Корнелиус Канис (также де Хондт, д'Ондт ) (между 1500 и 1510 - 15 февраля 1562) был франко-фламандским композитором, певцом и руководителем хора группы Возрождения, большую часть своей жизни он работал в Большой Шапель., имперское Габсбургское музыкальное заведение во время правления императора Карла V. Он соединил композиционный стиль франко-фламандской школы середины XVI века с ее сложной имитационной полифонией с легкостью и ясностью парижского шансона, и он был одним из них. несколько композиторов того времени писали шансоны на французском и франко-фламандском идиомах.
Не сохранилось никаких конкретных записей, подтверждающих его раннюю жизнь. Скорее всего, он был из Гента, поскольку сохранившееся письмо указывает на то, что его родители жили там, а самые ранние записи его карьеры показывают, что он был мастером пения и учителем певчих в Онзе-Ливе. Братство Vrouw-op-de-rade, часть церкви Святого Иоанна в Генте. Возможно, он был частью большой музыкальной семьи, так как другие музыканты по имени д'Ондт, де Хондт и Канис были активны в Генте, Кортрейке и других местах, связанных с императорской часовней в 16 веке..
В 1542 году ему было поручено доставить четырех певчих из Нидерландов в Испанию, главную резиденцию Карла V, который к тому времени был императором Священной Римской империи. Эта поездка - его первая задокументированная ассоциация с императорской часовней Гранд-Шапель. Точное положение Каниса в часовне в начале 1540-х годов не было определено, но его репутация была хорошей и продолжала расти. В этот период музыканты капеллы редко оставались на одном месте надолго: они часто путешествовали с императором, отправляясь в Италию, Нидерланды или Австрию в зависимости от обстоятельств. Судебные документы показывают, что Канис посещал такие места, как Утрехт и Аугсбург, и часто удостаивался наград.
В конце концов Канис стал maistre des enfans (мастером певчих мальчиков) в часовне, сменив Николаса Гомбера. Гомберта сняли с поста около 1540 года, признали виновным в растлении одного из мальчиков, на его попечении, и отправили на каторжные работы на галеры. В этот период часовня была реорганизована, и должность maître de chapelle (общий музыкальный руководитель) была объединена с должностью maistre des enfans, так что Канис сменил Гомберта и Томаса Креквийона, предыдущего музыкального директора. Среди других музыкантов, связанных в то время с испанской капеллой Габсбургов, были Николя Пайен и органист Жан Лестеннье. Музыка Каниса стала появляться в известных публикациях, таких как публикации Антонио Гардано и Пьера Аттенгнана ; большая часть его музыки относится к 1542–1558 годам, периоду его наибольшей активности при императорском дворе. Не все были опубликованы, а некоторые сохранились в виде рукописных копий, сделанных либо в Германии, либо в Нидерландах.
Собаки накопили почести: он получил королевские пребенды, пенсии, пенсию и был сделан настоятелем двух разных мест: Нотр-Дама в Мидделбурге и в Льеже. В 1555 году он ушел в отставку, вероятно, потому, что его работодатель и покровитель Карл V собирался отречься от престола; Отставка Каниса произошла ровно за месяц до того, как Карл передал свои полномочия в Нидерландах Филиппу II (15 октября 1555 г.). Однако на этом его музыкальная карьера не закончилась. Он стал капелланом и каноником в Кортрейке, на Сен-Мартене и Онзе-Ливе-Фроуверк соответственно. Он умер 15 февраля 1562 года в Праге, которая в то время также находилась в пределах Габсбургских владений.
Канис писал духовную и светскую вокальную музыку. Специально инструментальной музыки не сохранилось, и, возможно, он ее не написал.
Сохранилась значительная часть музыки Каниса, в том числе две мессы, 35 мотетов и 31 шансон. Список работ за последние десятилетия увеличился: три мотета и два шансона - недавние открытия. Все его произведения от трех до шести голосов. Две мессы, Missa Pastores loquebantur и Missa super Salve celeberrima, рассчитаны на шесть голосов, в то время как мотеты и шансоны варьируются от трех до шести.
Мотеты Каниса написаны в стиле пост- Josquin поколения франко-фламандских композиторов с использованием разнообразных контрапунктических процедур, выполняемых с большим мастерством. Подражание часто широко распространено и может быть строгим или свободным; временной интервал, разделяющий последовательные голоса в имитации, может быть очень коротким или длинным. Канис также стремился к контрасту, изменяя свои методы контрапункта в последовательных частях одной и той же композиции и создавая мелодические строки, которые варьировались от коротких до широких.
В отличие от сложных полифонических процедур, которые он использовал в своей духовной музыке, шансоны Каниса демонстрируют смесь как нидерландской полифонии, так и французской, особенно парижской, простоты. В течение 1540-х и 1550-х годов было создано два основных типа шансонов: парижский такими композиторами, как Клеман Жанекен и Клоден де Сермизи, которые, как правило, были гомофоническими и написаны короткими фразами, только с короткими периодами имитации; и франко-фламандский, который был более полифоническим и подражательным: франко-фламандские шансоны были сродни духовной музыке тех же композиторов. Канис использовал некоторые черты парижского шансона, в том числе омофонию, короткие ритмические единицы и каденциальные формулы, перенеся их на полифоническую ткань.
Некоторые из шансонов Каниса используют технику cantus-firmus, в которой Канис берет одну или две строки музыки из уже существующего шансона, включая примеры Жанекена, Клодена де Сермиси и Гомбертом, и переделывает его в контрапунктной текстуре, сильно отличающейся от оригинала, но используя те же слова.
Точное значение фразы musica reservata обсуждалось музыковедами на протяжении десятилетий, поскольку современные упоминания этого термина неоднозначны и противоречивы. Сегодняшний консенсус среди ученых-музыковедов состоит в том, что этот термин относится к новаторской практике, начавшейся примерно в середине XVI века, как в композиции, так и в исполнении, включая «аффект» в настройке текста и, возможно, хроматизм ; что это не было широкое движение; и что это была музыка, в основном предназначенная для ценителей. Корнелиус Канис - один из упомянутых композиторов, писавших не в стиле musica reservata. Незадолго до отъезда Каниса из императорской часовни посол Баварии Карлу V написал письмо своему работодателю, герцогу Альбрехту V, в котором он, кажется, использует этот термин в широком смысле, что означает примерно «мюзикл. новый стиль ":" musica reservata станет еще более модной, чем раньше, [после того, как Николас Пайен сменил Корнелиуса Каниса на этом посту], поскольку Канис не смог с этим смириться ". Поэтому он считал Каниса композитором консервативного стиля. Дата этого письма - 28 апреля 1555 года - незадолго до того, как Орланд де Лассус присоединился к музыкальному истеблишменту Альбрехта V в Мюнхене; Лассус был тогда и остается самым известным практиком musica reservata.
| coauthors =
()