрилья, состоящая из эсминцев, тральщиков и вспомогательного персонала. В своей роли старшего офицера Каннингема на плаву Уоллер взял на себя военно-морскую поддержку атаки на Бардию, которая упала на союзников 5 января 1941 года. Вскоре после этого он передал командование прибрежной эскадрильей и передал обратно на борт Стюарта.
Повара и стюарды прозвали Уоллера «Hard Over Hec», поскольку большинство его команд на колесах в действии были «Hard a Stbd or Hard a Port». Уоллер откинулся на спинку стула с трубкой во рту на мосту и фактически ждал, пока пикирующие бомбардировщики выпустят свои бомбы, прежде чем поворачивать штурвал в ту или иную сторону!- Крюмен, цитируемый историком Том Льюис
Стюарт и другие корабли 10-й флотилии эсминцев Уоллера поддержали штурмы Тобрука в январе 1941 года и Бенгази в следующем месяце. В марте Стюарт сопровождал транспорты союзников в Грецию в рамках операции «Блеск», едва избежав ударов пикирующих бомбардировщиков Оси. Во время битвы у мыса Матапан в конце месяца корабли Уоллера потопили два итальянских эсминца. С мая по июль 10-я флотилия эсминцев совершила 139 переправ во время осады Тобрука, доставляя припасы в гарнизон города и эвакуируя раненых. Уоллер упоминался в депешах дважды в течение 1941 года: в июле за его роль в сотрудничестве с береговой эскадрой у ливийского побережья и в ноябре за его службу во время греческой кампании. В январе 1942 года он был награжден Баром своему DSO за «храбрость и предприимчивость в битве при мысе Матапан».
Уоллер заслужил личное восхищение адмирала Каннингема, который описал его как «один из лучших типов австралийских военно-морских офицеров... всех очень любит и восхищает». По случаю посещения Александрии премьер-министром Австралии Робертом Мензисом Каннингем сопроводил его к Стюарту и заявил: «А теперь вы встретитесь с одним из величайших капитанов, которые когда-либо были плавал по морям - его зовут Уоллер ». По словам автора Рэя Паркина, который начал писать, будучи военнопленным, «Эндрю Каннингем и Гектор Уоллер были отлиты по одному шаблону: люди будут следовать за ними, страдать и радоваться этому. Оба они были созданы Судьбой для тех, кто постоянно повторяющиеся дни Святого Криспина человеческих дел ».
Покидая Средиземное море, Уоллер вернулся в Австралию в августе 1941 года для службы в юго-западной части Тихого океана. 24 октября он принял командование легким крейсером HMAS Perth, стоявшим в Сиднее. Перт также недавно вернулся с боевых действий в Средиземном море, где он участвовал в греческой, критской и сирийской кампаниях и дважды был поврежден немецкими бомбардировщиками. Сообщается, что в это время Уоллер был «усталым» и «довольно больным человеком», но тем не менее быстро подготовил Перт к действиям. В январе 1942 года корабль был назначен на американо-британо-голландско-австралийское командование (ABDA) для защиты голландской Ост-Индии. Она отправилась в район ABDA 15 февраля, в день капитуляции Сингапура.
Ударная сила ABDA, к которой присоединился Перт, была разгромлена подавляющим японским войском в битве. Яванского моря 27 февраля. Из-за нехватки боеприпасов Уоллер принял решение отойти в сопровождении тяжелого крейсера USS Houston под командованием капитана Альберта Х. Рукса. Действия Уоллера противоречили приказам его голландского начальника, адмирала Конрада Хелфриха, «продолжать действия любой ценой и до печального конца», но австралиец был убежден, что дальнейшее сражение будет означать бессмысленные жертвы
Следующей ночью, 28 февраля, Перт и Хьюстон пытались прорваться через Зондский пролив в Австралию, когда они столкнулись с японским флотом вторжения в сопровождении авианосца, тендер-гидросамолет, четыре тяжелых крейсера, легкий крейсер и одиннадцать эсминцев. Как старший офицер Уоллер шел впереди Перт и отдал приказ открыть огонь при контакте с вражескими кораблями сразу после 23:00. В последующем сражении крейсера союзников потопили четыре японских транспорта и тральщик, прежде чем они сами были потоплены, вскоре после полуночи 1 марта 1942 года. Сражаясь до последнего боеприпаса, Перт был поражен двумя торпедами., потеряв более 350 из своих 680 человек, когда он рухнул. По словам свидетелей, в последний раз Уоллера видели стоящим на мостике после того, как он отдал приказ покинуть корабль, «глядя вниз на бесшумные башни». Он был официально объявлен пропавшим без вести, предположительно убитым, его пережили жена и сыновья. Адмирал Каннингем описал потерю Уоллера как «тяжелое лишение для молодого военно-морского флота Австралии», а контр-адмирал Джеймс Голдрик впоследствии назвал его «выдающимся офицером своего поколения».
15 марта 1946 года Уоллер был посмертно отмечен в депешах за «храбрость и решительность» на борту HMAS Perth. Его младший сын Джон последовал за ним во флот, поступив в RANC в 1947 году. Получив высшее образование в должности капитана-кадета, Джон Уоллер стал инженером-электриком по оружию и получил звание командира в 1967 году, а затем был переведен в Чрезвычайный резерв в качестве старшего научного сотрудника ВМФ..
Имя Хека Уоллера фигурирует в Почетном списке, расположенном на панели 6 в памятной зоне Австралийского военного мемориала, Канберра, и на военно-морском мемориале Плимута в Девоне, Англия. Он также отмечен Уоллер Кресент и Уоллер Плэйс в пригороде Канберры Кэмпбелл. В Музее костюма и пионеров Беналлы хранятся его медали и парадная форма. Подразделение Уоллера Школы рекрутов РАН в HMAS Cerberus, Виктория, было названо в его честь до тех пор, пока его имя не было переведено в подразделение в RAN College в 2013 году.
HMAS Waller, третий из подводные лодки RAN класса Collins, которые должны быть введены в эксплуатацию, были введены в строй 10 июля 1999 года. Среди участников были Джон Уоллер, жена Майкла Уоллера и оставшиеся в живых члены экипажа HMAS Perth. 13 марта 2010 года в его родном городе Беналла был открыт памятник Уоллеру. В апреле 2011 года он был одним из тринадцати военнослужащих - одиннадцати матросов и двух солдат, в том числе Тедди Шин, Роберт Рэнкин и Джон Симпсон Киркпатрик - которых назвал Правительство Австралии для рассмотрения в качестве возможных получателей Креста Виктории за исключительную доблесть в бою на рассмотрении Апелляционного трибунала по почестям и наградам защиты; ни один член РАН никогда не удостаивался награды. Завершая свое расследование в феврале 2013 года, трибунал рекомендовал не присуждать дальнейшее вознаграждение никому из тринадцати военнослужащих, но чтобы имя Waller (среди прочих) продолжало использоваться для кораблей RAN после того, как текущий владелец был выведен из эксплуатации.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Гектором Уоллером. |