PETSCII

редактировать

PETSCII ( PET S tandard C ода I нформация I nterchange), также известный как CBM ASCII, является набор символов, используемый в Commodore Business Machines (СВМ) «ы 8-битных домашних компьютеров, начиная с ПЭТ с 1977 года и в том числе C16, C64, C116, C128, CBM-II, Plus / 4 и VIC-20.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
  • 2 Технические характеристики
  • 3 Набор символов
    • 3.1 Управляющие символы
      • 3.1.1 Управляющие символы Commodore 64
      • 3.1.2 Управляющие символы Commodore 16
      • 3.1.3 Commodore 128, 40-столбцовые управляющие символы режима
      • 3.1.4 Commodore 128, символы управления режимом с 80 столбцами
      • 3.1.5 Прототип Commodore 65, управляющие символы режима с 80 столбцами
  • 4 Base 128
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 ссылки
  • 8 Внешние ссылки

История

Набор персонажей был в значительной степени разработан Леонардом Трамиэлем (сыном генерального директора Commodore Джека Трамиэля ) и дизайнером ПЭТ Чаком Педдлом. Графические символы PETSCII были одним из расширений Commodore, указанных для Commodore BASIC при изложении желаемых изменений существующего Microsoft 6502 BASIC для Microsoft Ric Weiland в 1977 году. VIC-20 использовал тот же пиксельный шрифт, что и PET, хотя символы казались шире из-за 22-колоночного экрана VIC. Commodore 64, однако, использовал слегка переработанный, тяжелый шрифт верхнего регистра, по сути, более толстую версию PET, чтобы избежать цветовых артефактов, создаваемых экраном с более высоким разрешением машины. Строчные символы C64 идентичны строчным символам системного шрифта Atari 800 (выпущенного несколькими годами ранее).

Педдл утверждает, что включение символов масти карт было вызвано требованием, чтобы было легко писать карточные игры на ПЭТ (как часть списка спецификаций, который он получил).

Характеристики

Экран запуска C64 со смещенным и несмещенным режимами PETSCII и двумя символами из ASCII-1963 Диаграмма PETSCII, отображаемая на C64 в режимах со сдвигом и без сдвига. (Не показаны управляющие коды, а также символы в диапазоне $ C0– $ FF, которые представляют собой стандартные коды клавиш в верхнем регистре, возвращаемые с клавиатуры и отображаемые в диапазоне $ 60–7F.)

PETSCII основан на версии ASCII 1963 года (а не на версии 1967 года, которая в большинстве, если не на всех других компьютерных наборах символов основана на использовании ASCII). Если предположить, что графики режим несмещенный, PETSCII имеет только прописные буквы в его включении питания состояния, вверх-стрелка (↑) вместо вставки (^) в позиции $ 5E и стрелка влево (←) вместо подчеркивания (_) в позиции $ 5F эти два варианта являются общими в ASCII-1963. Кроме того, в версиях VIC-20 и C64 обратная косая черта (\) в позиции $ 5C занята знаком британского фунта (£) (перед использованием того же кода ASCII в японской и корейской версиях ISO 646 для их соответствующие символы валюты). В режиме без сдвига коды $ 60–7F и $ A0– $ FF назначаются специфическим для CBM графическим символам блока (горизонтальные и вертикальные линии, штриховки, тени, треугольники, круги и масти карт ). Диапазоны $ 00–1F и $ 80–9F имеют управляющие коды.

В Commodore PET «s отсутствие программируемого битовой карты -mode для компьютерной графики, а также она не имея возможностей переопределяемы набора символов, может быть одной из причин PETSCII была разработана; творчески используя хорошо продуманную блочную графику, можно достичь более высокой степени сложности экранной графики, чем при использовании простых букв / цифр / знаков препинания ASCII. В дополнение к относительно разнообразному набору геометрических форм, которые могут быть получены таким образом, PETSCII допускает несколько уровней градаций серого, предоставляя по-разному заштрихованные квадраты / полуквадраты шахматной доски. Наконец, режим обратного видео (см. Ниже) используется для завершения диапазона графических символов, поскольку он обеспечивает зеркальные полуквадратные блоки.

PETSCII также имеет текстовый режим, в котором строчные буквы занимают диапазон $ 41–5A, а прописные буквы - диапазон $ C1– $ DA. Режим переключается, удерживая одну из клавиш SHIFT, а затем нажимая и отпуская клавишу Commodore. Независимо от того, подвергся ли чип этому графическому «сдвигу», в диапазоне $ E0-FF есть блочные графические символы. Это позволяет отличить PETSCII от тех типов ASCII, которые восходят не дальше ASCII-1967, поэтому любая передача текста между 8-битной машиной Commodore и машиной, использующей ASCII 1967 года, приведет к тексту, в котором прописные буквы выглядят строчными., и строчные буквы в верхнем регистре. Нет простой логической операции для изменения этих регистров на правильный. Таким образом, как и в случае с другими компьютерами, использующими нестандартные наборы символов ASCII, требуется преобразование программного обеспечения при обмене текстовыми файлами и / или при обмене данными со стандартными системами ASCII. Остальные диапазоны не меняются в сдвинутом режиме; это означает, что другие символы, добавленные в ASCII-1967, помимо строчных букв - т. е. ударение, фигурные скобки, вертикальная черта и тильда - не существуют в PETSCII.

В PETSCII является курсор и управление экрана кода, такими как {HOME}, {CLR}, {RVS ON}, и {RVS OFF}(последние два включения / выключения отображения символа обратного видео). Коды управления появлялись в списках программ в виде обратных видео-графических символов, хотя некоторые компьютерные журналы, пытаясь предоставить более понятные списки, красиво напечатали коды, используя их настоящие имена, как в приведенных выше примерах. Такие имена обычно заключались в фигурные скобки в списках. Это предотвратило двусмысленность, поскольку, как уже упоминалось, в PETSCII не было фигурных скобок. Коды управления экраном были по существу похожи на escape-коды для текстовых компьютерных терминалов.

Как указано выше, PETSCII обеспечивает переключение между набором символов верхнего регистра + графические символы по умолчанию при включении питания (без сдвига) и альтернативным (смещенным) набором символов нижнего + верхнего регистра (где смещенный набор содержит подмножество графических символов блока несмещенного набора). Переключение между режимами осуществляется путем ввода в ячейку 59468 значения 14 для выбора альтернативного набора или 12 для возврата к стандартному. На C64 наборы чередуются путем переворачивания бита 2 байта 53272. На некоторых моделях PET это также может быть достигнуто с помощью специального управляющего кода, PRINT CHR$(14)который регулирует межстрочный интервал, а также изменяет набор символов; метод POKE по-прежнему доступен и не меняет межстрочный интервал. Таким образом, изменения состояния экранного редактора вместо использования отдельных кодов ASCII используются для выбора между одинарным (все заглавные буквы) и двойным регистром. В машинах VIC-20, C64 и более поздних версий (не включая бизнес-компьютеры CBM) цветовые коды дополняют другие коды управления экраном. (Цвета VIC-20 и C64 / 128 перечислены в статье VIC-II. )

Набор символов

Не все символы, закодированные с помощью PETSCII, являются «графическими», и не все они имеют соответствующее представление Unicode. В следующей таблице для символов PETSCII показаны соответствующие символ Unicode и кодовая точка. Управляющие символы и другие непечатаемые символы представлены своими именами. Если конкретная кодовая точка кодирует как смещенный, так и несмещенный символ, отображаются оба символа, причем несмещенный символ находится слева, а смещенный символ - справа. Заголовки строк и столбцов указывают комбинации шестнадцатеричных цифр для получения восьмибитового значения кода; например, буква L имеет кодовое значение $ 4C.

Обратите внимание, что таблица ниже предназначена для Commodore 64, Commodore 16 и Commodore 128. Управляющие символы на этих машинах различаются и представлены в отдельных таблицах. Другие машины Commodore использовали несколько иные версии PETSCII, в которых использовались другие управляющие символы, а в некоторых случаях и другие графические символы. Например, на машинах CBM до VIC-20 символы $ 2C и $ 6C оба давали символ запятой, хотя и с немного другой семантикой.

Фактическое ПЗУ генератора символов использовало другой набор назначений. Например, чтобы отобразить символы «@ABC» на экране путем прямой записи в экранную память, нужно ВЫПОЛНИТЬ десятичные значения 0, 1, 2 и 3, а не 64, 65, 66 и 67.

PETSCII (Commodore 64, 16 и 128)
_0 _1 _2 _3 _4 _5 _6 _7 _8 _9 _A _B _C _D _E _F
0_ 0                                                                
1_ 16                                                                
2_ 32 SP 0020 ! 0021 « 0022 # 0023 0024 долл. США % 0025 amp; 0026 ' 0027 ( 0028 ) 0029 * 002A + 002B , 002C - 002D . 002E / 002F
3_ 48 0 0030 1 0031 2 0032 3 0033 4 0034 5 0035 6 0036 7 0037 8 0038 9 0039 : 003A ; 003B lt; 003C = 003D gt; 003E ? 003F
4_ 64 @ 0040 0041 0061 B b 0042 0062 С с 0043 0063 Д д 0044 0064 E e 0045 0065 F f 0046 0066 G г 0047 0067 H h 0048 0068 Я я 0049 0069 J j 004A 006A К к 004B 006B L l 004C 006C М м 004D 006D 004E 006E О о 004F 006F
5_ 80 П п 0050 0070 Q q 0051 0071 R R 0052 0072 S s 0053 0073 Т т 0054 0074 U u 0055 0075 V v 0056 0076 W w 0057 0077 X х 0058 0078 Г г 0059 0079 Z z 005A 007A [ 005B £ 00A3 ] 005D 2191 2190
6_ 96 🭹 1FB79 А 2660 0041 🭲 В 1FB72 0042 🭸 С 1FB78 0043 🭷 Д 1FB77 0044 🭶 E 1FB76 0045 🭺 F 1FB7A 0046 🭱 G 1FB71 0047 🭴 H 1FB74 0048 я 256E 0049 J 2570 004A К 256F 004B 🭼 L 1FB7C 004C M 2572 004D N 2571 004E 🭽 O 1FB7D 004F
7_ 112 🭾 П 1FB7E 0050 Q 25CF 0051 🭻 R 1FB7B 0052 С 2665 0053 🭰 Т 1FB70 0054 U 256D 0055 V 2573 0056 W 25CB 0057 X 2663 0058 🭵 Y 1FB75 0059 Z 2666 005A ┼ 253C 🮌 1FB8C │ 2502 π 🮖 03C0 1FB96 ◥ 🮘 25E5 1FB98
8_ 128                                                                
9_ 144                                                                
A_ 160 NBSP 00A0 ▌ 258C ▄ 2584 2594вон ▁ 2581 ▏ 258F 2592▒ 2595вон 🮏 1FB8F ◤ 🮙 25E4 1FB99 🮇 1FB87 ├ 251C 2597вон └ 2514 ┐ 2510 ▂ 2582
B_ 176 ┌ 250C ┴ 2534 ┬ 252C ┤ 2524 ▎ 258E ▍ 258D 🮈 1FB88 🮂 1FB82 🮃 1FB83 ▃ 2583 🭿 ✓ 1FB7F 2713 2596▖ ▝ 259D ┘ 2518 2598▘ ▚ 259A
C_ 192 🭹 1FB79 А 2660 0041 🭲 В 1FB72 0042 🭸 С 1FB78 0043 🭷 Д 1FB77 0044 🭶 E 1FB76 0045 🭺 F 1FB7A 0046 🭱 G 1FB71 0047 🭴 H 1FB74 0048 я 256E 0049 J 2570 004A К 256F 004B 🭼 L 1FB7C 004C M 2572 004D N 2571 004E 🭽 O 1FB7D 004F
D_ 208 🭾 П 1FB7E 0050 Q 25CF 0051 🭻 R 1FB7B 0052 С 2665 0053 🭰 Т 1FB70 0054 U 256D 0055 V 2573 0056 W 25CB 0057 X 2663 0058 🭵 Y 1FB75 0059 Z 2666 005A ┼ 253C 🮌 1FB8C │ 2502 π 🮖 03C0 1FB96 ◥ 🮘 25E5 1FB98
E_ 224 NBSP 00A0 ▌ 258C ▄ 2584 2594вон ▁ 2581 ▏ 258F 2592▒ 2595вон 🮏 1FB8F ◤ 🮙 25E4 1FB99 🮇 1FB87 ├ 251C 2597вон └ 2514 ┐ 2510 ▂ 2582
F_ 240 ┌ 250C ┴ 2534 ┬ 252C ┤ 2524 ▎ 258E ▍ 258D 🮈 1FB88 🮂 1FB82 🮃 1FB83 ▃ 2583 🭿 ✓ 1FB7F 2713 2596▖ ▝ 259D ┘ 2518 2598▘ π 🮖 03C0 1FB96

  Письмо   Число   Пунктуация   Условное обозначение    Другой    Неопределенный

Клавиатура по умолчанию обеспечивает доступ к нижней половине кодовой страницы. Нажатие клавиши shift + дает соответствующую верхнюю половину кодовой точки.

Управляющие символы

Некоторые коды PETSCII не могут быть напечатаны и используются только для ввода с клавиатуры (например, F1, RUN / STOP).

Раскладка клавиатуры PET 2001, иллюстрирующая графические символы PETSCII

Коммодор 64 управляющих символа

Управляющие символы PETSCII (Commodore 64)
_0 _1 _2 _3 _4 _5 _6 _7 _8 _9 _A _B _C _D _E _F
0_ 0             ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ       БЕЛЫЙ           СДВИГ ОТКЛЮЧИТЬ   СДВИГ ВКЛЮЧИТЬ               ВОЗВРАЩЕНИЕ   TEXT РЕЖИМ 000E    
1_ 16     КУРСОР ВНИЗ 0084 НАЗАД ВКЛ.   ДОМ   DEL 0008                             КРАСНЫЙ   КУРСОР ПРАВО   ЗЕЛЕНЫЙ   СИНИЙ  
8_ 128     АПЕЛЬСИН       ЗАПУСТИТЬ       F1   F3   F5   F7   F2   F4   F6   F8   LF 000A ГРАФИКА 000F    
9_ 144 ЧЕРНИТЬ   КУРСОР ВВЕРХ 008D НАЗАД ВЫКЛ.   CLR   ВСТАВЛЯТЬ   КОРИЧНЕВЫЙ   РОЗОВЫЙ   ТЕМНО- СЕРЫЙ   СРЕДНИЙ СЕРЫЙ   СВЕТЛО- ЗЕЛЕНЫЙ   СВЕТЛО- СИНИЙ   СВЕТЛО- СЕРЫЙ   ФИОЛЕТОВЫЙ   КУРСОР ВЛЕВО   ЖЕЛТЫЙ   CYAN  

Коммодор 16 управляющих символов

Управляющие символы PETSCII (Commodore 16)
_0 _1 _2 _3 _4 _5 _6 _7 _8 _9 _A _B _C _D _E _F
0_ 0             ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ       БЕЛЫЙ           СДВИГ ОТКЛЮЧИТЬ   СДВИГ ВКЛЮЧИТЬ               ВОЗВРАЩЕНИЕ   TEXT РЕЖИМ 000E    
1_ 16     КУРСОР ВНИЗ 0084 НАЗАД ВКЛ.   ДОМ   DEL 0008                         ESC 001B КРАСНЫЙ   КУРСОР ПРАВО   ЗЕЛЕНЫЙ   СИНИЙ  
8_ 128     АПЕЛЬСИН   ПРОБЛЕСКИВАЯ ON   ЗАПУСТИТЬ   ПРОБЛЕСКИВАЯ OFF   F1   F3   F5   F7   F2   F4   F6   ПОМОЩЬ   LF 000A ГРАФИКА 000F    
9_ 144 ЧЕРНИТЬ   КУРСОР ВВЕРХ 008D НАЗАД ВЫКЛ.   CLR   ВСТАВЛЯТЬ   КОРИЧНЕВЫЙ   ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ   РОЗОВЫЙ   СИНИЙ ЗЕЛЕНЫЙ   СВЕТЛО- СИНИЙ   ТЕМНО- СИНИЙ   СВЕТЛО- ЗЕЛЕНЫЙ   ФИОЛЕТОВЫЙ   КУРСОР ВЛЕВО   ЖЕЛТЫЙ   CYAN  

Commodore 128, управляющие символы режима с 40 столбцами

Управляющие символы PETSCII (Commodore 128, режим с 40 столбцами)
_0 _1 _2 _3 _4 _5 _6 _7 _8 _9 _A _B _C _D _E _F
0_ 0             ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ       БЕЛЫЙ       КОЛОКОЛЬЧИК 0007     HT 0009 LF 000A СДВИГ ВКЛЮЧИТЬ   СДВИГ ОТКЛЮЧИТЬ   ВОЗВРАЩЕНИЕ   TEXT РЕЖИМ 000E    
1_ 16     КУРСОР ВНИЗ 0084 НАЗАД ВКЛ.   ДОМ   DEL 0008             ВКЛАДКА НАБОР / ОЧИСТИТЬ 0088         ESC 001B КРАСНЫЙ   КУРСОР ПРАВО   ЗЕЛЕНЫЙ   СИНИЙ  
8_ 128     АПЕЛЬСИН       ЗАПУСТИТЬ       F1   F3   F5   F7   F2   F4   F6   F8   LF 000A ГРАФИКА 000F    
9_ 144 ЧЕРНИТЬ   КУРСОР ВВЕРХ 008D НАЗАД ВЫКЛ.   CLR   ВСТАВЛЯТЬ   КОРИЧНЕВЫЙ   РОЗОВЫЙ   ТЕМНО- СЕРЫЙ   СРЕДНИЙ СЕРЫЙ   СВЕТЛО- ЗЕЛЕНЫЙ   СВЕТЛО- СИНИЙ   СВЕТЛО- СЕРЫЙ   ФИОЛЕТОВЫЙ   КУРСОР ВЛЕВО   ЖЕЛТЫЙ   CYAN  

Commodore 128, управляющие символы режима с 80 столбцами

Управляющие символы PETSCII (Commodore 128, режим с 80 столбцами)
_0 _1 _2 _3 _4 _5 _6 _7 _8 _9 _A _B _C _D _E _F
0_ 0         ПОДПИСАТЬСЯ НА   ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ       БЕЛЫЙ       КОЛОКОЛЬЧИК 0007     HT 0009 LF 000A СДВИГ ВКЛЮЧИТЬ   СДВИГ ОТКЛЮЧИТЬ   ВОЗВРАЩЕНИЕ   TEXT РЕЖИМ 000E ПРОБЛЕСКИВАЯ ON  
1_ 16     КУРСОР ВНИЗ   НАЗАД ВКЛ.   ДОМ   DEL 0008             ВКЛАДКА НАБОР / ОЧИСТИТЬ 0088         ESC 001B КРАСНЫЙ   КУРСОР ПРАВО   ЗЕЛЕНЫЙ   СИНИЙ  
8_ 128     ТЕМНО- ФИОЛЕТОВЫЙ   ПОДЛИНЬ ВЫКЛ.   ЗАПУСТИТЬ       F1   F3   F5   F7   F2   F4   F6   F8   LF 000A ГРАФИКА 000F ПРОБЛЕСКИВАЯ OFF  
9_ 144 ЧЕРНИТЬ   КУРСОР ВВЕРХ 008D НАЗАД ВЫКЛ.   CLR   ВСТАВЛЯТЬ   ТЕМНО- ЖЕЛТЫЙ   РОЗОВЫЙ   ТЕМНЫЙ СИАН   СРЕДНИЙ СЕРЫЙ   СВЕТЛО- ЗЕЛЕНЫЙ   СВЕТЛО- СИНИЙ   СВЕТЛО- СЕРЫЙ   ФИОЛЕТОВЫЙ   КУРСОР ВЛЕВО   ЖЕЛТЫЙ   CYAN  

Прототип Commodore 65, управляющие символы режима с 80 столбцами

Управляющие символы PETSCII (прототип Commodore 65, режим с 80 столбцами)
_0 _1 _2 _3 _4 _5 _6 _7 _8 _9 _A _B _C _D _E _F
0_ 0         ПОДПИСАТЬСЯ НА   ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ       БЕЛЫЙ       КОЛОКОЛЬЧИК 0007     HT 0009 LF 000A СДВИГ ВКЛЮЧИТЬ   СДВИГ ОТКЛЮЧИТЬ   ВОЗВРАЩЕНИЕ   TEXT РЕЖИМ 000E ПРОБЛЕСКИВАЯ ON  
1_ 16 F9   КУРСОР ВНИЗ   НАЗАД ВКЛ.   ДОМ   DEL 0008 F10   F11   F12   ВКЛАДКА НАБОР / ОЧИСТИТЬ 0088 F13   F14   ESC 001B КРАСНЫЙ   КУРСОР ПРАВО   ЗЕЛЕНЫЙ   СИНИЙ  
8_ 128     АПЕЛЬСИН   ПОДЛИНЬ ВЫКЛ.   ЗАПУСТИТЬ   ПОМОЩЬ   F1   F3   F5   F7   F2   F4   F6   F8   LF 000A ГРАФИКА 000F ПРОБЛЕСКИВАЯ OFF  
9_ 144 ЧЕРНИТЬ   КУРСОР ВВЕРХ 008D НАЗАД ВЫКЛ.   CLR   ВСТАВЛЯТЬ   КОРИЧНЕВЫЙ   СВЕТЛО- КРАСНЫЙ   СВЕТЛО- СЕРЫЙ   СРЕДНИЙ СЕРЫЙ   СВЕТЛО- ЗЕЛЕНЫЙ   СВЕТЛО- СИНИЙ   ТЕМНО- СЕРЫЙ   ФИОЛЕТОВЫЙ   КУРСОР ВЛЕВО   ЖЕЛТЫЙ   CYAN  

База 128

Из первых 192 кодов PETSCII 164 имеют видимые представления (для управляющих кодов они видны в кавычках): 5 (белый), 17–20 и 28–31 (цвета и элементы управления курсором), 32–90 ( эквивалент ASCII )., 91–127 (графика), 129 (оранжевый), 133–140 (функциональные клавиши), 144–159 (цвета и элементы управления курсором) и 160–192 (графика). Это теоретически разрешает кодирование, такое как base128, в операторах DATA или, возможно, между машинами, говорящими на языке PETSCII; например, 33–127, 160–192.

Смотрите также

Примечания

  1. ^ Семействодомашних / персональных компьютеров Amiga использует стандарт ISO-8859-1.
  2. ^ см. «На краю» Брайана Бэгнолла, ISBN   0-9738649-0-7, стр. 43, 54–55.

использованная литература

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-08-08 09:24:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте