Элизабет Олин

редактировать
Элизабет Олин
Элизабет Олин - SBH.jpg Элизабет Олин, 1780-е годы
РодиласьЭлизабет Лиллстрем. декабрь 1740 г. ( 1740-12)
Умер26 марта 1828 г. (1828-03-27) (87 лет)
Род занятийОперный певец, композитор
ИзвестенУпоминается как первая примадонна в своей стране
Супруг (ы)Габриэль Олин
ДетиБетти Олин
Примечания
Ховсангаре, первая женщина-член Шведской королевской музыкальной академии (1782)

Элизабет Олин урожденная Лилльстрем (декабрь 1740 - 26 марта 1828), шведская оперная певица. и музыкальный композитор. Она исполнила ведущую женскую роль в представлении на открытии Шведской королевской оперы в 1773 году и упоминается как первая шведская опера примадонна. Она была первой женщиной, сделанной Ховсангерской (1773 г.), и первой женщиной, ставшей членом Шведской королевской музыкальной академии (1782 г.).

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранняя карьера
    • 1.2 Карьера в Royal Opera
    • 1.3 Оценка и роли
    • 1.4 Дальнейшая жизнь
  • 2 Источники
    • 2.1 Источники
  • 3 Дополнительная литература
Жизнь

Элизабет Олин была дочерью музыканта Петтера Лиллстрёма и актрисы и певицы Элизабет Лиллстрём. Ее родители оба работали в оперном театре Bollhuset, первой профессиональной национальной сцене Швеции, где ее отец был органистом в оркестре театра, а ее мать была одной из первых профессиональных актрис в Швеции, примадонна театра и член совета директоров театра.

Ранняя карьера

Элизабет Олин, которую тогда звали Бетти Лиллстрем, дебютировала в возрасте семи лет в Боллхусете в 1747 году в партии Альфхильда в Сиринксе, которую называли первым уроженцем Швеции Комическая опера. Она была популярным ребенком-актером и считалась ценным членом театра. После сезона 1754–54 годов оперный театр на шведском языке был распущен, когда королевские поселения Боллхусет были переданы французскому театру, который предпочитала королева. Шведский театр разделился на два передвижных театра, и Элизабет Олин и ее родители присоединились к труппе Стенборга.

. Ей давал уроки пения Петтер Стенборг, ведущий актер труппы Стенборга, и уроки в clavecin и теории музыки Фердинанда Зеллбелла Младшего, дирижера Королевского оркестра. Считается, что Элизабет Олин была профессиональной концертной певицей, по крайней мере, с конца 1750-х годов. Она была популярной певицей на концертах, которые регулярно проводились в Риддархусет в течение 1760-х годов, где, как известно, ее самое раннее выступление состоялось на концерте ее наставника Зеллбелла в 1761 году. Известное выступление было на концерте. Режиссер Франческо Уттини в 1769 году, когда она была описана как очень популярная концертная певица, которую ценила знать, часто выступавшая на частных концертах.

19 ноября 1769 года Йохан Габриэль Оксеншерна прокомментировал:

«Я посетил концерт Кавалера сегодня, так называемый, поскольку он был исполнен исключительно меломанами, а не кем-то из Королевских Оркестр. Пела миссис Олин.: Осмелюсь сказать, что ни у кого в Италии нет более сладкого голоса. Не зная, следует ли любить ее за ее красоту или за ее божественный голос, она приобретает любовь и восхищение одновременно ».

Элизабет Олин также была композитором. В 1768 году она была одним из шведских композиторов, внесших свою композицию в сборник «Густавиада». En hjältedikt i tolv sånger («Густавиада. Героическая поэма из двенадцати песен»), где она написала свою собственную песню для сочинения номер восемь.

Элизабет Олин вышла замуж за чиновника Габриэля Олина (1728–1794) в 1760 году., с которым у нее было шестеро детей. Ее муж гордится ею и поддерживает ее карьеру.

Карьера в Королевской опере

Элизабет Олин

После роспуска театра французского языка в Стокгольме в 1771 году новый монарх, Густав III Швеции решил основать театр и оперу на шведском языке. Стенборгская труппа, которая к тому времени была остатками бывшего шведского оперного театра, который был распущен в 1754 году и с тех пор являлся передвижным театром, была призвана выступить перед монархом в Болльхусете в 1772 году. но когда они не соответствовали его стандартам, он решил сочинить совершенно новую королевскую оперу на шведском языке.

Поскольку в то время у сценической профессии был низкий социальный статус, королю было трудно собрать образованные отечественные таланты, готовые составить пионерский коллектив оперы. Элизабет Олин, как уважаемая и образованная профессиональная певица, изначально рассматривалась. Однако к тому времени она была замужем за чиновником, и профессиональное выступление на сцене считалось неприемлемым для женщины ее нового социального класса. Следовательно, король «едва ли осмеливался надеяться» на ее участие, когда она сама предложила участвовать по собственной инициативе, даже не получив приглашения. Это давало ей большое преимущество в переговорах. Пытаясь решить вопрос статуса, король Густав III назвал свою оперу «Шведской королевской оперой», формально сделал ее штат частью королевского двора и юрисдикции короля, предоставил работницам (которые, как артисты сцены, имели более низкую статус, чем мужчины) более высокие зарплаты, чем их коллеги-мужчины, и назвали Элизабет Олин певицей Королевского двора первого ранга. Ей была предоставлена ​​самая высокая зарплата среди всех членов оперы, независимо от пола и положения, и король заметил после завершения переговоров: «Она очень дорого обходится». Ее сестра и дочь также получили должности в опере.

Элизабет Олин исполнила роль Богини моря Фетиды в опере Франческо Уттини в инаугурации театра Королевского шведского королевства. Опера 18 января 1773 года, напротив Карла Стенборга в роли Пеле и ее дочери Бетти Олин в роли Амор.

Спектакль имел легендарный успех. Французский посол Шарль Гравье, граф де Верженн выразил удивление, увидев оперу, исполненную так полно на ее основе, а итальянский аббат так прокомментировал представление: «Удивительно видеть восемь актеров и девять из их свиты, которые никогда не играли. прежде, чем видел оперу, сыгранную с такой проницательностью, среди них юноша [Карл Стенборг] и дама [Элизабет Олин], оба достойны одной из лучших сцен в Италии ». Сам король Густав III прокомментировал:

«Миссис Олин, которая играет Фетиду, которая является главной ролью, имеет много благородства в своей игре, приятную фигуру и больше сценических навыков, чем можно было бы ожидать от того, кто: показывает себя там первой времени. У вас нет ее голоса, и в какой высокой степени она способна в области музыки. Она действует с большим искусством и изяществом в первом акте, а также в третьем и пятом, особенно в каждом произведении, в котором Можно с уверенностью ожидать, что она: станет великой актрисой с большей подготовкой. Канцлер Стенборг, который играет Пеле, присоединяется к довольно приятной фигуре с большими музыкальными познаниями, достаточным количеством грации в его игре и прекрасное чувство своего персонажа ».

В документе говорится:

« Миссис Олин и миссис Карл Стенборг сыграли главные роли и должны сыграть их. Их игра и голоса восхищали всех, когда они играли, бывшую Фетиду и: позже Пеле. Остальные постарались исполнить свои роли, и Господа Лалин, Норден, Бьёркман и Лизинг получили много похвал. : Но как выразить изящество, проявленное в игре молодых, сыгравших бога любви? Она, несомненно, так и сделала: хорошо. Хор и балеты разнообразили и осветили представления так, как никогда раньше в Швеции. Мистер Галлодье и миссис Солиньи продемонстрировали свое превосходное искусство, и среди шведских талантов отмечен молодой Мамселл Слоттсберг, который, несомненно, станет большим украшением для наших стадии ».

Элизабет Олин через два года удалось поднять свою зарплату, пригрозив уволиться, а через пять лет она требовала (и впоследствии получала) полную зарплату в качестве пенсии всякий раз, когда она решила выйти на пенсию. Она, вероятно, получила самую высокую зарплата, которую когда-либо получали в Швеции 18-го века женщине, независимо от профессии. Время от времени она появлялась в гостях в театре Стенборга, театре Карла Стенборга и его отца Петтера Стенборга, ее бывшего наставника.

Олин, как сообщается, не любила соперников и не любила, когда ее заменяла соперница Ловиса Аугусти, которая играла свои роли, когда она была нездорова из-за болезни или родов (у нее было шестеро детей). В начале 1780-х ей пришлось столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны Кэролайн Фредерикке Мюллер, Который был так благосклонен королем, что он попросил ее вернуться к своей работе после того, как сбежал за границу, чтобы избежать своих кредиторов, и дал ей иммунитет от выплаты долгов: когда Олин объявил о своем выходе на пенсию в 1782 году, было сказано, что она сделала это потому что она отказалась соревноваться с Мюллером. Ее последнее выступление было партией Клитемнестры в «Ифигении в Авлиде» в сезоне 1783-84.

Параллельно ее отношения с Карлом Стенборгом были прерваны в 1782 году, когда он обручился с ее дочерью, оперной певицей Бетти Олин (1761–1816), которую также звали Элизабет Олин Младшая. Как сообщается, это было травмирующим: Элизабет Олин не одобряла помолвку своего бывшего любовника и дочери, а Бетти Олин и Карл Стенборг действительно поженились только в 1793 году после одиннадцатилетней помолвки.

В 1782 году она была принята в Шведскую королевскую музыкальную академию, а в 1788 году она стала членом академического комитета.

Оценка и роли

Элизабет Олин в роли Клитемнестры.

Элизабет Олин описывалась как красавица с прекрасной фигурой и многозначительными глазами, с музыкальным и драматическим талантом, который описывался как страстный и благородный. Элизабет Олин сравнивали с Франческой Куццони, Фаустиной Бордони и Катериной Габриэлли. Ее называют «первым драматическим художником Швеции», «Шведской Марой» (в честь Гертруды Элизабет Мара ). Как представительницу пионерского поколения Шведской королевской оперы, ее называли одной из «матриархов оперы».

Элизабет Олин на протяжении многих лет была в длительных отношениях со своим коллегой, оперным певцом Карлом Стенборгом, сыном ее бывшего наставника Петтера Стенборга. Как ведущие женские и мужские оперные звезды Шведской Королевской оперы, они часто играли главные мужские и женские роли и выступали в роли любовников на сцене, и тот факт, что они были любовниками наедине, привлекал большое внимание и привлекал критиков. На открытии Шведской королевской оперы Элизабет Олин получила высокую оценку за ее красоту, грацию и обаятельный голос, а Карл Стенборг - как красивый молодой блондин с не сильным, но умело управляемым голосом, способным дать шведам " новое удовольствие », и именно им удалось убедительно изобразить влюбленных. Было отмечено, что «все знали о нежных отношениях, которые у него [Стенборга] были с миссис Олин», и это, как считалось, было причиной того, почему Олин наконец согласился участвовать в опере. Опера имела успех и проходила с аншлагом дважды в неделю в течение четырнадцати недель. Однажды, когда Олин заболел, Карл Стенборг, как сообщается, не желал играть любовника своей заменяющей Шарлоттой Эккерман, пока он не был вынужден это сделать по приказу королевской власти.

Несколько раз до этого. с момента основания Королевского драматического театра артистов оперы приглашали участвовать в театральных постановках драматических спектаклей. Поскольку у театра был более низкий социальный статус, чем у оперы, Элизабет Олин сначала отказалась участвовать, когда ее попросили выступить в Атали Жаном Расином (1776), поскольку в говорящей драме этого не было. был включен в ее контракт. В этом случае ее отношение к Карлу Стенборгу было использовано, чтобы убедить ее. Ее контракт как самого привилегированного члена оперы и ее социальный статус как члена высшего класса и участия только после того, как все ее условия были соблюдены в контракте, означало, что ее нельзя было принуждать, но, как директор Зибет проинформировал Кинг: «Она, без сомнения, слишком нежна, чтобы желать унизить своего возлюбленного, отказавшись принять участие в представлении, в котором он не мог отказаться участвовать».

Среди ее самых известных выступлений были Галатея в Acis och Galathea по Гендель с Карлом Стенборгом (1773), Эвридика в Орфей и Эвридика по Глюк со Стенборгом, Ифигения в Ифигении на Тавриде Глюком и герои заголовков в Атали Жаном Расином, Сильви Бертоном и Испытание со Стенборгом (сезон 1773–74), Алиной, прорывом на Голконду Уттини со Стенборгом (1775–76) и Прокрисом и Цефалом Гретри со Стенборгом (1777–1777) 78), Клитемнестра в Ифигения в Авлиде от Глюк со Стенборгом (1778–79) и Зульма в Кора оч Алонзо от Науманна (1782–83).

Она также выступала в частном порядке для королевского двора. Она сыграла роль Мехтильда в Биргер-ярле напротив Стенборга в Рикссален в Королевском дворце в Стокгольме во время свадьбы герцога Чарльза и Хедвиг Элизабет Шарлотта Гольштейн-Готторпская в 1774 году.

Дальнейшая жизнь

Элизабет Олин официально числилась в оперном реестре до 1803 года. Однако после 1788 года она давала очень мало гастрольных выступлений. Ее наиболее заметным событием стала свадьба короля Швеции Густава IV Адольфа и Фредерики Баденской, когда она исполнила роль Свеи по просьбе короля.

Последнее выступление она дала на концерте в Риддархусете в 1809 году, когда она участвовала в прощальном концерте Карла Стенборга, который также был его последним выступлением перед его выходом на пенсию. Ее голос был описан как неизменный.

Во время визита Анжелики Каталани в Швецию в 1828 году Элизабет Олин выступала для нее, чтобы продемонстрировать свой голос, всего за пару недель до смерти.

Ссылки

Источники

  • Хенриксон, Альф, Фрам тилль Ниброплан: om Kungliga Dramatiska teatern, Wiken, Höganäs, 1988 ISBN 91- 7024-445-6 (на шведском языке)
  • Österberg, Carin, Lewenhaupt, Inga Wahlberg, Anna Greta, Svenska kvinnor: föregångare nyskapare, Signum, Lund, 1990 (шведские женщины; предшественники, пионеры) Signum, Lund 1990. (на шведском языке)
  • Flodmark, Johan, Elisabeth Olin och Carl Stenborg: två gustavianska sångargestalter: bilder från svenska operans första tider, Fröhléen Comp., Stockholm Stenborg, 1903 (Elisabeth Stenborg)) (на шведском языке)
  • Riddarhuset Som Mötesplats För Vetenskap Och Konst Riddarhuset Som Mötesplats För Vetenskap Och Konst [Дом знати как место встречи науки и искусства] (на шведском языке h)
  • Stålberg, Wilhelmina P.G. Berg., Anteckningar om svenska qvinnor 1864–1866, 290. (Заметки о шведских женщинах) (на шведском языке)
  • Nordensvan, Georg, Svensk teater och svenska skådespelare from Густав III до våra dagar. Förra delen, 1772–1842, Бонье, Стокгольм, 1917 (Шведский театр и шведские актеры от Густава III до наших дней. Первая книга 1772–1842 гг.) (На шведском языке)
  • Репертуар театра «Кунглига» 1773–1973 гг. (Репертуар Королевского театра) 1974 (на шведском языке)
  • Йонссон, Лейф и Иварсдоттер, Анна (ред.), Musiken i Sverige. 2, Frihetstid och gustaviansk tid 1720-1810, Fischer, Stockholm, 1993 (Музыка в Швеции. Эпоха свободы и эпоха Густава 1720–1810) (на шведском языке)
  • Левертин, Оскар, Театр и драма под Густав III: литературно-историческая студия, Гебер, Стокгольм, 1889 г. (Театр и драма во время правления Густава III) Альберт Боннирс фёрлаг, Стокгольм. Fjärde Upplagan (1920) (на шведском языке)
  • Forser, Tomas Heed, Sven Åke (ред.), Ny svensk teaterhistoria. 1, Teater före 1800, Gidlund, Hedemora, 2007 (Новый шведский театр-история. Театр до 1800 г.) ((на шведском языке)
  • Flodmark, Johan, Stenborgska skådebanorna: bidrag till Stockholms teaterhistoria, Norstedt, Stockholm, 1893 (Этапы Стенборга) (на шведском языке)
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-05-19 06:51:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте