Хахам Баши (Османский турецкий : حاخامباشی, турецкий : Hahambaşı, IPA: ; Ladino : xaxam (חכם) baši; переводится на французский как: khakham-bachi ) - это турецкое название главный раввин национальной еврейской общины. Во времена Османской империи он также использовался для главного раввина определенного региона империи, такого как Сирия или Ирак, хотя Хахам Баши Константинополя считался полновластным главой евреев Империи.
Хакхам на иврите означает «мудрый человек» (или «ученый»), а başı - по-турецки «голова».
караимы использовали слово «хахам» для раввина, чего не было на иврите, и турки-османы переняли это использование для этого имени.
Институт Хакхам Баши был основан Османским султаном Мехмет II, как часть его политики по управлению своими чрезвычайно разнообразными подданными в соответствии с их собственными законами и властями, где это возможно. Религия считалась изначальным аспектом «национальной» идентичности общины, поэтому термин этнарх применялся к таким религиозным лидерам, особенно к (греческой православной ) Вселенской патриархии. Константинополь (т.е. в имперской столице султана, переименованной в Стамбул в 1930 году, но замененной Анкарой в качестве столицы республики в 1923 году). Поскольку ислам был официальной религией как двора, так и государства, главный муфтий Стамбула имел гораздо более высокий статус, даже в ранге кабинета министров.
Из-за размеров и характера Османского государства, в котором проживает гораздо большая часть диаспоры, чем в любом другом, положение Хахама Баши сравнивают с положением евреев Эксиларх.
В Османской империи и как таковой Хахам Баши был наиболее близким к общему экзиларху авторитету среди евреев повсюду на Ближнем Востоке в раннее современное время. Они обладали широкими полномочиями издавать законы, судить и обеспечивать соблюдение законов среди евреев в Османской империи и часто сидели на султане на диване.
. Офис также имел значительное влияние за пределами Османской империи., особенно после насильственной миграции многочисленных еврейских общин и отдельных лиц из Испании (после падения Гранады в 1492 г.) и Италии.
Главный раввин современного, светская Республика Турция до сих пор известна как Хахамбаши.
Термин Хахам Баши также использовался для официального назначенного правительством главного раввина других важных городов Османской империи, таких как Дамаск и Багдад. В частности, позиция Хахама Баши из Палестины была предшественницей позиции Сефарда главного раввина Израиля.
Эли Капсали | 1452–1454 |
Моисей Капсали | 1454–1495 |
Илайджа Мизрахи | 1497–1526 |
1526–1542 | |
1542–1543 | |
1543 | |
1543–1602 | |
1602–1625 | |
1625–1639 | |
1639–1642 | |
1642–1677 | |
1677–1715 | |
1715–1717 | |
1717–1720 | |
1720–1745 | |
1745–1762 | |
1762–1780 | |
1780–1800 | |
1800–1835 | |
1835–1836 | |
1836–1837 | |
1839–1841 | |
1841 –1854 | |
1854–1860 | |
1860–1863 | |
Якир Герон | 1863–1872 |
1872–1908 | |
Хаим Наум Эффенди | 1908–1920 |
1918–1919 | |
1919–1920 |
1920–1931 | |
1931–1940 | |
1940–1960 | |
Дэвид Ассео | 1961 –2002 |
Исхак Халева | 2002– |
Махлуф Эльдауди | 1889–1909 |
Хаим Авраам Гагин | 1842–1848 |
Исаак Ково | 1848–1854 |
1854–1861 | |
1861–1869 | |
Авраам Ашкенази | 1869–1880 |
Рафаэль Меир Панигель | 1880–1892 |
Джейкоб Саул Эльяшар | 1893–1906 |
Элайджа Мозес Панигель | 1907 |
Джейкоб Меир | 1921–1939 |
Бен-Цион Меир Хай Узиэль | 1939–1948 |
Бен-Цион Меир Хай Узиэль | 1948–1953 годы |
Ицхак Ниссим | 1955–1972 |
Овадия Йосеф | 1972–1982 |
Мордехай Элияху | 1982–1993 |
Элияху Бакши-Дорон | 1993–2003 |
Шломо Амар | 2003–2013 |
Ицхак Йосеф | 2013 – настоящее время |