Диалектический натурализм - термин, придуманный американским философом Мюрреем Букчином для описания философских основ политической программы социальной экологии. Диалектический натурализм исследует сложную взаимосвязь между социальными проблемами и их прямые последствия для экологического воздействия человеческого общества. Букчин предложил диалектический натурализм в отличие от того, что он видел как «эмпирейский, в основном антинатуралистический диалектический идеализм » Гегеля и «деревянный, часто сциентистский диалектический материализм ортодоксальных марксистов ".
корни диалектического натурализма находятся в трудах самого Гегеля по диалектической методологии, которые поддаются органической, даже экологической интерпретации. Букчин интерпретировал силу диалектического метода как его единство «причинности развития» с онтологией. «Диалектика ", - отмечает он, -" является одновременно способом рассуждения и описанием объективного мира с онтологией развития ".
Однако, в отличие от своих предков, Гегеля и Маркса, диалектический натурализм" не прекращает в гегелевском Абсолюте в конце пути космического развития, а скорее продвигает видение все возрастающей целостности, полнота и богатство дифференциации и субъективности ». Таким образом, в рамках диалектического натурализма нет «конца истории », только продвижение непрерывного марша человеческого социального и индивидуального самопонимания.
Как философия, диалектический натурализм подчеркивает включение и развитие научного понимания как неотъемлемую часть развития экологического человеческого понимания. Букчин отверг «возрождение донаучных архаизмов» и подчеркнул важность включения широкого научного понимания из литературы по множеству дисциплин. Таким образом, проект социальной экологии является целостным, имея дело с сообществами и экосистемами в их совокупности не только как с суммой их частей, но как с полнотой взаимозависимости множества разнообразных и особых частей, как говорится., целое становится больше, чем сумма его частей. Диалектическое развертывание эволюции, как биологической, так и культурной, ведет к большей сложности и, следовательно, большей субъективности. Человек, продукт природы, созданный самосознанием, нельзя рассматривать как вершину пищевой цепи, а только как один из результатов биологического процесса. Процесс, который в корне зависит от разнообразия органических форм жизни и биосфер, требует «разумного пересмотра человеческого высокомерия».