Дэн | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Китайский | 旦 | ||||||||
| |||||||||
Дэн - общее название женских ролей в китайской опере, часто относящееся к ведущим ролям. Их могут играть актеры мужского или женского пола. В первые годы существования Пекинской оперы все роли дана играли мужчины, но эта практика больше не распространена ни в одном жанре китайской оперы.
Актеры мужского пола, которые специализируются на исполнении дана, называются nándàn (男 旦) ; практика возникла во время династии Цин из-за имперских запретов на выступления женщин на сцене, которые считались вредными для общественной морали. В первые годы Пекинской оперы все роли Дэна играли мужчины. Вэй Чаншэн, мужчина-исполнитель дан при дворе Цин, разработал технику цай цяо, или технику «ложной стопы», чтобы имитировать скованные ноги женщин и характерную походку, возникшую в результате этой практики.
В Пекинской опере знаменитыми данами являются Мэй Ланьфан, Чэн Яньцю, Шан Сяоюнь и Сюнь Хуэйшэн, все мужчины. В Пинджу «Четыре больших знаменитых дана» (四 大名 旦, Sì Dàmíng Dàn) - это, Бай Юйшуан и. Были также «Четыре малых знаменитых дана» (四 小 名旦) Ли Шифан, Мао Шилай, Чжан Цзюньцю и.
В китайской опере есть несколько различных видов дана.. Наиболее часто встречаются «Гуймэнь Дань», «Хуа Дань», «Даома Дан», «Ву Дань», «Лао Дань» и «Цай Дань». Каждый вид дана имеет свои уникальные характеристики.
Гуймэнь Дань (闺 门 旦, «будуар - роль двери») - роль добродетельной леди. Он также известен как Цинъи (青 衣, «одетый в зелень») или Чжэндань (正 旦, «прямая роль»). Гуймэнь Дань обычно зрелые, а иногда и замужние женщины. Они могут быть богатыми или бедными, молодыми или среднего возраста, но они должны быть зрелыми женщинами, чтобы подпадать под эту категорию. Гуймен Дан больше сосредоточен на пении, и у них мало движений. Они поют очень высоким пронзительным голосом. Оперные школы в Китае испытывают трудности с набором учеников на такую роль, поскольку для этого требуются хороший голос, внешность и хороший рост. Самым известным Гуймэнь Дань прошлого века был Мэй Ланьфан. Примеры ролей Гуйменя: Ду Линян (杜丽娘) из Павильон пионов (牡丹 亭) и Ван Баочуань (王宝钏) из Уцзяпо (武 家 坡).
Хуа Дань (花 旦, «цветочная роль») - живой, жизнерадостный молодой женский персонаж. Обычно они носят короткие блузки с брюками или юбками. В отличие от Гуймэнь Дань, Хуа Дань больше фокусируется на движениях и речи. Они должны уметь говорить быстро и четко. Им также необходимо создавать образ милости и невинности, поскольку Хуа Дань всегда представляет девочек в возрасте от 12 до 16 лет. Часто Гуймэнь Дань сопровождает горничная из Хуа Дань. Хуннян из Романа Западной Палаты и Янь Сицзяо (阎 惜 姣) из Улунъюань (乌龙院) играли роль Хуа Дан.
Даома Дан (刀 马 旦, «роль меча и коня») - молодая женщина-воительница. Стиль исполнения обычно предполагает верховую езду с копьем. Эта категория внешне похожа на Wu Dan, но есть разница. Daoma Dan doe Он не дрался так сильно, как Ву Дань. Они делают больше трюков и танцуют с копьем или любым другим оружием, которое у них есть. Даома Дан нуждается в пении, которое исполняется во время танцев или выполнения трюков и требует большой выносливости. Даома Дан обычно носит костюмы женщин-воинов с флагами позади. Примеры Даома Дан: Лян Хунъю и Му Гуйин. Даома Дан также является оригинальным китайским названием гонконгского фильма 1986 года Пекинский оперный блюз режиссера Цуй Харк.
Ву Дань (武 旦, "военная роль") специализируется на боях всеми видами оружия. У Дань участвует в битвах с противниками, помимо выполнения трюков. В прошлом У Дань нужно было выполнять цай цяо (踩 跷), чего не делала Даома Дан. Цай цяо - очень сложный навык, требующий от актрисы стоять на цыпочках на протяжении всего шоу. Актриса будет носить что-то вроде туфель на каблуках, но каблуки у этой особой обуви настолько высоки, что актриса практически стоит на цыпочках. Затем снизу прикрепляют поддельные маленькие туфли, так что кажется, что у актрисы очень маленькие ноги. Это имитация практики связывания ног. У Дань должен овладеть многими акробатическими движениями. Они специализируются только на боях, поэтому редко поют и редко говорят. Примеры У Дань: Чжичжу Цзин (蜘蛛精) из Пансидонга (盘丝洞) и Ху Саннян.
Лао Дань (老 旦, «старая роль») старше женщины. У них есть свой собственный набор движений, жестов и стилей пения, отличный от Гуймэнь Дань. Роли Гуйменя поют высокими и пронзительными голосами, а лаосцы поют более низким голосом. Костюмы Лао Дань также менее яркие по сравнению с другими женскими ролями, и у них гораздо более простые прически. Примером может служить Вдовствующая Ше Ян Мэнь Ню Цзян (杨门女将).
Цай Дань (彩 旦, «красочная роль») - клоунская женщина. Цай Дань не ведет себя как обычный Дэн и делает клоунские жесты. Их движения напоминают обычные повседневные движения, и они говорят нормальными голосами. Клоунские даны теперь обычно исполняют мужчины; следовательно, они физически непривлекательны, что преувеличивается их отвратительным макияжем.
Одним из самых важных вкладов Мэй Ланьфан в пекинскую оперу было открытие другого типа ролей - хуашань. Этот ролевой тип сочетает в себе статус цинъи с чувственностью хуадана.