Жара и пыль | |
---|---|
Постер театрального релиза Дрю Струзан | |
Режиссер | Джеймс Айвори |
Производство | Исмаил Мерчант |
Написано | Рут Правер Джабвала |
На основе | Жара и пыль. Рут Правер Джабвала |
В ролях | Грета Скакки. Шаши Капур. Джули Кристи. Закир Хуссейн |
Музыка | Ричард Роббинс. Закир Хуссейн |
Кинематография | Уолтер Лассалли |
Под редакцией | Хамфри Диксон |
Продакшн. компания | Merchant Ivory Productions |
Распространяется | дистрибьюторами Curzon Film (Великобритания). Universal Classics (США) |
Дата выпуска | ‹См. TfM›
|
Продолжительность | 133 минуты |
Страна | Великобритания |
Язык | Английский. Урду. Хинди |
Бюджет | 2,2 фунта стерлингов млн |
кассовые сборы | 2,6 млн долларов (за границей оцен. ) |
жара и пыль британский исторический романтический драматический фильм 1983 года, сценарий Рут Правер Джабвала основан на ее романе Жара и пыль (1975).). Режиссером фильма был Джеймс Айвори, а продюсером Исмаил Мерчант. В главных ролях: Грета Скакки, Шаши Капур и Джули Кристи.
. Сюжет «Жара и пыли» следует за двумя переплетенными историями. Действие первого происходит в 1920-е годы Британской Индии и касается незаконной связи между Оливией, красивой молодой женой британского колониального чиновника, и индийским навабом. Второй, действие которого происходит в 1982 году, повествует об Анне, внучатой племяннице Оливии, которая едет в Индию в надежде узнать о жизни своей двоюродной бабушки, и, находясь там, у нее также роман с женатым индийцем..
Heat and Dust является частью цикла фильмов и телепрограмм, появившихся в первой половине 1980-х годов, что отражает растущий интерес Великобритании к британскому правлению. В этот цикл, помимо «Жара и пыли», вошли фильмы Ганди (1982) и Путешествие в Индию (1984), а также телесериал Драгоценность в короне (1984) и Дальние павильоны (1984). Жара и пыль был номинирован на Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале 1983 года. На 1984 BAFTA Awards он получил восемь номинаций, в том числе Лучший фильм и выиграл Лучший адаптированный сценарий для Рут Правер Джабвала.
В 1982 году англичанка по имени Энн (Джули Кристи ) начинает расследование судьба ее двоюродной бабушки Оливии (Грета Скакки ), письма и дневник которой она унаследовала. Она берет интервью у пожилого Гарри Гамильтона-Пола (Николас Грейс ), который в молодости был близким другом Оливии, когда они оба жили в Индии.
Поиски Энн приводят ее в Индию, где рассказывается история о жизни Оливии рассказывается в воспоминаниях. В 1923 году, во время британского правления, Оливия, недавно вышедшая замуж за Дугласа Риверса (Кристофер Казенов ), государственного служащего в колониальной администрации, присоединилась к ее муж в Сатипуре, в центральной Индии. Дуглас - внимательный муж, и пара, кажется, очень любит. Когда он настаивает, чтобы Оливия провела лето в Симле, чтобы избежать сильной жары, она отказывается, чтобы остаться с ним. Однако традиционное узкое общество английских мемсахибов утомляет ее. Миссис Сондерс (Дженнифер Кендал ), болезненная жена местного врача, предупреждает Оливию, что все индийские мужчины - потенциальные насильники. Миссис Кроуфорд (Сьюзан Флитвуд ), Бурра Мемсахиб, доброжелательна, но столь же консервативна. Расистский доктор Сондерс сразу же невзлюбил Оливию. Хотя англо-индийское общество, кажется, мало что может предложить Оливии, она постепенно очаровывается самой Индией. Регион разграблен группой кровавых бандитов, и интриги противостоят британскому сообществу во главе с майором Миннис и мистером Кроуфордом против правителя соседнего княжеского государства, наваба Хатма (Шаши Капур ). Британцы подозревают его в том, что он был в союзе с бандой бандитов, позволяя им действовать безнаказанно в обмен на долю их добычи.
Наваб, романтичный и декадентский второстепенный принц, сочетающий в себе британские отличия с индийской пышностью и безжалостностью, приглашает всех англо-индийских чиновников и их жен на званый обед в своем дворце. За ужином Оливия привлекает внимание наваба. Гарри Гамильтон-Пол имеет близкие отношения с навабом и является постоянным гостем во дворце. Обладая хорошим юмором и обаянием, Гарри служит своего рода придворным шутом, и его любят даже заядлые курящие и гордые Бегум Муссарат Джахан (Мадхур Джаффри ), мать наваба. В разгар летней жары Гарри заболевает, и Оливия часто навещает его во дворце наваба. Наваб легко соблазняет Оливию, и они вступают в незаконный роман.
Следуя по стопам Оливии, Энн приезжает в Сатипур, чтобы жить в тех же условиях, что и история Оливии более пятидесяти лет назад. Она остается в гостях у индийской семьи. Глава семьи Индер Лал (Закир Хуссейн ) - вежливый государственный служащий, который служит ей проводником, пока она пытается установить связь с миром, в котором жила Оливия. Индер Лал обеспокоен тем, что их доселе невинные отношения будут восприняты как сексуальные. Лал женат, имеет детей и живет с женой и матерью. Риту, молодая жена Лала, страдает эпилепсией, и он медленно, но верно вызывает симпатию к Анне, которая ему нравится. Энн подружилась с Чидом (Чарльзом МакКоганом ), американским саньяси и потенциальным обращенным в индуистский мистицизм. Шид пытается соблазнить Энн своими выходками, но она решительно отвергает его сексуальные призывы, сближаясь с Индером Лалом. В конце концов, Энн приглашает Лала в свою кровать.
С Оливией все усложняется, когда она забеременеет. Она сообщает об этом Дугласу и навабу. Оба мужчины приветствуют эту новость. Дуглас, не подозревая об измене своей жены, желает сына, такого же светловолосого, как он сам. Наваб не сомневается в том, что он отец, и очень рад этому. Он находится в процессе свержения британцами и рассматривает наследника от смешанной расы как окончательную месть. Подозревая, что Наваб - отец ребенка, Оливия тайно сделала аборт с помощью Гарри и Бегум, притворившись выкидышем. Тем не менее, у Оливии продолжается кровотечение, и ее госпитализируют, где доктор Кроуфорд сразу же обнаруживает ее уловку. Оливия убегает из больницы рано утром, сбегая с навабом в Кашмир. Она оставляет Дугласа с разбитым сердцем, хотя в конце концов он снова женится.
Как и Оливия, Энн беременеет и тоже решает сделать аборт, но в последнюю минуту отступает. Индийская диета заставляет Чида заболеть, и он возвращается в Соединенные Штаты. Анна также оставляет позади жар и пыль Сатипура. Она путешествует по заснеженным горам Кашмира, где Оливия провела свои последние годы в одиночестве, редко посещаемые Навабами. Энн планирует выносить ребенка в ближайшую больницу.
|
|
Жара и пыль основан на романе, написанном Рут Правер Джабвала, получивший Букеровскую премию в 1975 году. Сценарий к фильму написала сама писательница.
Джабвала планировал Жара и пыль при написании сценария к «Автобиографии принцессы» (1975), который имел схожую тему. На роман также оказало влияние Э. М. Форстер Путешествие в Индию (1924), в котором речь идет об англичанах в Индии и культурных факторах, отделяющих их от местных жителей.
Жара и пыль также заимствует из собственной жизни Форстера в построении двух персонажей: Наваба и его английского близкого друга Гарри. Они были вдохновлены Форстером и его младшим другом Дж. Р. Экерли. Оба мужчины были гомосексуалистами и написали воспоминания о своем времени, проведенном в Индии. In Hindoo Holiday (1932) Дж. Р. Акерли оставляет отчет о своем опыте работы секретарем у индийского махараджи в городе Чхатарпур ; в то время как Форстер Холм Деви (1953) рассказывает о своих переживаниях, когда он был секретарем махараджи Дэваса в центральной Индии. Секретарь предстал в образе Сирила Сахиба, наставника Махараджи в «Автобиографии принцессы», а затем в роли веселого гостя наваба в «Жаре и пыли». Махараджа, индуистский принц, превращается в мусульманина наваба в «Жаре и пыли».
По роману был снят фильм Merchant Ivory Productions, независимой продюсерской компании, основанной в 1961 году для создания арт-хаусных фильмов. По большей части они были спродюсированы Исмаэлем Мерчантом, режиссер Джеймс Айвори, со сценариями, обычно написанными Рут Правер Джабвала.
Идея создания фильма пришла от Исмаила Мерчанта, который объяснил:
Я хотел, чтобы «Жара и пыль» не только отпраздновали двадцать один год вместе, но и снова объединили всех нас троих в Индии, поскольку Домохозяин имел - но с гораздо большей темой, и я надеялся, с гораздо большими деньгами. Рут написала сценарий, и, как обычно, я отправил его во все голливудские студии, которые вежливо - и не очень вежливо отказались - написал один руководитель, сказав, что мы возвращаем «Eat my Dust» Рут Джабвала. Мы знали, что нам нужно найти финансирование в Европе.
Merchant, обеспеченном поддержкой в Англии с бюджетом в 2,2 миллиона фунтов стерлингов, но на полпути к проекту часть ожидаемого финансирования не была реализована, и у производства закончились деньги. Актеры и съемочная группа продолжали работать, несмотря на то, что им не платили. Сэр Джейкоб Ротшильд, посмотрев несколько ежедневных газет, предоставил деньги для завершения фильма.
Это был настоящий арт-хаус в Европе, особенно в Англии. К марту 1983 года фильм достиг четвертого места в чартах Лондона кассовых сборов, уступив Ганди, Вердикт и Офицер и джентльмен..
В США фильм собрал 1 761 291 доллар в прокате. Он плохо себя чувствовал в Соединенных Штатах, где у него были проблемы с распространением. В целом, Heat and Dust была самым большим коммерческим успехом Merchant Ivory на тот момент. Во Франции «Жара и пыль» продала 362 777 билетов, что эквивалентно ориентировочной кассе валовой выручке примерно в 979 498 евро ( 845 966 долларов). В совокупности фильм собрал около 2 607 257 долларов за рубежом в Соединенных Штатах и Франции, не считая Великобритании.
Успех фильма стал поворотным моментом для компании. Это ознаменовало успех их последующих фильмов: Комната с видом (1985), Ховардс Энд (1992) и Остатки дня (1993).
Фильм был представлен на Каннском кинофестивале 1983 года в конкурсе на Золотую пальмовую ветвь. За свой сценарий Джабвала получила как Национальную премию британских кинокритиков (London Film Critics 'Circle ), так и премию Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA) за лучший сценарий.
Фильм вызвал благоприятную реакцию критиков. В статье для The New York Times, Винсент Кэнби прокомментировал: «Если современная история не так увлекательна, как история Оливии и наваба, это отчасти потому, что современные проблемы намного прозаичнее. Как будто течение времени, которое засвидетельствовало независимость Индии и ее раздел, а также введение авиалайнеров для людей с ограниченным бюджетом, нейтрализовало всякую возможность героического романа... Мистер Айвори и миссис Джабвала были работали вместе так долго, что постороннему человеку сложно понять, кто и что внес в их совместную работу. Вместе за эти годы они создали своего рода ироничное, цивилизованное кино, которое не совсем соответствует чьему-либо другому. их сотрудничество, ничто не было более изящным, забавным, грамотным или занимательным, чем Жара и Пыль ".
По словам влиятельного кинокритика Роджера Эберта :" Жара и пыль содержит прекрасные виды и звуки и текстуры. Это соблазнительно, лечит оба о его любовных историях с серьезностью; это не романы, а решения не соглашаться. Он чувствует себя как дома в свое время и в своем месте... И когда он закончен, мы немного удивлены, обнаружив, что он тоже злится. Разозлены тем, что женщины всех слоев общества и системы, британские и индийские женщины, женщины 1920-х и 1980-х годов, всегда принадлежат к разной касте мужчин ".
В обзоре фильма Фредерик и Мэри Энн Бруссат писала: «Джеймс Айвори направляет« Жару и пыль »с твердым пониманием прошлого и настоящего Индии, особенно реакции туземцев на посторонних. Благодаря тонко запечатленным портретам персонажей Греты Скакки и Джули Кристи, мы открываем глаза на множество тайн индийской жизни. И как исследование романтики, и как деликатное межкультурное исследование, «Жара и пыль» ткет волшебное заклинание ».
Год | Премия | Категория | Номинант (ы) | Результат | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|
1983 | Каннский кинофестиваль | Золотая пальмовая ветвь | Жара и пыль | Номинация | |
1984 | Лондонский кружок кинокритиков | Сценарист года | Рут Правер Джабвала | Выиграла | |
37-я премия Британской киноакадемии | Лучший фильм | Исмаил Мерчант | Номинация | ||
Лучшая режиссура | Джеймс Айвори | Номинация | |||
Лучший адаптированный сценарий | Рут Правер Джабвала | Выиграла | |||
Лучший новичок в кино | Грета Скакки | Номинация | |||
Лучшая операторская работа | Уолтер Лассалли | Номинация | |||
Лучший дизайн костюмов | Барбара Лейн | Номинация | |||
Лучший макияж и прическа | Гордон Кей | Номинация |
В 2003 году специальное издание DVD с фильмом было выпущено в рамках The Criterion Collection. Special features inc Прослушайте аудиокомментарий с продюсером Исмаилом Мерчантом и актерами Гретой Скакки и Николасом Грейсом. Также есть интервью на камеру с командой Merchant Ivory: Исмаилом Мерчантом, Джеймсом Айвори, Рут Правер Джабвала и композитором Ричардом Роббинсом.
. DVD также включает: Автобиография принцессы (1975), 55-минутный фильм о Королевской Индии с участием Джеймса Мейсона и Мадхура Джаффри. Режиссер Джеймс Айвори, а сценарий - Рут Правер Джабвала.