Элизабетта Манфредини-Гуармани (2 Июнь 1780 г. - после 1828 г.) был итальянским оперным певцом, наиболее известным по исполнению главных сопрано ролей в четырех из опер Россини, написанных им. специально для ее голоса. Она родилась Антония Элизабетта Манфредини в Болонье и была дочерью композитора и теоретика музыки Винченцо Манфредини. После своего сценического дебюта в 1810 году, когда она спела в премьере оперы Стефано Павеси Il trionfo di Gedeone в Болонском Театро дель Корсо, она продолжила выступление в La Fenice, Ла Скала, Театро Реджио ди Турин, Римский Театр Аргентина и несколько других оперных театров, в основном в Северной Италии. В дополнение к ролям, которые она создала в операх Россини, она также пела в мировых премьерах опер нескольких менее известных сегодня композиторов, в том числе Пьетро Раймонди, Саймона Майра и Фердинандо Паэр. Ее последнее известное появление было в 1828 году, после чего от нее не осталось никаких следов. Дата и место ее смерти неизвестны.
Манфредини-Гуармани родилась в Болонье в известной музыкальной семье. Ее отец, Винченцо Манфредини, был известным композитором и теоретиком музыки, который работал при русском дворе с 1758 года до своего возвращения в Болонью в 1769 году. Ее мать, Мария Монари, была итальянской оперной певицей. которые выступали в России во время их свадьбы. Семья Манфредини происходила из Пистойи. Отец Винченцо Франческо был композитором, скрипачом и церковным музыкантом, а его старший брат Джузеппе был известным кастратом певцом, служившим при российском дворе учителем пения. во времена Винченцо. По словам итальянского музыковеда Леонеллы Грассо Каприоли, в свидетельстве о крещении Манфредини-Гуармани указана дата ее рождения 2 июня 1780 года. Более ранние источники по-разному указали год ее рождения как 1786 и 1790, хотя они не указывают точный день или месяц. Каприоли предположила, что предположение о том, что она родилась после 1786 года, могло быть связано с ее относительно поздним появлением в качестве профессиональной певицы. Мало что известно о молодости и обучении Манфредини-Гуармани. В 1802 году, через три года после смерти отца, она вышла замуж за болонца Винченцо Антонио Гуармани и в молодости, похоже, активно участвовала в музыкальной жизни города. Она пела на частных концертах в доме композитора и к 1811 году уже была членом Болонской Accademia Filarmonica и почетным членом Accademia dei Concordi.
Она дебютировала в профессиональной карьере на 11 марта 1810 года, когда она исполнила роль Эгла в премьере Священной оперы Стефано Павеси , Il trionfo di Gedeone (Триумф Гидеона ), в Болонье. Ей было 30 лет, и непонятно, почему она начала оперную карьеру в том возрасте, когда многие певицы того времени уже достигли своего второго десятилетия на сцене. Однако Франческо Регли в 1860 году описал ее как выходца из «респектабельной семьи, пережившей тяжелые времена». Ее дебютное выступление получило высокую оценку, и критик Il Redattore del Reno написал:
синьора Элизабетта Манфредини Гуармани, впервые появившаяся на сцене [...] очаровывает грацией своего пения, глубоко затрагивающей всех.
Список исполнителей для спектакля Гайдна Времена года в Accademia Filarmonica в Болонье, 10 мая 1811 г.Позже последовали помолвки в том же году в Teatro della Pergola во Флоренции, где она исполнила заглавную партию в премьере Элоизы Вернер Пьетро Раймонди, и в Teatro Grande в Брешии, где она спела Ифигению в премьере оперы Майра Il sagrifizio di Ifigenia, спектакле, открывшем новый театр. Летом 1811 года она вернулась в Болонью, чтобы спеть заглавную партию в возрождении «Нины» Паизиелло , ossia La pazza per amore в Театре Марсильи.
Манфредини-Гуармани впервые работала с Джоакино Россини в мае 1811 года, когда она пела в оратории Гайдна Времена года. Специальное исполнение оратории (по-итальянски «Le quattro stagioni») было приурочено к рождению Наполеона II двумя месяцами ранее и дирижировалось Россини с клавесина. Когда Россини писал свою оперу Чиро в Вавилонии, он сочинил роль Альмиры специально для голоса Манфредини-Гуармани. После его премьеры в Театро Комунале на Ферраре в 1812 году он написал еще три оперы, в которых она сыграла главную партию сопрано: Танкреди (1813), Сигизмондо (1814 г.) и Аделаида ди Боргонья (1817 г.). Премьера "Аделаиды" в Teatro Argentina в Риме имела лишь скромный успех. Газета Gazzetta di Bologna сообщила, что музыка ей не очень подходила и что на ее голос повлияли пары масляных ламп, используемых для освещения театра. Хотя это была последняя роль Россини, которую она создала, она продолжала играть в нескольких возрожденных его операх до 1824 года, появляясь в роли Дездемоны в Отелло, Кристины в Эдуардо и Кристина, Зенобия. в Аурелиано в «Пальмире», Эльсиа в Мосе в «Эгитто» и заглавная роль в Зельмира. Согласно Элизабет Форбс, музыка, которую Россини написала для нее, предполагает, что у нее был голос "исключительной гибкости".
Перемежающаяся с ее работами В операх Россини Манфредини-Гуармани создал несколько ролей в операх других менее известных сегодня композиторов, специализирующихся на том, что Каприоли называет «хрупкой и преследуемой» до романтической героиней. Франческо Регли описал, как она исполняла эти роли «ангельски» с чрезвычайно красивым и хорошо обученным голосом и четкой дикцией, которые восполняли определенную нехватку теплоты в ее восприятии.
В 1812 году она пела в премьерах. из Аспазии и Клеомены Павеси в Театро делла Пергола во Флоренции и Теодоро в Ла Фениче в Венеции. Карнавальный сезон 1814 года застал ее в Teatro Regio в Турине, где она исполнила роли Розанны в «Баязет» Дженерали и Клеопатры в «Чезаре в Эгитто». В 1815 году, вскоре после появления в опере Россини Sigismondo в La Fenice, она появилась там на премьере «Euristea o L'amore generoso» Coccia. Позже в том же году она была нанята Ла Скала в Милане, где она исполнила роль Мандане в Паэре L'eroismo in amore, а также исполнила главную роль в возрождении пьесы Майра. Джиневра ди Скозиа.
Знакомство Манфредини-Гуармани с болонской аристократкой и композитором предшествовало ее профессиональной карьере. Помимо пения на частных концертах в его доме, они оба были членами Accademia Filarmonica и Accademia dei Concordi (основанная Сампиери) в Болонье. Через год после своего дебюта она спела на премьере его «La nascita del Re di Roma», второго музыкального праздника в Болонье, посвященного рождению Наполеона II. Он также сочинил для нее специальную арию, которую она вставила в свои выступления 1816 года в роли Брисеиды в возрождении Ахиллы Паэра в Форли. Затем она сыграла главную роль в опере Сампьери «Трионфо ди Эмилия», премьера которой состоялась в Риме в 1818 году. Через десять лет после своего сценического дебюта в Болонье она вернулась туда, чтобы спеть в возрождении «Данаиди» Морлакки в Театр Контавалли. Спектакль 28 ноября 1820 года принес ей пользу, и она дополнительно исполнила сцену из Il trionfo di Emilia между первым и вторым актами Le Danaidi.
Театр Ла Фениче в Венеции, где Манфредини-Гуармани пел в мировые премьеры произведений Россини Сигизмондо и Танкреди, Теодоро Павеси и Коча EuristeaВ ее более поздней карьере, она больше не создавала новых ролей, но продолжала исполнять ведущие партии сопрано в уже имеющихся в репертуаре операх. Помимо участия в возрождении опер Россини, она несколько раз исполнила заглавную партию в опере Майра Медея в Коринто, а также Клотильду в его La rosa bianca e la rosa rossa. Критик в «Театри, искусство и леттература» написал о ее выступлении 27 декабря 1828 года в «La rosa bianca e la rosa rossa» в Римини :
выдающаяся певица синьора Элиза Манфредини исполнила роль примадонны под бурные аплодисменты. И ее прекрасное пение, и ее благородное сценическое мастерство делают ее достойной единодушной похвалы, которую она получает.
В то время ей было 48 лет. После появления в Римини от нее больше не осталось и следа. Дата и место ее смерти неизвестны.
Известно, что Элизабетта Манфредини-Гуармани пела в мировых премьерах следующих произведений: