Франческо Онофрио Манфредини (22 июня 1684 г. - 6 октября 1762 г.) был итальянским композитором барокко, скрипач, церковный музыкант.
Он родился в Пистойе в семье тромбониста. Он учился игре на скрипке у Джузеппе Торелли в Болонье, затем в составе Папской области, ведущая фигура в развитии Concerto Grosso. Он также обучался композиции у Джакомо Антонио Перти, маэстро ди капелла базилики Сан-Петронио с 1696 г., когда оркестр был временно расформирован.
Хотя он написал оратории, в репертуаре остались только его светские произведения. Современник Иоганна Себастьяна Баха и Антонио Вивальди, его сохранившиеся работы показывают влияние последнего.
Он стал скрипачом, ок. 1700 г., в оркестре церкви Сан-Спирито в Ферраре. Однако в 1704 году он вернулся в Болонью и снова стал работать в оркестре Сан-Петронио, созданном заново. Он стал членом Accademia Filarmonica в том же году, когда опубликовал свои первые сочинения, набор из двенадцати камерных сонат, которые он назвал Concertini для каждой камеры, соч. 1. В 1709 году он также опубликовал Sinfonie da chiesa, соч. 2; якобы камерные пьесы, они, по сути, дополняли более ранние камерные сонаты.
После 1711 года Манфредини провел длительное пребывание в Монако, очевидно, на службе у князя Антуана I. Принц был учеником Людовика XIV, любимого композитора Жана Батиста Люлли, дирижерский жезл которого он унаследовал. Точный характер его отношений с судом Монако и продолжительность его пребывания неизвестны. Впервые Манфредини упоминается в судебных протоколах в 1712 году. В 1718 году он опубликует в Болонье свои Concerti Grossi для двух скрипок и бассо континуо, соч. 3, №№ 1–12, посвященная этому правителю. Также копии его соч. 2 были найдены в княжеской библиотеке. Одним из признаков характера отношений является то, что принц Антуан был крестным отцом сына Манфредини Антонио Франческо; четверо других детей родились у него во время его пребывания в княжестве.
Учитывая даже это незначительное свидетельство, можно сделать вывод, что обе стороны были удовлетворены договоренностью, поскольку композитор не появляется в исторических записях до тех пор, пока в 1727 году, когда он вернулся в Пистойя в качестве маэстро ди капелла в соборе Святого Филиппа, этот пост он занимал до своей смерти в 1762 году.
Большая часть предполагается, что его музыка была уничтожена после его смерти; известно только 43 опубликованных произведения и несколько рукописей. Процитирую его биографию Наксоса: «Его группы Concerti Grossi и Sinfonias представляют собой высококлассного композитора, хорошо разбирающегося в традиционной итальянской школе композиции».
Лейбл Naxos выпустил 1991 запись Opus 3 (каталожный номер: 8.553891), записанная словацкой Capella Istropolitana, дирижируемая Ярославом Крчеком. В примечаниях к обложке также говорится, что его имя «могло... исчезнуть, если бы он не сочинил Рождественский концерт (№ 12, соч. 3).... [T] hese Concerti Grossi... демонстрируют дар легкой мелодичности. изобретение."
Двое из его сыновей, Винченцо и Джузеппе, сделали заметную карьеру. Первый был назначен маэстро ди капелла итальянской оперы в Св. Петербург. Джузеппе стал певцом-кастратом.