архитектура Касабланки разнообразна и имеет историческое значение. Касабланка, экономическая столица Марокко, имеет богатую городскую историю и является домом для многих известных зданий в различных стилях. На протяжении ХХ века архитектура и градостроительство в Касабланке развивались таким образом, который одновременно был специфичным для городской среды и соответствовал международным идеям.
Анфа, как называлось поселение на территории нынешней Касабланки, была построена римлянами в соответствии с Descrittione dell'Africa книги Льва Африканского. Город расположен в устье Вади Бускура на Атлантическом океане на Чауйя равнине, известной как Тамасна под Баргавата. Он был разрушен землетрясением 1755 года и восстановлен султаном Мухаммадом III Марокко, нанявшим европейских архитекторов, и был переименован в Ад-дар аль-Байса (الدار البيضاء). Площадь, медина стены и две старейшие мечети относятся к этому периоду.
Конференция 1906 Альхесирас дала французскому холдингу la Compagnie Марокаин разрешение на строительство современного порта в Касабланке. Французская бомбардировка Касабланки в следующем году разрушила большую часть города, который в то время состоял из Медины, мелла (еврейский квартал) и области, известной как Тнакер. Одной из первых французских построек была башня с часами по подобию минарета, ранний пример стиля нео-мореск, который характеризует многое архитектуры Касабланки в ранний колониальный период, особенно гражданских и административных зданий.
В рамках Французского протектората, официально учрежденного в 1912 году, генерал-резидент Юбер Лиоти работал Анри Прост в градостроительстве Касабланки. Радиоцентрический план Проста разделил город на ville indigène, где будут жить марокканцы, и ville nouvelle для европейцев, расходящихся веером на восток. Многие здания в стиле ар-нуво и ар-деко были спроектированы такими архитекторами, как Мариус Бойер в ville nouvelle в течение 1930-х годов, в то время как французский колониальный аппарат экспериментировал с городское планирование кварталов, таких как Hubous и Bousbir.
The Paquebot style или Streamline Moderne, архитекторы, такие как Edmond Брион, охваченный в 1930-х годах, обозначил переход к современной архитектуре. В 1940-х годах Мишель Экошар взял на себя градостроительство и сосредоточился на линейном плане с промышленным развитием на восток и жилищными проектами для решения проблемы перенаселения, например, в Carrières Centrales. Он возглавил (GAMMA), которая произвела революцию в модернистской архитектуре на Международном конгрессе современной архитектуры в 1953 г., подчеркнув важность учета местной культуры и климата в дополнение к модернистским архитектурным принципам. Этот подход называется.
Эли Азагури стал первым марокканским архитектором-модернистом и возглавил GAMMA после обретения Марокко независимости от Франции в 1953 году. Он и его коллега Жан-Франсуа Зевако были одними из самых важных архитекторы в Касабланке в конце 20 века. Они, наряду с и, экспериментировали с бруталистской архитектурой. Архитектура Касабланки на рубеже 20-го века находилась под влиянием политики неолиберализма.
Касабланка сохраняет многие аутентичные образцы традиционной марокканской архитектуры, особенно в городских стенах исторической Медины Ад-Дара аль-Байда. Есть ряд аḍриа (мавзолеев), в том числе и. Касабланка была одним из множества городов, в том числе Эс-Сувейра, Марракеш и Рабат, которые были восстановлены после землетрясения 1755, султаном Мохаммедом бен Абдаллахом - которого Абдалла Ларуи называл «архитектором современного Марокко». Известно, что султан использовал в своих проектах европейских архитекторов, таких как Теодор Корнут и Ахмед эль-Инглизи. Бастион и две самые старые мечети в городе, The и The, были построены во время реконструкции города султаном Мухаммадом бен Абдаллахом.
Население города росло по мере того, как европейцы поселялись в городе, и с миграцией евреев из внутренних районов страны. В 1886 году Элиза Реклю описала Касабланку как «европейское прибрежное поселение», «пустынное и крайне нездоровое».
На своей карте города 1900 года доктор [ar ; fr ] идентифицировал три основные части: медина, меллах и тнакер. В Касабланке были фондук и рынок свежих продуктов вдоль ручья Вади Бускура, на том, что сейчас является площадью Организации Объединенных Наций.
Касабланкой после бомбардировки 1907 года.Медина была в значительной степени разрушена во время французской бомбардировки 1907 года, хотя несколько важных зданий сохранились.
Самым старым европейским строением в Касабланке была заброшенная тюрьма, предположительно построенная португальцами, аркады которой сейчас украшают Парк Лиги арабских государств.
(ныне) был построен в Медине испанской общиной Касабланки в 1890 году.
Немецкое консульство (1900) в Медине, начальная школа Омара ибн Абдельазиза с 1919 года.В 1900 году в Касабланке было четыре консульства и тринадцать вице-консульств., который заменил другие в Мазаган (аль-Джадида), Рабат и Могадор (Эс-Сувейра). Многие из этих консульств были построены вдоль набережной, чтобы до них было легко добраться. Первым из них было британское консульство, основанное в 1857 году. Немецкое консульство, первоначально построенное в качестве консульства Бельгии в 1900 году, в 1919 году стало начальной школой Омара ибн Абдельазиза.
Первоначальная часовая башня, возведенное в 1910 году, было первым сооружением, построенным французами после бомбардировки и вторжения в Касабланку в 1907 году.
На протяжении десятилетий Французский протекторат (1912–1956), городское развитие Касабланки «в первую очередь определялось экономическими интересами [Франции]». Город был спроектирован с учетом автомобильного движения и возможных промышленных комплексов, таких как порт и железнодорожные пути.
Касабланка смело строит новые проекты, которые Париж слишком робок, чтобы пробовать.
— [fr ],Касабланка стала лабораторией принципов авангардного урбанизма, включая резкое разделение и полное разъединение Медины и ville européenne. Для колониальной администрации марокканская медина была одновременно рассадником болезней, которые нужно сдерживать, древностью прошлого с восточным очарованием, которую нужно было сохранить, и убежищем для потенциальных повстанцев, которых нужно подавить.
Анри Прост, выбранный генералом Лютей градостроитель, спроектировал ville européenne или ville nouvelle в Касабланке как новый город.
План был радиоконцентрическим, как Париж. Главные улицы расходились на юго-восток от порта, Медины и Сук Кбир (большой рынок السوق الكبير), который стал Place de France и теперь Площадь Организации Объединенных Наций. Эта площадь соединяла Медину, меллах и ville européenne. спроектировал первые два крупных здания, чтобы отметить площадь: (1914 г.) и неомаврский (1918 г.). Первый представлял собой завоевание Марокко колониальной державой и торговлю в Марокко, а Клод Фарре сказал о последнем, что «собрания фондовой биржи, финансов и торговли проходили исключительно в четырех окружающих его кафе». Центральный рынок (1917) был построен на месте Касабланской ярмарки 1915 года.
Интерьер здания Magasins Paris-Maroc, и Огюстом Перре. и Часовая башня на прежнем месте на площади де Франс (Площадь Организации Объединенных Наций ).В 1916 году, через четыре года после официального установления французского протектората, Прост и его команда решили построить «nouvele ville indigène» - теперь известное как Hubous - новую медину рядом с дворцом султана к востоку от нового центра. Планировщики попытались совместить черты традиционного марокканского города с современными стандартами санитарии и городского планирования.
В 1920-х годах колониальная администрация создала квартал резерва (квартал проституции ) к югу от Хубуса, который впоследствии стал известный как Бусбир. Он был вдохновлен Ёсивара в Токио и управляется частной компанией La Cressonière. Альберт Лапрад первым создал прямоугольную зону с ортогональной планировкой улиц, в то время как [fr ] и Эдмон Брион манипулировали традиционными марокканскими формами, используемыми в Hubous. Это был обнесенный стеной корпус, вмещавший 175 жилых домов, 8 кафе и аптеку, движение которых регулировалось исключительно через охраняемые ворота. До 700 женщин - мусульманок и евреев - жили в настоящей «тюрьме». Колонисты продавали квартал резерва туристам с востоковедными образами, пока он не был закрыт в 1954 году.
В дополнение к Анри Прост, Альберт Лапрад, Мариус Бойер, [fr ] и Эдмон Брион были одними из первых планировщиков и архитекторов
Бывшая административная площадь, ныне Площадь Мухаммеда V, окружена зданиями в стиле нео-мавританский, который сочетает в себе мауро-андалузский и Архитектура ар-деко. Одно из первых построек в этом стиле было построено в 1912–1914 годах. Он также использовался в Old Abattoirs, промышленной бойне, отремонтированной Простом в 1922 году. Нео-мавританские элементы также присутствовали в частных дворцах и резиденциях, таких как.
Патентный стиль был часто используется в колониальных административных зданиях, таких как Wilaya Building и Mahkamat al-Pasha в Hubous, с беленой известковой штукатуркой и зеленой черепицей.
Парк Лиги арабских государств (ранее называвшийся Парк Лиотей) - самый большой общественный парк города. На его краю Церковь Святого Сердца Касабланки. Он больше не используется в религиозных целях, но открыт для посетителей и представляет собой великолепный образец неоготической архитектуры.
Здание во французском колониальном стиле на бульваре Хасана II.
Декоративная деталь в стиле модерн.
Неоморский Старые скотобойни в Хай Мохаммади, отремонтированный Анри Прост в 1922 году.
Кованое железо, украшающее дверь. Мариус Бойер Мариус Бойер, 85 rue Colbert, 1929.
Ар-деко сочетается с переосмысленными марокканскими декоративными элементами.
Французское правительство охарактеризовало Касабланку как «лабораторию урбанизма». Постоянная делегация Марокко в ЮНЕСКО подала заявку на включение архитектуры Касабланки в список Всемирного наследия. Casamémoire - организация, которая с тех пор работает над защитой и популяризацией этого архитектурного наследия. 1995.
Оптимизация современного стиля, или стиля пакебот, с эстетикой океана лайнеры присутствует в здании Liberty Building и др. Эдмонд Брион, построенный в 1935 году, был ранним примером.
[Касабланка] скорее напоминает идея француза о Чикаго с небоскребами и галереей Лафайет.
— Бернар Ньюман,Мишель Экошар, d Директор городского развития с 1946 по 1953 год изменил городской план Касабланки с радиоконцентрической системы Проста на линейную с расширенными промышленными зонами, простирающимися на восток через Айн Себа в сторону Федала. Основное внимание уделялось управлению быстрой исходящей из сельской местности урбанизацией города посредством развития проектов социального жилья.
В 1953 Congrès Internationaux d'Architecture Moderne (CIAM) - африканский филиал, основанный в 1947 году такими фигурами, как Ле Корбюзье, Владимир Бодианский и Андре Вогенский - подготовил исследование bidonvilles Касабланки под названием «Среда обитания наивысшего числа». Жорж Кандилис и Мишель Экочар выступили против доктрины, которую архитекторы должны учитывать местная культура и климат в их дизайне. Это вызвало бурную дискуссию среди архитекторов-модернистов по всему миру и в конечном итоге вызвало раскол..
Коллектив архитекторов-модернистов Экочара назывался (ГАММА), и первоначально в него входили архитекторы Джордж Кандиллис, Алексис Йосик и Леса Седрах. В начале 1950-х годов Экошар поручил GAMMA спроектировать жилье, которое обеспечивало «культурно специфическую живую ткань» для рабочих и мигрантов из сельской местности. (Honeycomb) и Carrières Centrales были некоторыми из первых примеров этого. Это был первый раз, когда Французский протекторат построил жилье для колонизаторов, а не для колонизаторов, и это было сделано для подавления [ar ; fr ], особенно после протестов 1952 года, последовавших за убийством профсоюзного деятеля Фархата Хачеда, которые были сосредоточены в бидонвилле в Carrières Centrales (ныне Hay Mohammadi ). Модель Ecochard размером 8x8 метров, разработанная для решения проблем Касабланки с перенаселенностью и исходом сельских жителей, была новаторской в архитектуре коллективного жилья.
Эли Азагури, первый марокканский архитектор-модернист, руководил GAMMA после того, как Марокко восстановило свою независимость в 1956 году. Азагури - молодой, неоднозначный и откровенный коммунист - был активен в Hay Hassani, проектируя города, модульные общественные дома, которые сочетали в себе элементы современная и народная архитектура с учетом местной культуры и образа жизни.
Вид на Атлантический океан через панорамные окна виллы Камамбер, частной виллы в Anfa Superieur.Он и его коллеги, такие как Жан-Франсуа Зевако, также участвовали в проектировании экспериментальных частных вилл в районах западной Касабланки, таких как Анфа и Айн Диаб с вдохновением от Ричарда Нейтра и Оскара Нимейера. (теперь преобразовано в кафе Paul ), Villa Camembert и Villa Azagury - примеры.
Это поколение независимых архитекторов было вдохновлено школами Le Корбюзье, Ричард Нейтра, Уолтер Гропиус, Оскар Нимейер и другие. Их архитектура - и работа Жан-Франсуа Зевако в частности - была экспериментальной, о чем свидетельствуют такие конструкции, как Мастерские Винсента Тимсита или Школы мечети Сунны.
Поскольку доступ к образованию жестко контролировался Французским протекторатом, система образования в Марокко стала центром внимания. Мишель Рагон отметил, что только половина населения Марокко имела доступ к формальному образованию, поэтому было построено так много новых школ. Их архитектура отражала пересмотр устройства школьных кампусов и классных комнат. Зевако построил школы в бруталистском стиле, такие как и. Азагури тоже ввел новшества в его проектах для и (теперь), экспериментируя с внутренними двориками и повторно исследуя традиционную планировку классной комнаты. Он также опирался на свой опыт в Европе и экспериментировал с контрастом в материалах и освещении.
Франция настаивала на своем культурном участии в Марокко посредством строительства (1957 г.) и (1960 г.), а также общественных школы, такие как (1951) и (1973).
По мере преобразования экономики промышленные здания, такие как на площади Мохамеда Диури и (1976-79) и, были построены в соответствии с новыми бруталистскими принципами минимализма и эффективности.
спроектировал Международный аэропорт Мохаммеда V и.
Под Хасан II, Касабланка претерпела два крупных «нео- османских » проекта: мечеть Хасана II и проект Royal Avenue.
Народный модернизм в Сиди GAMMA Жилой комплекс Османа в Сиди Османе, автор [де ] и (ок. 1952).
Вид изнутри молитвенного зала Жан-Франсуа Зевако 1966 Мечеть Ассуна, вдохновитель под редакцией Нимейера 1943 Игрежа да Пампулья.
Рынок Зевако на улице Агадир (1972).
Текстурированный бетон в 1979 году.
и «оптовый рынок продукции в Сиди Отмане.
Резиденция Эль Мехди Лараки в 1980-х годах в Зерктуни в Маарифе.
Стадион Ларби Бенбарек by and (1989).
Коэнрад Богерт обсуждает недавние городские проекты в Касабланке в их отношении к политике неолиберализма. это программа ООН-Хабитат, созданная после взрывов в Касабланке в 2003 году для переселения жителей трущоб. Он работает с такими организациями, как, и [fr ].
, и, являются бизнес-парками для офшоринга.
Район бывшего аэропорта Касабланка-Анфа преобразован в Casablanca Finance City, часть экономической инициативы 2010 года, ориентированной на страны Африки к югу от Сахары. Morphosis Architects спроектировали Casablanca Finance City Tower с ее текстурированным алюминиевым фасадом. В этом проекте участвует французская архитектурная фирма [fr ], а также «Эко-город» Зената.
Как экономическая столица Марокко, Касабланка является домом для многих правительственных и муниципальных зданий. Эти здания включают, но не ограничиваются:
Касабланка является домом для многих религиозных построек как части своего разнообразного наследия.
Касабланка является домом для ряда академических институтов, включая:
Casamémoire - организация, занимающаяся продвижением и защитой архитектурного наследия Касабланки.
МАММА. посвящен признанию и защите модернистской и бруталистской архитектуры Касабланки.