Корнелиус Канис

редактировать

Корнелиус Канис (также де Хондт, д'Ондт ) (между 1500 и 1510 - 15 февраля 1562) был франко-фламандским композитором, певцом и руководителем хора группы Возрождения, большую часть своей жизни он работал в Большой Шапель., имперское Габсбургское музыкальное заведение во время правления императора Карла V. Он соединил композиционный стиль франко-фламандской школы середины XVI века с ее сложной имитационной полифонией с легкостью и ясностью парижского шансона, и он был одним из них. несколько композиторов того времени писали шансоны на французском и франко-фламандском идиомах.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Музыка и влияние
  • 3 Canis and musica reservata
  • 4 Произведения, издания и записи
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Жизнь
После ухода из императорской капеллы Габсбургов Корнелиус Канис стал капелланом в церкви Св. Мартина в Кортрейке в 1557 г.

Не сохранилось никаких конкретных записей, подтверждающих его раннюю жизнь. Скорее всего, он был из Гента, поскольку сохранившееся письмо указывает на то, что его родители жили там, а самые ранние записи его карьеры показывают, что он был мастером пения и учителем певчих в Онзе-Ливе. Братство Vrouw-op-de-rade, часть церкви Святого Иоанна в Генте. Возможно, он был частью большой музыкальной семьи, так как другие музыканты по имени д'Ондт, де Хондт и Канис были активны в Генте, Кортрейке и других местах, связанных с императорской часовней в 16 веке..

В 1542 году ему было поручено доставить четырех певчих из Нидерландов в Испанию, главную резиденцию Карла V, который к тому времени был императором Священной Римской империи. Эта поездка - его первая задокументированная ассоциация с императорской часовней Гранд-Шапель. Точное положение Каниса в часовне в начале 1540-х годов не было определено, но его репутация была хорошей и продолжала расти. В этот период музыканты капеллы редко оставались на одном месте надолго: они часто путешествовали с императором, отправляясь в Италию, Нидерланды или Австрию в зависимости от обстоятельств. Судебные документы показывают, что Канис посещал такие места, как Утрехт и Аугсбург, и часто удостаивался наград.

В конце концов Канис стал maistre des enfans (мастером певчих мальчиков) в часовне, сменив Николаса Гомбера. Гомберта сняли с поста около 1540 года, признали виновным в растлении одного из мальчиков, на его попечении, и отправили на каторжные работы на галеры. В этот период часовня была реорганизована, и должность maître de chapelle (общий музыкальный руководитель) была объединена с должностью maistre des enfans, так что Канис сменил Гомберта и Томаса Креквийона, предыдущего музыкального директора. Среди других музыкантов, связанных в то время с испанской капеллой Габсбургов, были Николя Пайен и органист Жан Лестеннье. Музыка Каниса стала появляться в известных публикациях, таких как публикации Антонио Гардано и Пьера Аттенгнана ; большая часть его музыки относится к 1542–1558 годам, периоду его наибольшей активности при императорском дворе. Не все были опубликованы, а некоторые сохранились в виде рукописных копий, сделанных либо в Германии, либо в Нидерландах.

Собаки накопили почести: он получил королевские пребенды, пенсии, пенсию и был сделан настоятелем двух разных мест: Нотр-Дама в Мидделбурге и в Льеже. В 1555 году он ушел в отставку, вероятно, потому, что его работодатель и покровитель Карл V собирался отречься от престола; Отставка Каниса произошла ровно за месяц до того, как Карл передал свои полномочия в Нидерландах Филиппу II (15 октября 1555 г.). Однако на этом его музыкальная карьера не закончилась. Он стал капелланом и каноником в Кортрейке, на Сен-Мартене и Онзе-Ливе-Фроуверк соответственно. Он умер 15 февраля 1562 года в Праге, которая в то время также находилась в пределах Габсбургских владений.

Музыка и влияние

Канис писал духовную и светскую вокальную музыку. Специально инструментальной музыки не сохранилось, и, возможно, он ее не написал.

Сохранилась значительная часть музыки Каниса, в том числе две мессы, 35 мотетов и 31 шансон. Список работ за последние десятилетия увеличился: три мотета и два шансона - недавние открытия. Все его произведения от трех до шести голосов. Две мессы, Missa Pastores loquebantur и Missa super Salve celeberrima, рассчитаны на шесть голосов, в то время как мотеты и шансоны варьируются от трех до шести.

Мотеты Каниса написаны в стиле пост- Josquin поколения франко-фламандских композиторов с использованием разнообразных контрапунктических процедур, выполняемых с большим мастерством. Подражание часто широко распространено и может быть строгим или свободным; временной интервал, разделяющий последовательные голоса в имитации, может быть очень коротким или длинным. Канис также стремился к контрасту, изменяя свои методы контрапункта в последовательных частях одной и той же композиции и создавая мелодические строки, которые варьировались от коротких до широких.

В отличие от сложных полифонических процедур, которые он использовал в своей духовной музыке, шансоны Каниса демонстрируют смесь как нидерландской полифонии, так и французской, особенно парижской, простоты. В течение 1540-х и 1550-х годов было создано два основных типа шансонов: парижский такими композиторами, как Клеман Жанекен и Клоден де Сермизи, которые, как правило, были гомофоническими и написаны короткими фразами, только с короткими периодами имитации; и франко-фламандский, который был более полифоническим и подражательным: франко-фламандские шансоны были сродни духовной музыке тех же композиторов. Канис использовал некоторые черты парижского шансона, в том числе омофонию, короткие ритмические единицы и каденциальные формулы, перенеся их на полифоническую ткань.

Некоторые из шансонов Каниса используют технику cantus-firmus, в которой Канис берет одну или две строки музыки из уже существующего шансона, включая примеры Жанекена, Клодена де Сермиси и Гомбертом, и переделывает его в контрапунктной текстуре, сильно отличающейся от оригинала, но используя те же слова.

Canis and musica reservata

Точное значение фразы musica reservata обсуждалось музыковедами на протяжении десятилетий, поскольку современные упоминания этого термина неоднозначны и противоречивы. Сегодняшний консенсус среди ученых-музыковедов состоит в том, что этот термин относится к новаторской практике, начавшейся примерно в середине XVI века, как в композиции, так и в исполнении, включая «аффект» в настройке текста и, возможно, хроматизм ; что это не было широкое движение; и что это была музыка, в основном предназначенная для ценителей. Корнелиус Канис - один из упомянутых композиторов, писавших не в стиле musica reservata. Незадолго до отъезда Каниса из императорской часовни посол Баварии Карлу V написал письмо своему работодателю, герцогу Альбрехту V, в котором он, кажется, использует этот термин в широком смысле, что означает примерно «мюзикл. новый стиль ":" musica reservata станет еще более модной, чем раньше, [после того, как Николас Пайен сменил Корнелиуса Каниса на этом посту], поскольку Канис не смог с этим смириться ". Поэтому он считал Каниса композитором консервативного стиля. Дата этого письма - 28 апреля 1555 года - незадолго до того, как Орланд де Лассус присоединился к музыкальному истеблишменту Альбрехта V в Мюнхене; Лассус был тогда и остается самым известным практиком musica reservata.

Произведения, издания и записи
Заметки
Ссылки
  • Бернштейн, Лоуренс Ф.Л. Мэйси (ред.). Корнелиус Канис. Grove Music Интернет. Проверено 28 октября 2010 г. (требуется подписка)
  • Альберт Даннинг, "Musica reservata", Grove Music Online, ed. Л. Мэйси (доступ 12 августа 2007 г.), (доступ по подписке)
  • Аллан В. Атлас, Музыка эпохи Возрождения: Музыка в Западной Европе, 1400–1600. Нью-Йорк, W.W. Norton Co., 1998. ISBN 0-393-97169-4
  • Риз, Густав (1954). Музыка эпохи Возрождения. В. W. Norton Co. ISBN 978-0-393-09530-2. На сайте указан пустой неизвестный параметр: | coauthors =()
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-15 12:40:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте