Deisi

редактировать

Деиси были классом народов в древней и средневековой Ирландии. Термин древнеирландцы происходит от слова déis, что означает " вассал "или" подданный "; в своем первоначальном смысле он обозначал группы, которые были вассалами или плательщиками ренты землевладельцу. Позже это стало собственным именем для некоторых септов и их собственных подданных по всей Ирландии. различные народы, перечисленные под заголовком déis, имели одинаковый статус в гэльской Ирландии и практически не имели родственных связей, хотя их часто считали генетически связанными. Группа Deisi s включали Déisi Muman (Deisi Munster ), Déisi Temro (Tara ), Déisi Becc (расположен в Королевстве Миде ) и Деиси Туиссарт (Северный Деиси; септа стала известной как Dál gCais ). В период раннего средневековья некоторые группы и подгруппы деиси оказывали большое политическое влияние в различных частях Ирландии, а некоторые письменные источники также предполагают их связь с Великобританией. Во время раннего средневековья в Мюнстере Деиси находились под гегемонией конфедерации Эоганахта.

Содержание

  • 1 История и контекст
    • 1.1 Déisi Muman
      • 1.1.1 Возможное присутствие в Великобритании
    • 1.2 Déisi Tuisceart
  • 2 Аналитические ссылки
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

История и контекст

Ранняя история групп Деиси неясна. Как класс, который произошел от народов, связанных скорее социальным статусом, чем родством, группы имели в основном независимую историю в разных частях Ирландии. В то время как некоторые средневековые тексты пытаются придать Деиси аристократическое происхождение, это более поздние измышления, относящиеся к периоду после того, как Деиси приобрели политическую власть. Несмотря на свое данное происхождение, представители по крайней мере одной популяции Дейзи в конечном итоге добились впечатляющего успеха, основав могущественную средневековую династию, которая существует до сих пор. Было несколько различных групп, называемых Деиси, от юго-западных графств Уотерфорд и Типперэри (Деиси Муман) до северо-западных графств Лимерик и Клэр (Дейс Бекк).

Деиси Муман

Великобритания.Deisi.Laigin.jpg

Деиси Муман были достаточно заметной державой, чтобы сформировать свое собственное региональное королевство в Мюнстере с довольно ранних времен. В недавнем названии Пол МакКоттер заявляет: «Региональное королевство Деиси Муман должно было существовать примерно на своем нынешнем месте с очень раннего периода. Огхамы, датируемые, возможно, пятым веком, содержат уникальные имена, связанные с его королями». Согласно Фрэнсису Джону Бирну, есть определенные надписи, намекающие на то, что и Eóganachta, и их Waterford Deisi вассалы могли быть довольно недавними галльскими Истоки. Предки Eóganachta известны как Deirgtine, и, как полагают, они также были активны в Римской Британии, одним из свидетельств является название их столицы Cashel, которые, как считается, были вдохновлены римской кастеллой, которую они наблюдали во время набегов. Déisi Muman занимала положение в более позднем сверхкоролевстве Eóganachta, предполагающее особые отношения. Бирн упоминает, что Эоин МакНил заметил, что ряд ранних имен в родословных Eóganachta встречается в oghams в стране Deisi в Уотерфорде, среди них Nia Segamain (НЕТАСЕГАМОНА) после галльского бога войны Сегомо. Согласно Макнилу, Waterford Déisi и Eóganachta в Кашеле «не могут быть разъединены».

Династия Uí Liatháin была западными соседями прото-Déisi Muman вдоль южного ирландского побережья и совершил набег и колонизировал части западной Британии. Они лучше всего характеризуются южноирландскими колонистами из-за четких упоминаний о них по имени как в ранних ирландских, так и в ранних британских источниках, в то время как присутствие Déisi Muman фактически не может быть подтверждено. Также отмечаются лагины, особенно в Северном Уэльсе.

Возможное присутствие в Британии

Деиси Муман являются сюжетами одной из самых известных средневековых ирландских эпических сказок, Изгнание Деиси. Это литературное произведение, впервые написанное где-то в 8 веке, представляет собой псевдоисторическую легенду о основании средневекового королевства Деиси Муман, которая пытается скрыть историческую реальность того, что истоки королевства лежат среди коренных народов-данников Мюнстера. С этой целью он приписывает «Деиси» полностью вымышленное королевское происхождение в Таре. Термин «деиси» используется в «Изгнании деизи» анахронично, поскольку в его хронологически запутанном повествовании речь идет о «событиях», которые задолго до исторического развития сообществ деиси в отдельные племенные образования или создания королевства деиси муман. В эпосе рассказывается история септа под названием Даль Фиахач Суиге, которые изгнаны из Тары своим родственником Кормаком маком Аиртом и вынуждены скитаться без крова. После миграции на юг и многих сражений, часть септы в конечном итоге обосновывается в Мюнстере.

. В какой-то момент во время миграции из Тары в Мюнстер, одна ветвь септы, возглавляемая Эохайд Алмур мак-Артом Корбом, пересекает реку. море в Британию, где, как говорят, его потомки позже правили в Демеде, бывшей территории Деметов (современный Дифед ). Изгнание Деиси - единственный прямой источник этого «события». Историчность этого конкретного отрывка эпоса, по-видимому, частично «подтверждается» родословной, сохранившейся в конце 10-го века генеалогии Харлеев, в которых современные короли Дайфеда заявляют о своем происхождении от Трифуна (эт. 450), правнука Эохайда Аллмуира, хотя сама генеалогия Харлей представляет собой совершенно иную версию собственной родословной Трифуна, в которой он происходит от римской имперской линии, восходящей к Св. Хелена, якобы британское происхождение которой подчеркивает генеалог. Этот явный вымысел, по-видимому, отражает более позднюю попытку сфабриковать более прославленное и / или местное происхождение династии Дайфед, тем более что другой валлийский генеалогический материал частично подтверждает ирландское происхождение Трифуна. Если переселение некоторых из «Деиси» в Дайфед действительно историческое, неясно, повлекло ли оно за собой крупномасштабную миграцию племен или просто династический переселение, или и то, и другое в рамках многоэтапного движения населения. Как бы ни было характерно это движение, исследования показали, что оно не могло иметь место сразу после даты, указанной в «Изгнании Деиси» (то есть вскоре после ослепления Кормака МакАирта, традиционно датируемого 265 г. н.э.), но должно было начаться во время не позднее второй половины 4-го века, а начало в субримский период в начале 5-го века не может быть исключено. Кроме того, вполне возможно, что историки и специалисты по генеалогии Déisi Muman были виновны в устранении этих «проверенных» предков, которые изначально могли полностью принадлежать другому ирландскому роду. Генеалогические подвиги такого рода были известны Déisi Tuisceart или «Dál gCais».

Термин déisi также практически взаимозаменяем с другим древнеирландским термином aithechthúatha (что означает «платящие ренту племена», «вассальные сообщества» или «подчиненные народы»). С 18 века высказывались предположения, что этот термин мог быть источником аттакотти, которые, как сообщается, нападали на римскую Британию в 360-х годах, хотя этот аргумент подвергался сомнению на этимологические основания. Однако этот аргумент был недавно вновь открыт в связи с предложенным уравнением déisi - aithechthúatha - Attacotti в контексте конца 4-го века.

Наконец, Макнил подробно обсуждает упомянутые выше движения Uí Liatháin, аргументируя это их лидерство в южноирландских завоеваниях и основание более поздней династии Brycheiniog, фигурирующих в валлийских генеалогиях, совпадающих с династами Уи Лиатайн в ирландских генеалогиях. Он утверждает, что любое возможное урегулирование деиси было бы подчиненным до тех пор, пока сыновья Кунедды.

Деиси Туиссарт

не изгнали Uí Liatháin

Бирн позже обсуждает, как возникновение Dál gCais Déisi Tuisceart в Северном Мюнстере за счет Eóganachta не отличался от возвышения этой династии за счет Dáirine несколько веков назад, и это могло фактически быть источником вдохновения для заявлений Dál gCais. Более ранний и часто цитируемый аргумент Джона В. Келлехера заключается в том, что это была политическая схема Уи Нейл, самой доминирующей династии Ирландии, которая, как он утверждает, создала Королевство Томонд в X век, чтобы еще больше ослабить позиции уже разделенной Eóganachta. Если это правда, то Uí Néill создавали, которые вскоре стали их величайшими военными соперниками почти за последние четыре столетия, угрожая Таре не меньше, чем Кашел. С другой стороны, Déisi Muman оставались видными сторонниками Eóganachta на протяжении всей своей карьеры.

Перемещение Déisi Tuisceart в современное графство Клэр не задокументировано, но обычно ассоциируется с «присоединением» региона к Мюнстеру после упадка Uí Фиахрах Айдне власть на юге Коннахт. Бирн предполагает, что это связано с победой короля Кашела Файльбе Фланна мак Аедо Дуиба над знаменитым королем Коннахта Гуайером Эйдном маком Колмэном в битве при Карн-Ферадайге в 627 году.

Знаменитый пропагандистский текст начала XII века, в котором подробно рассказывается о возвышении Даля Гайс, - это Когад Гедель ре Галлайб.

Недавние исследования показывают, что у Даля Гайс есть генетическая подпись, уникальная для них самих, называемая Ирландский тип III. Принадлежащий к гаплогруппе R1b (Y-ДНК), этот субклад R1b1b2a1a1b4h определяется наличием маркера R-L226 / S168.

Аналитические ссылки

  • AI966.1 Bissextile. Kl. Смерть Целлаха, сына Фаелана, короля Лайгина, и Фаелана, сына Кормака, короля Деиси.
  • AI982.3 Катал, сын Гебеннаха, в этом году погибли королевский наследник Ин Дейс Бек и Уайнид, сын Доннубана, короля Уи Чаирпри, и Доннчад, сын Маэля Секнайла, короля Габайра, и многие другие.
  • AI985.2 Рейд на Деиси Наемники Брайана забрали триста коров. И Брайан заставил Деиси отомстить за это и преследовал Домнала, сына Фаэлана, до Порт-Ларжа, и весь Деиси был опустошен.
  • AI1009.2 Смерть Аэда, король Дейси.
  • AI1031.5 Битва между Дейси, и большая резня была нанесена с обеих сторон.

См. также

Заметки

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-18 07:48:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте