Эли Азагури | |
---|---|
Родился | 1918. Касабланка |
Умер | 2009. Касабланка |
Национальность | марокканец |
Alma mater | Ecole des Beaux Arts (Париж) |
Профессия | Архитектор |
Эли Азагури (арабский : إيلي أزاڭوري; 1918-2009) был влиятельным марокканским архитектором и директором (GAMMA) после обретения Марокко независимости в 1956 году. Он считается первым марокканским архитектором-модернистом, работавшим в таких городах, как Касабланка, Танжер и Агадир. Азагури также был противоречивым и откровенным коммунистом и активно занимался проектированием городов или проектов социального жилья, состоящих из модульных единиц, в таких местах, как Хэй Хассани в Касабланке.. Эти проекты объединили элементы современной и народной архитектуры с учетом местной культуры и образа жизни.
Эли Азагури родился в Касабланке в 1918 году в возрасте Еврейская семья с севера Марокко. Его отец, Иуда-Хайм Азагури, был бизнесменом, управляющим торговым домом в Касабланке. Он вырос со своим близким другом и потенциальным коллегой Жан-Франсуа Зевако.
Некоторое время он работал учеником у Мариуса Бойера, крупной фигуры в архитектуре Касабланки в период с 1920-х по 1940-е годы.
Он уехал из Касабланки в Париж в 1937 году, поскольку в Марокко не было архитектурной школы. Он работал учеником в ателье Эро, Бутрен в Париже в течение двух лет во время подготовки к вступительным экзаменам в Ecole des Beaux Arts, которые он, наконец, сдал с четвертой попытки в 1939 году, заняв 17-е место. из 1000. В следующем году он сбежал из Парижа, находившегося в оккупированной нацистами зоне Nord, и направился на юг в Марсель один на своем велосипеде.
По дороге архитектор в По предложил ему еду, место для проживания и работу, которую Азагури проработал полтора месяца. В Марселе он два года работал в Atelier d'Architecture de l'École des Beaux Arts, где его вдохновляла американская архитектура, особенно работы Ричарда Нейтра и Фрэнк Ллойд Райт.
Затем он устроился на работу в Межев, где он два года работал на архитектора по имени Мишель Эме во время Второй мировой войны. На следующий день после того, как сосед сообщил, что он еврей, к нему пришли полицейские и порекомендовали ему уехать из города, так как они получили приказ арестовать его. Он взял то, что мог унести, и вернулся в Париж пешком, свернув на проселочные дороги, чтобы избежать блок-постов. Он получил степень в Ecole des Beaux Arts в Париже в студии Огюста Перре в 1944 году, во время освобождения Парижа. В период сразу после окончания учебы Азагури поддерживал себя мытьем посуды в университетском кафетерии.
Вскоре после этого он переехал в Стокгольм, чтобы работать с Ральф Эрскин на 2 года. На Азагури повлияли художники и творческие люди, которых он встретил в Стокгольме, в том числе Ингмар Бергман и Вивианна Торун Бюлов-Хюбе. Вдохновение шведской архитектурой можно увидеть позже в его проектах Groupe scolaire de Longchamp (1954) и Groupe scolaire des Roches Noires (1963; ныне).
На обратном пути в Марокко Азагури вернулся в Париж, чтобы помочь Пол Нельсон с открытием своего офиса и пробыл в Париже 2 года. Там он общался с левыми интеллектуалами, такими как Жак Превер, Фернан Леже, Жорж Брак и Тристан Цара. Затем он продолжил свое путешествие на юг и встретился с Ле Корбюзье на день в Марселе, где они посетили строительную площадку [fr ] (Unité d'habitation ). Азагури был вдохновлен размышлениями Ле Корбюзье о «вертикальном жилище» и использовании бетона, и с тех пор всегда использовал золотое сечение в своих архитектурных проектах.
Он вернулся к Касабланка в 1949 году. Его первыми проектами были разработка мебели и частных вилл, таких как Вилла Дахон и Вилла Шулман (1951). Он также выиграл конкурс на проектирование научного корпуса для Lycée Lyautey на Blvd. Мерс Султан (сейчас).
Азагури был единственным «коренным» марокканцем в (). Он и Жорж Кандилис подтолкнули Мишеля Экошара, директора по городскому планированию в конце Французского протектората, к созданию более плотного жилья в «Жилье для наибольшего числа людей». "Проект в Carrières Centrales, представленный в 1953 Congrès International d'Architecture Moderne. Азагури охарактеризовал свои отношения с Экошаром как «бурные»; в то время как он уважал его интеллект и трудовую этику, Экочар был «явно активным орудием французской колониальной власти». Экочар был убежден, что марокканцы не могут жить в высотках, в то время как Азагури считал вертикализацию «экономической и социальной необходимостью»
Азагури возглавил GAMMA после обретения Марокко независимости в 1956. В течение следующего десятилетия он опасался, что независимость придет с возвращением к народной архитектуре вместо модернизма, но с облегчением понял, что это не так.
Жилищный проект Азагури (1957-1960) в Хай-Хассани был ответом на убеждение Экочара в том, что марокканцы не могут жить в вертикальном жилье.
Он часто работал со своим близким другом Жан-Франсуа Зевако, включая реконструкцию Агадира после землетрясения, разрушившего его в 1960 году. Азагури прибыл в Агадир 8 марта, 1960–8 дней после землетрясения - и был «травмирован» разрушением. Он был вынужден спроектировать архитектуру, которая «вдохновляла на силу, выносливость и господство над силами природы; архитектуру, которая могла бы помочь процессу исцеления выживших». Азагури был разочарован тем, что проектом руководил Пьер Мас, который «не имел образования ни архитектора, ни планировщика» и который отделил ядро города от пляжа с туристическим районом.
Азагури руководил Cabo Negro средиземноморский курортный проект с 1970 по 1980 год.
20 декабря 2019 года МАММА. выступил спонсором мероприятия, посвященного архитектурное наследие Эли Азагури, первого марокканского архитектора-модерна. Это мероприятие включало в себя экскурсии по музею и лекцию в.