Commodore 128

редактировать

Commodore 128
Commodore-128.jpg
ПроизводительCommodore Business Machines (CBM)
ТипДомашний компьютер
Дата выпуска1985 г.; 35 лет назад (1985)
Снято с производства1989; 31 год назад (1989)
Продано единиц5,7 миллиона по всему миру
Операционная система Commodore BASIC 7.0. Digital Research CP / M 3.0. GEOS
CPU MOS 8502 @ 1–2 МГц. Zilog Z80 A или Zilog Z80 B @ 4 МГц
Память128 КБ (стандарт), 640 КБ (с 512 КБ ОЗУ расширения REU)
ГрафикаVIC-II E (320 × 200, 16 цветов, спрайтов, растровое прерывание ), MOS 8563 (RGBI 640 × 200 16 цветов, блиттер )
ЗвукSID 6581/8580 (3 × Osc, 4 × Wave, Фильтр, ADSR, Ring )
PredecessorCommodore 64

The Commodore 128, также известный как C128, C-128, C = 128, последний 8 -битный домашний компьютер, который был коммерчески выпущен Commodore Business Machines (CBM). 1985 на CES в Лас-Вегасе, он появился на три года позже своего предшественника, самый продаваемый Commodore 64.

C128 - это значительно расширенный преемник C64 с почти полной совместимостью. Более новая машина имеет 128 КБ из ОЗУ в двух банках по 64 КБ и цветной видеовыход с 80 столбцами. У него переработанный корпус и клавиатура. Также в комплект входит ЦП Zilog Z80, который позволяет C128 запускать CP / M в качестве альтернативы обычной среде Commodore BASIC. Наличие Z80 и огромной библиотеки программного обеспечения CP / M, которое он предоставляет в сочетании с библиотекой программного обеспечения C64, дает C128 один из самых широких диапазонов доступного программного обеспечения среди его конкурентов.

Основной разработчик аппаратного обеспечения для этой модели. C128 был Бил Херд, который работал над Plus / 4. Другими инженерами по аппаратному обеспечению были Дэйв Хейни и Фрэнк Палайа, а работу по проектированию ИС выполнял Дэйв ДиОрио. Основное программное обеспечение системы Commodore было разработано Фредом Боуэном и Терри Райя, а подсистема CP / M была предоставлена ​​Фон Эртвином.

Содержание
  • 1 Технический обзор
    • 1.1 Режим C128
    • 1.2 Режим CP / M
    • 1.3 Режим C64
    • 1.4 Настройка ОЗУ
  • 2 Commodore 128D
  • 3 Производительность на рынке
  • 4 Технические характеристики
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Технический обзор
Приглашение BASIC для Commodore 128 в режиме с 40 столбцами, при запуске Commodore BASIC V7.0

Клавиатура C128 включает четыре клавишами курсора, пользоваться Alt,, клавиша Esc, Клавиша Tab и цифровая клавиатура. Ничего из этого не было на C64, которое имеет только две клавиши управления курсором, требуя использования клавиш Shift для перемещения курсора вверх или влево. Это альтернативное расположение было сохранено на 128 для использования в режиме C64. Отсутствие цифровой клавиатуры, клавиши Alt и клавиши Esc на C64 было проблемой с некоторыми программными инструментами для повышения производительности CP / M при использовании с Z80 C64. картридж. Клавиатуру запрашивали многие владельцы C64, которые тратили много времени на ввод машинного языка программ ввода. Многие из добавленных клавиш соответствовали аналогам на клавиатуре IBM PC и сделали новый компьютер более привлекательным для разработчиков программного обеспечения для бизнеса. В то время как режим с 40 столбцами 128 полностью дублирует режим C64, программисту предоставляется дополнительная цветная RAM размером 1 КБ, поскольку она мультиплексируется через адресную память 1. Блок питания C128, улучшенный по сравнению с отверстиями ненадежной конструкцией C64, значительно большего размера, с вентиляционными отверстиями и сменным предохранителем. C128 не работает тест ОЗУ системы при включении питания, как предыдущие машины Commodore. Вместо одного микропроцессора 6510 C64, C128 имеет двухпроцессорную конструкцию. Основной ЦП, 8502, представляет собой слегка улучшенную версию 6510, способную работать на частоте 2 МГц. Второй ЦП - это Zilog Z80, который используется для запуска программного обеспечения CP / M, а также для запуска выбора рабочего режима во время загрузки. Два процессора не могут работать одновременно, поэтому C128 не является многопроцессорной системой.

Сложная архитектура C128 включает в себя четыре вида ОЗУ с доступом различным (128 КБ основного ОЗУ, 16–64 КБ видеопамяти VDC, 2 кБайт ОЗУ VIC-II Color, 2-килобайтная ОЗУ для гибких дисков на C128D, 0, 128 или 512 КБ REU RAM), два или три процессора (основной: 8502, Z80 для CP / M; 128D также включает различные 6502 в дисководе) и два разных видеочипа (VIC-IIe и VDC) для режимов работы.

Ранние версии C128 иногда испытывают проблемы с надежностью, связанные с температурой, из-за использования электромагнитного экрана над основной платой. Экран был снабжен пальцами, которые контактировали с верхними частями основных микросхем, заставляя экран действовать как большой радиатор. Сочетание плохого контакта между клеммами и микросхемой, ограниченным теплопроводностью пластиковых корпусов микросхем, а также относительно плохой теплопроводности самого экрана в некоторых случаях приводит к перегреву и выходу из строя. Звуковой чип SID особенно уязвим в этом отношении. Наиболее распространенное средство - удалить экран, который Commodore добавила в конце разработки, чтобы соответствовать правилам FCC в радиочастотном.

C128 имеет три рабочих режима. Режим C128 (основной режим ) работает на частотах 1 или 2 МГц с ЦП 8502 и имеет доступные текстовые режимы с 40 и 80 столбцами. В режиме CP / M используются как Z80, так и 8502, и он может работать в текстовом режиме с 40 или 80 столбцами. Режим C64 почти на 100 процентов с предыдущим компьютером. Выбор этих режимов осуществляется через микросхему Z80. Z80 управляет шиной при начальной загрузке и проверяет, есть ли в приводе диск CP / M, присутствуют какие-либо картриджи C64 / C128 или клавиша Commodore (который служит переключателем режима C64) при загрузке нажимается. Исходя из этих условий, он переключится в соответствующий режим работы.

Режим C128

Основная плата C128

В 1984 году, за год до выпуска Commodore 128, Commodore выпустила Plus / 4. Несмотря на то, что он был ориентирован на рынок предприятий с низким уровнем цен, он был ориентирован на образование ранних IBM PC-совместимых, он был воспринят прессой Commodore как продолжение 64-й версия и будет ожидается улучшение возможностей этой модели. В то время как графические и звуковые возможности C64 в целом считались превосходными, реакция на Plus / 4 была разочаровывающей. После появления Plus / 4 в прессе Commodore неоднократно встречались рекомендации относительно нового компьютера под названием «C-128» с увеличенным объемом ОЗУ, дисплеем на 80 столбцов, стандартным для бизнес-компьютеров, новым языком программирования BASIC, который программистам легко использовать графику и звук компьютера, не прибегая к PEEK и POKE, новому диску, который улучшил бы ужасающую скорость передачи 1541, а также общую совместимость C64.

Разработчикам C128 удалось решить большинство из этих проблем. Новый чип, VDC, обеспечивает C128 цветным CGA -совместимым дисплеем с 80 столбцами (также называемым RGBI для красного-зеленого-синего плюс интенсивность). Новый на тот момент микропроцессор 8502 полностью обратно совместим с 6510 C64, но при желании может работать с удвоенной скоростью. BASIC 2.0 C64 заменен на BASIC 7.0, включает команды который структурированного программирования из BASIC 3.5 Plus / 4, а также ключевые слова, разработанные специально для использования возможностей. Были добавлены редактор спрайтов и монитор машинного языка. Часть экрананого редактора Ядро дополнительно улучшена для поддержки режима вставки и других функций, доступных с помощью комбинаций ESC, а также клавишных функций управления окнами, и была перемещена в отдельный ПЗУ. Микросхема VIC-II, управляющая дисплеем с 40 столбцами, может работать только на частоте 1 МГц, поэтому в режиме FASTдисплей с 40 столбцами выглядит беспорядочно. В режиме с 80 столбцами редактор использует преимущества функции VDC для отображения отображаемого и подчеркнутого текста, активируемого с помощью escape-кодов, в дополнение к стандартному обратному тексту Commodore. 80-столбцовый режим C128 может отображать строчные буквы вместе с графическими символами PETSCII ; Режим с 40 столбцами подчиняется тем же ограничениям "верхний и нижний регистр" или "верхний регистр плюс графика", что и предыдущие коммодоры. Режимы с 40 и 80 столбцами независимы, и оба могут быть активными одновременно. Программист с комбинированным и RGB-дисплеем может использовать один из экранов как «блокнот» или для элемента поддержки нескольких буферов. Активный дисплей можно переключить с помощью ESC-X. В систему добавлена ​​кнопка аппаратного сброса. Клавиатура, однако, не была переключена на раскладку Selectric, которая стала стандартной, вместо этой сохранилась та же конструкция, унаследованная от ADM-3A, что и на предыдущих моделях Commodore.

Задняя сторона Commodore 128

Микросхема VDC практически бесполезна для игр, поскольку не имеет спрайтов или растровых прерываний. NTSC C128s будет работать с любым монитором типа CGA (TTL RGB @ 15 кГц / 60 Гц), таким как IBM 5153. Однако модели PAL C128 работают с частотой 50 Гц и несовместимы с большинством мониторов CGA, которые ожидают обновления 60 Гц. Контакт 7 выхода VDC (обычно не используется на мониторах CGA) выдает монохромный сигнал NTSC / PAL, но для него не был предусмотрен кабель, и заинтересованным пользователям пришлось изготовить его самостоятельно или приобрести его на вторичном рынке.

Вместе с C128 были представлены два новых дисковых накопителя: недолговечный односторонний 1570 и двусторонний 1571. Модель с двумя дисками 1572 была объявлена, но так и не выпущена. Позже был представлен 3,5-дюймовый 1581. Все эти диски более надежны, чем 1541, и обещают более лучшую производительность новой функции «пакетного режима». Накопитель 1581 также имеет больше встроенной оперативной памяти, чем его предшественники, что позволяет одновременно открывать большее количество файлов. BASIC 7.0 включает команды DLOADи DSAVEдля поддержки использования и сохранения диск без использования , 8или другие номера устройств, а также DIRECTORYкоманда, которая считывает информацию каталога диска непосредственно в экранную память без перезаписи памяти BASIC, как в BASIC 2.0. Вдок в C128 реализована автоматическая загрузка дискового программного обеспечения, стандартная функция для добавления этого компьютера, но отсутствующая на компьютерах Commodore до момента. Пользователям больше не нужно вводить ЗАГРУЗИТЬ «*», 8,1. BASIC также добавил команду COLLECT для удаления файлов "splat" (файлы, которые не были закрыты должным и были обрезаны до нулевой длины).

Все диски 1571 обычно запускаются в основном режиме на C128. Если пользователь переключается в режим C64, набрав «GO 64», накопитель остается в основном режиме. Но если режим C64 активируется удерживанием питания кнопки Commodore при включении, 1571 затем в режим 1541. Эта процедура необходима для программного обеспечения, которое действует низкоуровневый доступ к диску.

C128 имеет вдвое больше RAM, чем C64, большая часть которого доступна для программирования BASIC, благодаря новой микросхеме переключения банков MMU. Это позволяет хранить программный код BASIC отдельно от числа, значительно расширяя возможности машины по обработке сложных программ, ускоряя сборку мусора и упрощая отладку для программиста. Выполняемая программа может быть STOPped, ее код отредактирован, значения числа проверены или используя в прямом режиме, выполнение программы возобновлено с использованием постоянной таблицыей числа с BASIC GOTOкоманда. Хотя для перезапуска любого выполнения без очистки числа, редактирование других кодов BASIC предлагает CONTприводит к их очистке. Различные конфигурации памяти могут быть загружены с помощью команды BASIC BANK.

BASIC 7.0 имеет полный набор команд обработки графики и звука, а также дисковые команды BASIC 4.0 и улучшенную очистку мусора, а также поддержку структурированного программирования через IF... THEN... ELSE, ДЕЛАЙТЕ... ПОКА, И ПОКА... ОТХОДИТЕ петли. Однако программируемые символы по-прежнему не поддерживаются, поэтому можно манипулировать ими с помощью PEEK и POKE, как на VIC-20 и C64.

С другой стороны, BASIC 7.0 работал значительно медленнее, чем BASIC 2.0, если не использовался режим 2 МГц из-за его размера 28 КБ (увеличение на 250% по сравнению с BASIC 2.0) и необходимость переключения банка для доступа к программным переменным и ОСНОВНОЙ текст программы (если его длина превышает 16 КБ).

ПЗУ 128 содержит пасхальное яйцо : при вводе команды SYS 32800,123,45,6в основном режиме открывается экран со списком основных разработчиков, за которым следует сообщение Соединяйте руки, не создавайте их. "Кроме того, ввод ключевых слов QUITили OFFприведет к ? НЕРАБОТАЮЩАЯ КОМАНДА ОШИБКА. Это пережитком интерпретатора BASIC, предназначенного для запланированного, но Не выпускавшийся портативный компьютер с ЖК-дисплеем , были предназначены для выхода из интерпретатора ОСНОВНЫЕ и игнорирования ввода с клавиатуры во время чувствительного выполнения программы.

Расширенные аппаратные возможности C128, особенно увеличенное ОЗУ, Разрешение экрана и скорость последовательной шины, сделали его более функциональной платформой, чем C64, для работы с графической операционной системой GEOS..

Режим CP / M

Использование режима CP / M требует Дискета прилагалась к компьютеру и не включала диск.

Второй из двух ЦП C128 - это Zilog Z80, который позволяет C128 запускать CP / M. C128 поставлялся с CP / M 3.0 (он же CP / M Plus, который обра тно соответствие с CP / M 2.2) и эмуляцией терминала ADM31 / 3A . Картридж CP / M был доступен для C64, но он был дорогим и имел ограниченное использование, поскольку привод 1541 не мог читать диски в формате MFM, на которое распространялось программное обеспечение CP / M. Программное обеспечение было доступно на специальных дисках Commodore, отформатированных с использованием схемы кодирования GCR. Commodore сделал версию PerfectCalc и PerfectWriter, производные от EMACS, и группы пользователей Commodore иногда имели набор дискет CP / M, но ограниченная доступность программного обеспечения сводила на один из CP / M главная достопримечательность - огромная библиотека программного обеспечения. Кроме того, картриджи работают только с ранними моделями C64 1982 года выпуска и несовместимы с более поздними моделями. Они также были несовместимы с C128, команда разработчиков решила поддержать CP / M, разместив Z80 на основной системной плате.

C128 работает с CP / M заметно медленнее, чем большинство существующих систем CP / M, поскольку процессор Z80 работает с эффективной скоростью всего 2 МГц. Это произошло потому, что системная шина C128 была заложена для процессоров 65xx. Эти процессоры обрабатывают данные и память совсем иначе, чем Z80. CP / M также работал медленнее по причинам, указанным ниже, например, из-за необходимости передать управление 8502 для любых операций ввода-вывода или обработки прерываний. По этим причинам немногие пользователи фактически запускали программное обеспечение CP / M на C128.

Когда C128 включен, Z80 активируется и активируется небольшой загрузчик ROM по адресу $ 0- $ FFF, чтобы проверить наличие диска CP / M. Если он не обнаружен, управление передается на 8502, и запускается C128.

Режим CP / M на практике использования диска 1571 или 1581, поскольку 1541 не может читать диски MFM и будет намного медленнее из-за пакетного режима C128. Тем не менее загрузочные диски CP / M должны быть в собственном формате GCR; MFM-диски не могут быть загружены, только для чтения, когда пользователь уже находится в CP / M. Это связано с тем, что код, необходимый для работы диска в режиме MFM, загружается как часть процесса загрузки. Кроме того, обычно требуется программное обеспечение с 80 столбцами, как большинство из них, как ожидает экрана с 80 столбцами. C128 эмулирует терминал ADM-3A в режиме CP / M, поэтому для этого необходимо настроить программное обеспечение. Помимо стандартных командла ADM-3A, можно использовать ряд дополнительных функций VIC-II и VDC, включая установку цвета текста и фона. Интерпретатор команд CP / M (хотя и не прикладное программное обеспечение) включает в себя средство защиты, предотвращающее программное обеспечение задачу управляющего кода, чтобы сделать текст и фон одного цвета, что сделало бы текст невидимым и заставило бы пользователя перезагрузить компьютер. Если это произойдет, по умолчанию будет серый фон с коричневым текстом.

В режиме CP / M можно запускать MBASIC, выпуск Microsoft BASIC-80 для CP / M. По сравнению с собственным режимом BASIC 7.0, MBASIC является кратким и ограниченным в своих возможностях, требуя использования комбинаций клавиш в стиле терминала для редактирования строк программы или перемещения текстового курсора и не имеет каких-либо звуковых или графических функций. Хотя MBASIC имеет математические и вычислительные функции, которых нет в BASIC 7.0, такие как поддержка целочисленных переменных и переменных с двойной точностью, любое преимущество в скорости, полученное за счет использования целочисленных переменных, становится спорным из-за чрезвычайно низкой производительности компьютера в режиме CP / M. Более того, Commodore BASIC имеет 40-битную плавающую точку, которая служит промежуточным звеном между 32-битными переменными с плавающей запятой MBASIC и 64-битными переменными двойной точности. MBASIC также предлагает только 34 КБ свободного места для программ против примерно 90 КБ в BASIC 7.0.

Другое программное обеспечение CP / M, такое как Wordstar и Supercalc, также будет значительно уступать аналогам C128 в собственном режиме, таким как PaperClip, которые также имеют более простой в использовании интерфейс.

CP / M CBIOS (часть CP / M, которая взаимодействует с оборудованием) не взаимодействует напрямую с оборудованием, как в большинстве реализаций CP / M, а скорее вызывает процедуры ядра для обработки прерываний, и я / O - когда необходимо использовать ядро, Z80 использует подпрограммы в $ FFD0- $ FFEF для передачи данных параметров в 8502, который затем активируется, а Z80 деактивируется. После завершения выполнения процедуры ядра управление передается обратно Z80. Сообщалось, что программист, отвечающий за перенос CP / M на C128, намеревался иметь интерфейс CBIOS с оборудованием непосредственно на машинном языке Z80, но столкнулся с большими трудностями с чипами VDU, поскольку они были склонны к перегреву и самоуничтожению.. В то время как C128 находился в разработке, VDU также подвергся многочисленным аппаратным изменениям, и программист CP / M не смог заставить свой код работать должным образом, поэтому команда инженеров C128 попросила вместо этого просто переписать CBIOS, чтобы передавать вызовы функций на 8502.

Режим CP / M сильно отличается от операционной среды, знакомой пользователям Commodore. В то время как Commodore DOS встроен в ПЗУ дисковых накопителей Commodore и обычно доступен через BASIC, CP / M требует использования загрузочной дискеты и требует ввода кратких команд, унаследованных от миникомпьютера платформы. Программам CP / M, как правило, не хватает удобного для пользователя характера большинства приложений Commodore. Предназначенный для того, чтобы дать новому компьютеру большую библиотеку профессионального программного обеспечения для бизнеса, которого не хватало Commodore, CP / M давно миновал свой расцвет к середине 1980-х, и поэтому он редко использовался на C128.

Режим C64

Фотография 80-х годов, на которой показана установка C128 с двумя дисковыми накопителями и двумя мониторами, отображающими независимые экраны с 40 и 80 столбцами. Многие пользователи продолжали использовать 1541, унаследованный от их системы C64, в качестве второго накопителя.

За счет включения исходных ПЗУ C64 BASIC и Kernal полностью (всего 16 КБ), C128 достигает почти 100-процентной совместимости с Commodore 64. Доступ к режиму C64 можно получить одним из трех способов:

  • удерживая клавишу Commodore-logo при загрузке системы
  • вводя команду GO 64, затем отвечая Yна запрос ARE YOU SURE?, в BASIC 7.0
  • загрузка с подключенным картриджем C64

Заземление линий / EXROM и / или / GAME порта картриджа приведет к компьютер автоматически запустится в режиме C64. Эта функция точно дублирует поведение C64, когда картридж (такой как Simons 'BASIC ) вставлен в порт и утверждает любую из этих строк, но, в отличие от реального C64, где действие изменения карты памяти эти строки реализованы непосредственно в оборудовании, код запуска микропрограммы Z80 C128 опрашивает эти строки при включении питания, а затем переключает режимы по мере необходимости. Картриджи C128 в собственном режиме распознаются и запускаются путем опроса ядра в определенных местах на карте памяти.

Режим C64 почти полностью дублирует функции аппаратного C64. Пакетный режим MMU, Z80 и IEC отключен в режиме C64, однако все другие аппаратные функции C128, включая VDU и режим 2 МГц, по-прежнему доступны. Расширенные клавиши клавиатуры C128 могут быть прочитаны с машинного языка, хотя ядерные подпрограммы распознают только клавиши, существующие на C64. Некоторые игры способны определять, работает ли C128, и переключаться в режим 2 МГц во время вертикального отката для повышения производительности.

На C128 для Северной Америки в режиме C64 даже символ (шрифт) ROM изменяется по сравнению с режимом C128. Ранние прототипы C128 имели одно ПЗУ с немного улучшенным набором символов по сравнению с C64. Но некоторые программы C64 читают символьное ПЗУ как данные и на C128 по-разному не работают. Таким образом, C128 получил ПЗУ символов двойного размера, которое обеспечивает шрифт C128 в режиме C128 и шрифт C64 в режиме C64. Международные модели C128 используют немодифицированный шрифт C64 в обоих режимах, так как вторая половина символьного ROM вместо этого предназначена для международного шрифта (содержащего такие вещи, как символы с диакритическими знаками или немецкие умляуты ).

Некоторые из немногих программ C64, которые не работают на C128, будут работать правильно при нажатии клавиши caps lock (или клавиши ASCII / National на международном C128 модели). Это связано с большим встроенным портом ввода-вывода процессора C128. В то время как клавиша SHIFT LOCK, найденная как на C64, так и на C128, представляет собой просто механическую защелку для левой клавиши SHIFT, клавиша CAPS LOCKна C128 может быть прочитана через встроенный порт ввода-вывода 8502. Некоторые программы на C64 сбиты с толку этим дополнительным битом ввода-вывода; удерживание клавиши CAPS LOCKв нижнем положении приведет к понижению уровня линии ввода / вывода, что соответствует конфигурации C64 и устраняет проблему.

Несколько программ C64 записывают в $ D030 (53296), часто как часть цикла, инициализирующего регистры микросхемы VIC-II. Этот отображенный в память регистр, не используемый в C64, определяет тактовую частоту системы. Поскольку этот регистр полностью функционирует в режиме C64, непреднамеренная запись может зашифровать 40-столбцовый дисплей, переключив ЦП на 2 МГц, при которой тактовая частота видеопроцессора VIC-II не может обеспечить когерентное отображение. К счастью, немногие программы страдают этим недостатком. В июле 1986 года бюллетень COMPUTE! опубликовал программу ввода, которая использовала это различие, используя растровое прерывание для включения быстрого режима, когда нижняя часть был достигнут видимый экран, а затем отключите его, когда отображение экрана снова началось вверху. Используя более высокую тактовую частоту в течение периода вертикального пустого экрана, стандартное отображение видео сохраняется при увеличении общей скорости выполнения примерно на 20 процентов.

Простой способ различить аппаратный C64 и C128, работающий в режиме C64, обычно используемый в запущенной программе, должен записать значение, отличное от $ FF (255)до адреса памяти $ D02F (53295), регистр, который используется для декодирования дополнительных клавиш C128 (цифровой клавиатуры и некоторых других клавиш). На C64 эта ячейка памяти всегда будет содержать значение $ FFнезависимо от того, что в нее записано, но на C128 в режиме C64 значение местоположения - отображаемый в память регистр - можно изменить. Таким образом, проверка значения местоположения после записи в него покажет реальную аппаратную платформу.

Настройка RAM

Для обработки относительно больших объемов ROM и RAM (в десять раз больше адресного пространства 8502 64 КБ), C128 использует микросхема 8722 MMU для создания различных карт памяти, в которых различные комбинации RAM и ROM будут появляться в соответствии с битовыми комбинациями, записанными в регистр конфигурации MMU по адресу памяти $ FF00. Другой особенностью блока управления памятью является возможность перемещения нулевой страницы и стека .

Хотя C128 теоретически может поддерживать 256 КБ ОЗУ в четырех блоках, на печатной плате нет средств для добавления этого дополнительной оперативной памяти, и MMU не может получить доступ к более чем 128 КБ. Следовательно, если MMU запрограммирован для доступа к блокам 2 или 3, все, что в результате, является зеркалом RAM в блоках 0 и 1.

Поскольку регистры ввода / вывода и системные ПЗУ могут быть отключены или включены свободно., а также возможность размещения в любом банке ОЗУ и VIC-II, настроенном на использование любого банка для своего пространства памяти, возможно до 256 конфигураций памяти, хотя подавляющее большинство из них бесполезны (например, неработающие комбинации, такие как ядро Возможны ПЗУ в банке 0 и регистры ввода / вывода в банке 1). По этой причине оператор BASIC BANK позволяет пользователю выбрать 15 из наиболее полезных механизмов, при этом по умолчанию при включении питания используется банк 15. По умолчанию системные ПЗУ, регистры ввода-вывода и текст программы BASIC помещаются в блок 0 с блок 1 используется программными переменными BASIC. Текст и переменные программы BASIC могут быть расширены до $ FFEF. Но поскольку блок 0 содержит ПЗУ и регистры ввода-вывода начиная с $ 4000, BASIC использует внутреннюю процедуру переключения для чтения текста программы выше $ 3FFF.

Верхняя и нижняя 1k RAM ($ 0– $ 3FF и $ FF00- $ FFFF) являются «общей» RAM, видимой из обоих блоков. MMU позволяет расширять любой из них с шагом до 16k. Диапазон $ 0– $ 3FF содержит нулевую страницу и стек, а $ FF00- $ FFFF содержит регистры MMU и векторы сброса. Эти области всегда являются общими и не могут быть переключены на ОЗУ без совместного использования. Разделяемое ОЗУ всегда является банком, противоположным банку, который в настоящее время используется ЦП, поэтому, если выбран банк 0, любое чтение или запись в совместно используемое ОЗУ будет относиться к соответствующим ячейкам в банке 1 и наоборот. VIC-II может быть настроен на использование любого банка RAM и оттуда его обычного окна 16k. В то время как на C64 VIC-II может видеть символьное ПЗУ только в банках 2 и 4 своего пространства памяти, C128, с другой стороны, позволяет включать или отключать символьное ПЗУ для любого банка VIC-II через регистр на 1 доллар. Кроме того, есть два набора цветного ОЗУ - один видимый для ЦП, другой для VIC-II, и пользователь может выбрать, какой чип что видит.

В режиме CP / M префикс сегмента программы и переходная программная область находятся в банке 1, а регистры ввода / вывода и системный код CP / M в банке 0.

ОЗУ C128 является с возможностью расширения со стандартных 128 Кбайт до 256, 512 или даже 1024 Кбайт, либо за счет использования коммерческих модулей расширения памяти, либо путем размещения одного из модулей на основе схем, доступных в Интернете.

Commodore Модули расширения RAM используйте внешний контроллер 8726 DMA для передачи данных между RAM C128 и RAM в модуле расширения.

Commodore 128D
Commodore 128D на дисплее в Musée Bolo, EPFL, Лозанна Commodore 128DCR импульсный источник питания, оснащенный 40-миллиметровым охлаждающим вентилятором

В конце 1985 года Commodore выпустила на европейский рынок новую версию C128 с переработанным корпусом, напоминающим Amiga 1000. Эта новая европейская модель, получившая название Commodore 128D, отличалась пластиковым корпусом с ручкой для переноски сбоку, включала дисковод 1571 в основное шасси, заменяла встроенную клавиатуру съемной и добавляла дополнительные элементы. a охлаждающий вентилятор. Клавиатура также оснащена двумя складными ножками для изменения угла набора текста.

По словам Билла Херда, главы отдела оборудования (также известного как «C128 Animals»), C128D был готов к производству одновременно с обычной версией. Работа над выпуском двух моделей одновременно увеличивала риск своевременной поставки и проявлялась в том, что основная печатная плата имеет большие отверстия в критических секциях для одновременной поддержки корпуса C128D и обычного корпуса.

Во второй половине 1986 года Commodore выпустила версию C128D в Северной Америке и некоторых частях Европы, получившую название C128DCR, что означает «сокращенная стоимость». Модель DCR имеет шасси из штампованной стали вместо пластиковой версии C128D (без ручки для переноски), модульный импульсный источник питания, аналогичный C128D, с сохранением съемной клавиатуры этой модели. и внутренний флоппи-дисковод 1571. Ряд компонентов на материнской плате был объединен для снижения производственных затрат, и в качестве дополнительной меры снижения затрат был установлен 40-миллиметровый охлаждающий вентилятор, который устанавливался на блоке питания модели D. удалено. Тем не менее, монтажные положения на подшасси блока питания были сохранены, а также две точки подключения 12 В постоянного тока на печатной плате блока питания для питания вентилятора. Монтажное положение C128DCR предназначено для 60-мм вентилятора.

Существенным улучшением, внесенным в модель DCR, была замена контроллера видеодисплея 8563 (VDC) на более технически продвинутый 8568 VDC и оснащение его 64 килобайтами видеопамяти - максимальная сумма, адресуемая устройством. Четырехкратное увеличение видеопамяти по сравнению с установленной в «плоском» C128 позволило, среди прочего, поддерживать несколько текстовых экранов для поддержки настоящей оконной системы или генерировать графику с более высоким разрешением и более гибкой цветовой палитрой.. Небольшое коммерческое программное обеспечение использовало эти возможности.

C128DCR оснащен новыми ПЗУ, получившими название «ПЗУ 1986», названные так с даты создания авторских прав, отображаемой на экране с заголовком при включении. Новые ПЗУ устраняют ряд ошибок, которые присутствуют в исходных ПЗУ, в том числе печально известную однозначную ошибку в таблице декодирования клавиатуры, в которой используется символ Q будет оставаться в нижнем регистре, когда активна CAPS LOCK. Some software will only run on the DCR, due to dependencies on the computer's enhanced hardware features and revised ROMs.

Despite the DCR's improved RGB video capabilities, Commodore did not enhance BASIC 7.0 with the ability to manipulate RGB graphics. Driving the VDC in graphics mode continues to require the use of calls to screen-editor ROM primitives or their assembly language equivalents, or by using third-party BASIC language extensions, such as Free Spirit Software's "BASIC 8 ", which adds high-resolution VDC graphics commands to BASIC 7.0.

Market performance

By January 1987 Info reported that "All of those rumors about the imminent death of the C128 may have some basis in fact." Stating that Commodore wanted to divert resources to increasing 64C production and its PC clones, the magazine stated that, "The latest word online is that the last C128 will roll off the lines in December of 1987." Вычислить! stated in 1989, "If you bought your 128 under the impression that 128-specific software would be plentiful and quick to arrive, you've probably been quite disappointed. One of the 128's major selling points is its total compatibility with the 64, a point that's worked more against the 128 than for it." Because the 128 would run virtually all 64 software, and because the next-generation 32 /16-bit home computers—primarily the Commodore Amiga and Atari ST —represented the latest technology, relatively little software for the C128's native mode appeared (probably on the order of 100–200 commercial titles, plus the usual share of public domain and magazine type-in programs ), leading some users to regret their purchase. While the C128 sold a total количество выпущенных в период с 1985 по 1989 год 4 миллионов единиц, его популярность меркла по сравнению с его предшественником. Одно из объяснений этих более низких показателей продаж может заключаться в том, что C64 был продан людям, в первую очередь интересующимся видеоиграми, а более дорогой C128 не добавил особой ценности для улучшения.

Некоторое программное обеспечение C64, такое как Bard's Tale III и Kid Niki, работало в режиме 128 без указания этого в документации, используя автоматическую загрузку и более быстрый доступ к диску 1571. В некоторых текстовых приключениях Infocom использовались преимущества экрана из 80 столбцов и увеличенного объема памяти. Некоторые игры для C64 были перенесены в собственный режим, например Kikstart 2 и The Last V8 из Mastertronic, у которых были отдельные версии C128, и Ultima V: Warriors. of Destiny от Origin Systems, которые использовали дополнительную оперативную память для музыки при работе на C128. Star Fleet I: The War Begins от Interstel имел отдельные версии и использовал 80-колоночный дисплей на C128. Подавляющее большинство игр просто запускалось в режиме C64.

Напротив, многие программы для продуктивной работы C64 были перенесены на C128, включая популярные серии PaperClip и Paperback Writer. Это программное обеспечение использовало дополнительную память, экран с 80 столбцами, улучшенную клавиатуру и жесткие диски большой емкости, чтобы обеспечить функции, которые считались необходимыми для использования в бизнесе. Благодаря продвинутому языку программирования BASIC, совместимости с CP / M и «дружественному пользователю » программным пакетам, таким как Jane, Commodore попытался создать недорогой бизнес-рынок для C128 аналогичен своей стратегии с Plus / 4, даже дистанцируясь от ярлыка домашнего компьютера, обозначив C128 как «Персональный компьютер» на корпусе. Примечательно, что C128 был первым компьютером Commodore, который рекламировал использование Microsoft BASIC, где имя Microsoft было бы конкурентным активом.

C128 определенно был лучшим бизнес-компьютером, чем C64, но не лучшим игровым автоматом. Люди, которые хотели бизнес-машины, купили клоны IBM PC почти исключительно к тому времени, когда был выпущен C128. Доступность недорогих совместимых устройств IBM, таких как Leading Edge Model D и Tandy 1000, которые в некоторых случаях продавались дешевле, чем полная система C128, подорвала малый бизнес Commodore . компьютерная стратегия. Существовала профессиональная программа САПР, Home Designer от BRiWALL, но, опять же, большая часть этой работы была сделана на ПК эпохи C128. Основная причина того, что C128 по-прежнему продавался довольно хорошо, заключалась, вероятно, в том, что это была лучшая машина для программирования для любителей, чем C64, а также естественная модель для владельцев, вложенных крупных средств в периферийные устройства C64.

В итоге C128 не смог конкурировать с новыми 16/32-битными системами, которые превосходили его и остальные 8-битные поколения почти во всех аспектах. Когда в 1989 году производство C128 (D / DCR) было прекращено, сообщалось, что его производство стоило почти столько же, сколько и Amiga 500, хотя C128D пришлось продавать на несколько сотен долларов меньше, чтобы сохранить Amiga. высококачественный маркетинговый имидж без изменений.

Бил Херд заявлено, что проектные цели C128 изначально не включаются 100% совместимость с C64. Некоторая форма совместимости всегда предназначалась после того, как к Херду во время презентации Plus / 4 обратилась женщина, разочарованная тем, образовательный пакет программного обеспечения, который она написала для C64, не будет работать на новом компьютере Commodore, но когда отдел маркетинга Commodore узнал об этого, они независимо заявили о полной совместимости. Хранилище назвал причину включения в 128 процессоров Z80 гарантией этого заявления о «100% совместимости», поскольку поддержка картриджа Z80 C64 означала бы, что C128 будет подавать дополнительное питание на порт картриджа. Он также заявил, что видеочип VDC и Z80 были источником проблем при проектировании машины. Херд добавил, что «я ожидал, что C128 будет продаваться около года, мы подумали, что пара миллионов будет неплохо, и, конечно, это не подорвет Amiga или даже C64». После того, как Commodore впервые поднял цену на 64-разрядный процессор, представив в 1986 году обновленный 64C, его прибыль от каждого проданного 64C, как сообщается, намного больше, чем от C128.

Технические характеристики
  • ЦП:
    • Технология MOS 8502 @ 2 МГц (1 МГц выбирается для режима совместимости с C64 или режима с 40 столбцами C128)
    • Zilog Z80 @ 4 МГц (работает на эффективных 2 МГц, потому что из состояний, чтобы разрешить видеочипу VIC-II доступ к системной шине)
    • (C128D (CR)) : Технология MOS 6502 для встроенного контроллера гибких дисков
  • MMU: MOS Technology 8722 Блок управления памятью управляет выбором процессора 8502 / Z80; Банкинг ROM / RAM; общие области RAM; перемещение нулевой страницы и стека
  • ОЗУ: 128 КБ системной ОЗУ, 2 КБ 4-битной выделенной цветной ОЗУ (для VIC-II E), 16 КБ или 64 КБ выделенной видеопамяти (для VDC), до 512 КБ REU расширения RAM
  • ROM: 72 КБ
    • 28 КБ BASIC 7.0
    • 4 КБ MLM
    • 8 КБ C128 KERNAL
    • 4 КБ экранного редактора
    • 4 КБ Z80 BIOS
    • 16 КБ C64 ROM: ≈9 КБ C64 BASIC 2.0 + ≈7 КБ C64 KERNAL
    • 4 КБ C64 (или международный) генератор символов
    • 4 КБ C128 (или национальный) генератор символов
    • 32 КБ ПЗУ внутренних функций (необязательно: для размещения в разъеме материнской платы)
    • 32 КБ ПЗУ внешних функций (необязательно: для размещение в разъеме REU)
  • Видео:
    • MOS 8564/8566 VIC-II E (NTSC / PAL) для 40-колоночного композитного видео (a При желании телевизор можно использовать вместо монитора)
      • Прямой доступ к регистру через ввод / вывод с отображением памяти
      • Текстовый режим: 40 × 25, 16 цветов
      • Графические режимы: 160 × 200, 320 × 200
      • 8 аппаратных спрайтов
      • 2 КБ выделено 4-битная цветная RAM, в противном случае используется основная память в качестве видеопамяти
    • MOS 8563 VDC (или, в C128DCR, 8568 ) для 80-столбцового цифрового RGB I компонентное видео, совместимое с мониторами IBM PC CGA, монохромное отображение также возможно на композитных видеомониторах; может сообщить с телевизорами только в том случае, если на видео есть разъемы SCART и / или видеовхода основной полосы частот в дополнение к разъему для антенны. Цвет возможен через SCART, только монохромный через видеовход основной полосы.
      • Косвенный доступ к рам (адрес, регистр данных в регистрируемой памяти)
      • Текстовый режим: полностью программируемый, обычно 80 × 25 или 80x50, 16 цветов RGBI (не та же палитра, что и VIC- II)
      • Графические режимы: полностью программируемые, типичные режимы: 320x200, 640x200 и 640x400 (чересстрочный).
      • 16 КБ выделенной видеопамяти (стандарт 64 КБ в C128DCR, C128 / C128D может быть обновлен до 64 КБ), доступный для ЦП только с помощью двойного косвенного метода (регистр адреса, регистр данных на VDC, которые, в свою очередь, адресуются через регистр адреса, регистр данных в отображаемой памяти)
      • Ограниченная функция блиттера
  • Звук:
  • Порты ввода / вывода:
    • Все Порты Commodore 64 со 100-процентной совместимостью, плюс следующее:
    • Более высокая скорость "пакетного режима" возможна на последовательной шине
    • Порт расширения более гибко программируется
    • видео выход RGBI (разъем DE9 ) логически аналогичен разъему IBM PC CGA, но с добавлением монохромного композитного сигнала. Этот добавленный сигнал несовместимой с некоторыми устройствами CGA, который можно исправить, вынув контакт 7 из штекера на одном конце соединительного кабеля.
    • Вход внешней клавиатуры (DB25 -разъем) (Только C128D (CR))
См. Также
Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы к Commodore 128.
Последняя правка сделана 2021-05-15 07:05:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте