Деклан из Ардмора

редактировать

Святой Деклан из Ардмора
Declans church.jpg Резные фигурки в церкви Святого Деклана, Ардмор
Родился5 век. Мюнстер, Ирландия
УмерV век
Почитается вВосточной Православной церкви. Римский католицизм. Англиканская община
Майор святыня Ардмор
Праздник 24 июля
Покровительство Деиси, Ардмор (основной фонд), Силл Деклен

Деклан из Ардмора (ст. Ирландский : Declán mac Eircc, Latin : Declanus, умер в V веке), также называемый Declán, был одним из первых ирландских святых Деиси Муман, который запомнился тем, что преобразовал Деиси в конце 5 века и основал монастырь Ардмор (Ард Мор) на территории нынешнего графства Уотерфорд. Основным источником его жизни и культа является латинская жизнь XII века. Подобно Айлбе из Эмли, Кирану из Сайгира и аббану из Мойарнея, Деклан представлен как мюнстерский святой, предшествовавший святому Патрик в принесении христианства в Ирландию. Он считался покровителем Деизи Восточного Мюнстера.

Содержание
  • 1 Источники
  • 2 Семейное происхождение и карьера
  • 3 Пропатрицианские святые Мюнстера
  • 4 Поминовение
  • 5 Примечания
  • 6 Первичные источники
  • 7 Вторичные источники
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Источники

Основной источник жизни и культа Деклана латинское Life или vita, которое, однако, сохранилось только в редакции конца XII века. Об этом свидетельствуют два рукописных текста, которые, как показал Чарльз Пламмер, происходят из одного и того же оригинала: (1) Дублин, TCD, MS E.3.11 (дублированный T Пламмером), f. 66б-71д; и (2) несколько более поврежденная версия в Дублине, Primate Marsh's Library, MS V.3.4 (Plummer's M), f. 101 сл. Эти две рукописи также вместе известны как Дублинская коллекция (или Codex Kilkenniensis, хотя это название также используется для ссылки только на рукопись Библиотеки примаса Марша). В своей полученной форме «Жизнь» в значительной степени опирается на «Жизнь святого Айлбе из Эмли в Codex Salmanticensis, но, возможно, были включены более ранние материалы. Вводные главы основаны на ранних ирландских сагах, особенно на легенде о происхождении Деиси, описанной в Изгнании Деиси, и на истории Лугайда Риаба нДерга в и Медба Три мужа. Деклан категорически назван епископом Деиси, что, кажется, перекликается с политическими амбициями монастыря в 12 веке, когда ирландская церковь была преобразована в епархиальную систему после синода в Ратбриасейле и Келлский синод. Ардмор стремился к статусу епископальной см. в новой епархии, но вместо этого привилегия досталась Лисмор, основанному святым Мохудой.

Латинская жизнь Деклана была позже переведена на Ирландский. Эта местная версия, иногда называемая Бета Декклейн, сохранилась в двух классах копий. Самая ранняя из них - это копия, сделанная с некоторыми изменениями Мишелем О Клерих в 1629 году и внесенная в каталог Брюсселя, Королевская библиотека, MS 4190–4200. Ó Клериг сообщает, что его основным источником была «старая книга» (seinleabhar), но его прямым образцом была рукопись 1582 года, находившаяся во владении Эохайда Уи Ифернайна (Эочи О'Хеффернан). Две оставшиеся копии - это Дублин, Royal Irish Academy MS 23 M 50, pp 109–120, в руке некоего Джона Мерфи «na Raheenach» и датированная 1740 годом, и еще одна рукопись, когда-то находившаяся в частном владении. Образец, лежащий в основе любого из них, сам по себе является несовершенно переданным текстом.

Родословные, относящиеся к святому, включены в Книгу Ленстера, Либхар Брэк, Книга Баллимота, толкование к Фелиру Энгуссо и Роулинсону B 502.

Семейное происхождение и карьера
Безумный Тойч Дуит, a Hére,"Если у тебя есть право, О Эрин,
dot chobair cing báge,чемпиона битвы, чтобы помочь тебе,
thahut cenn céit míle,у тебя есть глава ста тысяч,
Деклан Арде МарДеклан Ардмора ".
(Félire engusso, 24 июля)

Именно благодаря своему отцу Деклан принадлежал к королевской династии Деиси Муман. «Latin Life» называет его отца Erc (c), как и Félire Óengusso и генеалогию в «Book of Ballymote», ф. 231b. Варианты традиций записаны в Книге Ленстера (ф. 348c) и Книге Баллимота, ф. 218b, который называет его отца Эрнбрандом, и в Leabhar Breac (ф. 15d), который называет его Росс (или Расс). Объединенная версия Ercbrand находится в Rawlinson B 502. Мать Деклана, Детиден или Детидин, как ее называют в латинском Life (§ 3), в источниках не упоминается о родословной. Говорят, что местом рождения Деклана является Драмро, недалеко от Каппокина (западное графство Уотерфорд).

В «Латинской жизни» Деклан сначала отправляется в путешествие в Рим, где он учился и был рукоположен в епископа. Папа. В Риме он встречает своего соотечественника святого Айльба Эмлийского, а по возвращении в Ирландию встречает святого Патрика. На протяжении всего текста Деклан признает верховную власть обоих святых и вместе с Патриком приходит к соглашению о сфере их миссии в Ирландии. По указанию Святого Патрика Деклан основывает монастырь Ардмор (ирландский Ард Мор), который находится недалеко от побережья Ирландии, на юго-востоке королевства Деиси Муман, и, получив благословение Патрика, обращается к Деиси в христианство.

Продолжительность жизни и карьеры Деклана расширена в другой главе (§ 15), что делает его современником святого Давида Уэльского в VI веке. Точно так же даже более поздний святой Ультан из Ардбракана (ум. 655 x 657) представлен как ученик Деклана.

Жития также повествуют, что святой позже посетил Деиси Миде / Мит, где царь Тары приветствовал его и подарил ему землю для основания «монастыря каноников». Основанный там монастырь стал известен как Силл Деклаин (Килегланд, Эшборн, графство Мит ).

Доатрицианские святые Мюнстера
Britain.Deisi. Laigin.jpg

Деклан - один из четырех мюнстерских святых, для которых были написаны Жития, утверждающие, что они основали монастыри. и проповедовали Евангелие в Мюнстере еще до того, как их более молодой современник Святой Патрик ступил на землю Ирландии. Эти святые епископы, известные с 17 века как quattuor sanctissimi episcopi, также включали Айльбе из Эмли, Киарана из Сайгира и Аббан из Мойярнея. То же самое, по-видимому, было сделано в отношении Аббана с острова Беггери, согласно Жизни святого Аббана, которая идентифицирует его как дядю и учителя Аббана, но не существует отдельной Жизни, которая предлагает какую-либо информацию на этот счет. Все соответствующие Жизни находятся в так называемой Дублинской Коллекции (см. выше), которая несет на себе печать редакционного вмешательства.

Их показания, хотя и поздно кажется, часто рассматривался в связи с историческим вопросом доатрицианского христианства на юге Ирландии. Утверждалось, что до прихода Патрика южное побережье Мюнстера было наиболее вероятной точкой входа для проникновения христианства через Британию или Галлию. Поселения деиси и уи-лиатайн на юго-западе Уэльса, о чем свидетельствует распространение огам-камней, обеспечивали важную связь между Великобританией и Ирландией. Ключевой аспект этой заграничной связи, ввоз рабов, обычно британских христиан, ирландскими налетчиками, напрямую подверг бы Мюнстер влиянию христианства. Кроме того, Мюнстер, расположенный напротив Галлии, был бы первым пунктом назначения ирландских торговых связей с континентом. В контексте виноторговли это некоторым образом подтверждается археологическими находками глиняной посуды в поселениях Мюнстера.

Признание святого Патрика за то, что он принес христианство на остров, во многом объясняется пропагандой. одного конкретного фундамента. Уже в 7 веке Арма была занята укреплением своих претензий на статус главного дома, основанного Святым Патриком. Пропагандируя культ святого, который повлек за собой пропаганду Патрика как апостола и первого ирландского епископа, он стремился создать и контролировать сеть религиозных домов по всей стране. Тот факт, что миссионер, посланный Римом, Палладий, действовал до святого Патрика в 431 году, возможно, в Ленстере, не соответствовал его планам. Поэтому в трудах ученых Армы, особенно Тиречана и Мюрчу, деятельность Палладия принижалась как неудача, игнорировалась или, как Т.Ф. О'Рахилли, как известно, утверждает, что его гипотеза о «двух Патриках» безмолвно объединена с гипотезой Патрика.

В историографии Армы обращение Мюнстера стало воплощением в истории обращения Дженгуса Мака Над Фроиха. Св. Патрика в Кашел, впервые рассказанный Тиречаном и впоследствии многократно переработанный.

Жития Айльбе, Деклана, Чиарана и Аббана в «Дублинская коллекция», кажется, отражает потребность домов Мюнстера предложить какой-то противовес патрицианскому досье, продвигаемому Арма, даже при том, что они не отрицают национальную важность Святого Патрика. Ричард Шарп предположил, что более ранняя «Жизнь Эйлбе» в Codex Salmanticensis была первоначально написана в 8 веке для поддержки дела церкви Эмли Эоганахта. В том же веке был издан Закон Айльбе (784 г.), возможно, в ответ на Закон Патрика.

Дублинский сборник, однако, идет дальше, когда приписывает святым важную допатрицианскую карьеру.. Первенство отдается Айльбе, чья Dublin Life утверждает, что Мюнстер был доверен ему Святым Патриком, в то время как с аналогичным эффектом Айльбе называют «вторым Патриком и покровителем Мюнстера» (secundus Patricius et patronus Mumenie) в «Жизни Деклана».

Дагмар Ó Риайн-Редель утверждала, что такой способ продвижения мюнстерских святых предполагался в текстах, исходящих из Schottenklöster или ирландских бенедиктинских монастырей на юге Германии, главный дом которых находился в Регенсбург. Мюнстер не только был широко представлен, но и многие такие тексты были написаны в знак признания щедрых пожертвований, полученных от королей Десмонда и Томонда.

. Самым существенным достижением является житийный сборник. известная как («Великая австрийская легенда»), возникшая где-то в 1160-х или 1170-х годах. В прологе к рецензии Жития святого Патрика, сохранившейся неполной в Гёттвейге (Австрия), утверждается, что ученики некоего Мануэта, ирландского епископа Тула, стали епископами в Ирландии, чтобы подготовить путь к Святому Патрику. В середине XII века в Регенсбурге была написана Житие, повествующее о жизни и чудесах Айльбе под его немецким именем Святой Альберт. Ó Риайн-Редель связывает это с учреждением Кашела в качестве резиденции архиепископа в 1111 году, поскольку Айльбе, покровительница близлежащего фонда Эмли, сыграла ключевую роль в рекламе его нового статуса..

Круглая башня в Ардморе
Поминовение

Согласно его Жизни, Деклан преклонен перед Господом в своем монастыре в Ардморе и впоследствии был похоронен там. Его праздник в мартирологах - 24 июля. Среднеирландское примечание, добавленное к Félire Óengusso, не имеющее исторической ценности, говорит о том, что Деклан был ответственным за введение ржи (ирландское secal, от латинского secale) в Ирландию.

Деклан имеет пользовался устойчивым культом в Уотерфорде, и многие церковные посвящения его все еще называют. Ежегодно в его праздник местные жители и жители региона отмечают его узор. Шаблон включает в себя различные религиозные действия на сайтах, связанных с его жизнью. Дорога, пройденная Декланом из Ардмора в Кашел, графство Типперэри, была восстановлена ​​как Паломническая тропа Святого Деклана, и организована ежегодная прогулка по тропе, получившая название «Ирландское Камино » с 24 по 28 июля, начало в 2013 году.

Круглая башня все еще стоит на месте монастыря святого в Ардморе, а также более ранних церковных руин, таких как каменная молельня и небольшая каменная церковь. Ардморская епархия и ее епископальная церковь просуществовали до 13 века.

Круглая башня Ардмора, 1986
Примечания
Первоисточники
Вторичные источники
  • Брин, Эйдан. "Сен-Деклан (Деклан)." Словарь ирландской биографии. Доступ: 28 января 2010 г.
  • Kelly, Fergus (2000). Раннее ирландское земледелие. Серия ранних ирландских законов IV. Дублин: DIAS.
  • Шарп, Ричард (1991). Жизни средневековых ирландских святых: введение в «Vitae Sanctorum Hiberniae». Оксфорд.
  • Джонстон, Элва (2004). "Мюнстер, святые (акт. C.450 – c.700)." Оксфордский национальный биографический словарь. Oxford University Press, сентябрь 2004 г. Дата обращения: 14 декабря 2008 г.
  • Ó Cathasaigh, Tomás (1984). «Деиси и Дивед». Éigse 20. pp. 1–33.
  • Ó Riain-Raedel, Dagmar (1998). "Вопрос о мюнстерских святых-доатрицианцах". В раннем средневековье Мюнстера. Археология, история и общество, под ред. M.A. Monk и J. Sheehan. Пробка. 17–22.
Дополнительная литература
  • Бирн, Фрэнсис Джон (1973). Ирландские короли и высшие короли. Лондон.
  • Бирн, Фрэнсис Джон (1994–95). «Дерку: женский род Моку». Éigse 28. С. 42–70.
  • Де Паор, Лиам (2003). Мир Святого Патрика: христианская культура апостольского века Ирландии. Дублин: Four Courts Press.
  • О'Брайен, Майкл А., изд. (1962). Corpus Genealogiarum Hiberniae. 1 . Келлехер, Джон В. (вступление в перепечатках 1976 и 2005 гг.). Дублин: DIAS. ISBN 0901282316. OCLC 56540733.
  • Ó Cadhla, Stiofán (2002). Священная традиция колодца: Образец Святого Деклана, Ардмор, графство Уотерфорд, 1800–2000 гг. Исследования Мэйнута по краеведению 45. Дублин: Four Courts Press.
  • Ó Conchúir, Dónal (2001). Ардмор и Лисмор: христианские древности Ардмора и наследие монастыря Лисмор. Waterford.
  • Ó Riain, Pádraig (2002). «Культы ирландских святых и церковные семьи». В кн.: Местные святые и поместные церкви в раннем средневековье на Западе, под ред. Алан Такер и Ричард Шарп. Оксфорд. С. 291–302.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-17 10:55:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте