Китайская стрельба из лука

редактировать
Чжан Сянь стреляет из галечного лука в тянгоу, вызывающего затмение. Портрет Имперского телохранителя Чжаньиньбао, несущего снаряжение для стрельбы из лука и одетого в ножны дао (1760)

Тысячелетиями китайская стрельба из лука (упрощенный китайский : 中华 射 艺; традиционный китайский : 中華 射 藝; пиньинь : zhōnghuá shè yì, искусство китайской стрельбы из лука) сыграл центральная роль в китайском обществе. В частности, стрельба из лука занимала видное место в древнекитайской культуре и философии: стрельба из лука была одним из шести благородных искусств династии Чжоу (1146–256 до н.э.); искусство стрельбы из лука было достоинством китайских императоров; Конфуций сам был учителем стрельбы из лука; и Ли Цзы (даосский философ) был заядлым лучником. Поскольку культуры, связанные с китайским обществом, охватывают широкую географию и временной диапазон, методы и оборудование, связанные с китайской стрельбой из лука, разнообразны. Улучшение огнестрельного оружия и другие обстоятельства в Китае 20-го века привели к упадку стрельбы из лука как военной и ритуальной практики, и на протяжении большей части 20-го века оставалась только одна традиционная мастерская по производству лука и стрел. Однако в начале 21 века среди мастеров возродился интерес к изготовлению луков и стрел, а также к практике техники в традиционном китайском стиле.

Можно упомянуть практику китайской стрельбы из лука. to as Путь стрельбы из лука (китайский : 射 道; пиньинь : shè dào), термин, происходящий из 17 века династии Мин руководства по стрельбе из лука, написанные Гао Ином (упрощенный китайский : 高 颖; традиционный китайский : 高 穎; пиньинь : гао юн, родился в 1570 году, умер?). Использование 道 (пиньинь : дао, путь) также можно увидеть в названиях, обычно используемых для других восточноазиатских стилей, таких как японская стрельба из лука (кюдо ) и корейская стрельба из лука (Гунгдо ).

Содержание
  • 1 Использование и практика
    • 1.1 Война
    • 1.2 Ритуал и экзамен
    • 1.3 Охота
    • 1.4 Упадок
    • 1.5 Современная реконструкция и возрождение
  • 2 Техника
  • 3 Луки
    • 3.1 Роговые луки скифского стиля
    • 3.2 Длинные луки (самолуки)
    • 3.3 Деревянные многослойные луки
    • 3.4 Роговые луки Long-siyah
    • 3.5 Роговые луки династии Мин
    • 3.6 Рог династии Цин луки
  • 4 Защита рук
  • 5 Легенды
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Цитаты
    • 7.2 Источники
  • 8 Внешние ссылки
Использование и практика

В исторические времена китайцы использовали стрельбу из лука для охоты, спорта, ритуалов, экзаменов и войн.

Война

Китай имеет долгую историю конной стрельбы из лука ( стрельба верхом). До периода Воюющих царств (475–221 гг. До н.э.) стрельба с колесницы была основной формой стрельбы из лука на поле боя. Типичная схема заключалась в том, что на каждой колеснице находились один возница, одна алебарда и один лучник. В конце концов, стрельба из лука на лошадях заменила стрельбу на колесницах в период Сражающихся царств. Самое раннее зарегистрированное использование конной стрельбы из лука китайцами хань произошло с реформами короля Чжао Улина в 307 г. до н. Э. Несмотря на сопротивление со стороны его дворян, военные реформы Чжао Улина включали принятие тактики стрельбы из лука соседними сюнну племенами, что означало стрельбу верхом и отказ ханьских мантий в пользу кочевого стиля jodhpurs.

Для пехоты предпочтительным метательным оружием был арбалет, потому что стрельба из него требовала меньше обучения, чем стрельба из лука. Еще в 600 г. до н.э. китайские арбалеты использовали сложные бронзовые спусковые механизмы, которые позволяли использовать очень большой вес. Однако во время династии Мин (1368–1644 гг. Н.э.) спусковые механизмы арбалета вернулись к более простой конструкции, предположительно потому, что умение конструировать бронзовые спусковые механизмы было утрачено во время монгольской династии Юань (1271 г.) –1368 г. н.э.). Тем не менее, пехотная стрельба из лука и стрел по-прежнему выполняла важные функции в обучении, а также в морских сражениях.

Ритуал и экзамен

Китайский лучник, сфотографирован в 1870-х гг.

В династии Чжоу (1146–256 гг. До н. Э.) Дворяне регулярно проводили ритуалы стрельбы из лука, которые символизировали и укрепляли порядок в аристократической иерархии. Типичная договоренность заключалась в том, что пары лучников стреляли по мишени в павильоне в сопровождении церемониальной музыки и вина. В этих ритуалах правильная стрельба и правильная стрельба считались важными для попадания в цель. Ритуальная стрельба из лука служила противовесом типичному изображению лучников, которые часто были искусными, но дерзкими. Сам Конфуций был учителем стрельбы из лука, и его собственный взгляд на стрельбу из лука и ритуалы стрельбы из лука заключался в том, что «Утонченный человек не нуждается в соревновании. Но если он не может этого избежать, то пусть он соревнуется в стрельбе из лука!» гражданские ритуалы стрельбы из лука вышли из моды после династии Чжоу, экзамены, вдохновленные ритуалами эпохи Чжоу, стали регулярной частью военной программы в более поздних династиях, таких как Хань, Тан, Сун, Мин и Цин. Эти экзамены позволили отбирать военнослужащих на основе заслуг. (Имперский экзамен # Военные экзамены ) В дополнение к стрельбе из лука пешком, экзамены также включали стрельбу из конного лука, а также проверку силы со специально разработанными луками для проверки силы.

Футбол и стрельба из лука были практиковали императоры Мин. Конный спорт и стрельба из лука были любимыми занятиями Хэ Сонаня, который служил в вооруженных силах Юань и Мин под командованием Хуну. Башни для стрельбы из лука были построены императором Чжэнтун в Запретном городе. Башни для стрельбы из лука были построены на городских стенах Сианя, возведенных Хуну. Озеро Хуху охраняли лучники в Нанкине во времена династии Мин.

Математика, каллиграфия, литература, конный спорт, стрельба из лука, музыка и обряды были шестью искусствами.

в Гоццзянь, юриспруденция, математика, каллиграфия, конный спорт и стрельба из лука подчеркивались Мин императором Хуну в дополнение к конфуцианской классике, а также требовались в Имперских экзаменах. Стрельба из лука и конный спорт были добавлены к экзамену Хуну в 1370 году, подобно тому, как стрельба из лука и конный спорт требовались для невоенных чиновников в Военном колледже 舉 в 1162 году по приказу Сун императора Сяоцзуна. Территория вокруг Меридианных ворот Нанкина использовалась для стрельбы из лука охранниками и генералами при Хунву.

Имперский экзамен включал стрельбу из лука. Стрельба из лука верхом на лошади практиковалась китайцами, жившими недалеко от границы. За писаниями Ван Цзюй о стрельбе из лука следили во времена Мин и Юань, а в Мин разработали новые методы стрельбы из лука. Цзиньлин Туйонг показал стрельбу из лука в Нанкине во время Мин. Соревнования по стрельбе из лука проводились в столице для солдат гарнизона гвардии, которые были отобраны вручную.

Конный спорт и стрельба из лука были любимыми занятиями Чжу Ди (императора Юнлэ) и его второго сына Чжу Гаосю.

Старший сын императора Юнлэ и преемник императора Хунси не интересовался военными делами, но отлично разбирался в стрельбе из лука.

Стрельба из лука и конный спорт были частым развлечением императора Чжэндэ. Он практиковал стрельбу из лука и верховую езду с евнухами. Тибетские буддийские монахи, мусульманские женщины и музыканты были доставлены Чжэндэ его охранником Цянь Нином, который познакомил его с двуручным лучником и военным офицером Чан Пин. Опытный военачальник и лучник был понижен в звании до уровня простолюдинов по обвинению в государственной измене. В 1514 г. был внуком принца Лу.

Соревнования по стрельбе из лука, конный спорт и каллиграфия были одними из развлечений императора Ванли.

Стрельба из лука и конный спорт практиковались Ли Цзычэном.

Охотой

Охота была важной дисциплиной в китайской стрельбе из лука, и сцены охоты с использованием конной стрельбы из лука занимают видное место в китайских произведениях искусства.

Помимо использования обычных луков и стрел, возникли два различных поджанра стрельбы из лука: охота из дробового лука и водоплавающая птица с привязанной стрелой. Стрельба из дробового лука предполагает использование легкого лука с подсумком на тетиве, предназначенным для стрельбы каменной дробью. Дисциплина стрельбы из лука из дробовика якобы предшествовала стрельбе из лука и стрел, и практика стрельбы из дробовика сохранялась на протяжении многих веков. Напротив, охота с привязанной стрелой (которая должна была поймать, а не пронзить цель) была изображена на ранних картинах, но, похоже, вымерла до династии Тан (618–907 гг. Н.э.). 37>

Упадок

В отличие от корейской и японской стрельбы из лука (традиции которой сохранились посредством прямой передачи), обстоятельства Китая XIX и XX веков затруднили прямую передачу китайских традиций стрельбы из лука в сегодняшний день.

Военное использование огнестрельного оружия началось в династии Мин (1368–1644 гг. Н.э.), а пороховое оружие повсеместно применялось еще в династии Сун (960–1279 гг. Н. Э.). Несмотря на это принятие, луки и арбалеты остались неотъемлемой частью военного арсенала из-за низкой скорости стрельбы и недостаточной надежности раннего огнестрельного оружия. Ситуация изменилась ближе к концу правления династии Цин (1644–1911 гг. Н. Э.), Когда доступность надежного огнестрельного оружия сделала стрельбу из лука менее эффективной как военное оружие. Таким образом, Император Гуансю исключил стрельбу из лука из программы военных экзаменов в 1901 году.

Между крахом Имперского Китая в 1911 году и началом Второй Китайско-японская война (1937–1945), была недолгая попытка возродить традиционную практику стрельбы из лука. После Второй мировой войны традиционные мастера по изготовлению луков смогли продолжить свое ремесло до Культурной революции (1966–1976), когда обстоятельства вынудили такие мастерские, как Цзюй Юань Хао, приостановить производство традиционные китайские луки.

Современная реконструкция и возрождение

В 1998 году Цзюй Юань Хао возобновил изготовление луков и до недавнего времени был единственной действующей мастерской по изготовлению луков и стрел в традиционном китайском стиле.

Однако, благодаря самоотверженным усилиям мастеров, исследователей, промоутеров и энтузиастов, практика традиционной китайской стрельбы из лука переживает возрождение в 21 веке. Начиная с 2009 года, они учредили ежегодный семинар по китайской традиционной стрельбе из лука. Благодаря новому пониманию и реконструкции этих практик стрельбы из лука их цель - создать новую живую традицию китайской стрельбы из лука. Энтузиасты ханьфу также возродили традиционный ритуал стрельбы из лука.

Техника

На протяжении истории Китая эволюционировало множество вариаций техники стрельбы из лука, поэтому трудно полностью определить канонический китайский стиль. Династия Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) имела в обращении не менее 7 руководств по стрельбе из лука (включая руководство генерала Ли Гуан ), а династия Мин (1368–1644 гг. Н.э.) имела по крайней мере 14 различных школ. теории стрельбы из лука и арбалета, а во времена династии Цин были опубликованы книги из более чем 14 различных школ стрельбы из лука. Общность всех этих стилей в том, что они уделяли большое внимание умственной сосредоточенности и концентрации.

Стиль Рисование, которое чаще всего ассоциируется с китайской стрельбой из лука, - это вытягивание большого пальца, которое также было преобладающим методом вытягивания у других азиатских народов, таких как монголы, тибетцы, японцы, корейцы, индейцы, турки и персы. Однако в более ранние периоды китайской истории (например, династия Чжоу ), рисование большого пальца было распространено в то время, когда было популярно рисование большого пальца.

Кроме того, предлагались различные стили китайской стрельбы из лука. разные советы по другим аспектам техники стрельбы. Например: как расположить ступни, на какой высоте закрепить стрелу, как расположить палец руки с луком, прикладывать ли напряжение к руке с луком, позволять ли лук вращаться в руке с луком после освобождения, а также для выдвижения тягового рычага после отпускания Кроме того, в различных китайских стилях использовалась разная длина вытяжки: в литературе, искусстве и фотографиях китайские лучники изображают вытянутую руку возле переднего плеча, возле щеки, возле уха или за лицом.

Дихотомия между ритуальной / экзаменационной техникой стрельбы из лука и боевой техникой стрельбы из лука является ярким примером контрастов между различными китайскими стилями. Ван Цзюй, автор из династии Тан, предпочитал стиль ритуала / экзамена, который включал последующее завершение, когда лук вращается в руке с луком, а тянущая рука вытягивается прямо назад; напротив, некоторые авторы, такие как Цзэн Гунлян (династия Сун), Ли Чэнфэнь (находившийся под влиянием генералов династии Мин Юй Дау и Ци Цзигуан ) и Гао Ин (династия Мин) отказался от эстетических элементов (таких как продолжение Ван Джу) в пользу разработки более практичной техники.

Луки

Исторические источники и археологические данные предполагают, что различные исторические луки типы существовали на территории современного Китая. Большинство разновидностей китайских луков были рогами (композитный материал из рога, дерева и жил), но также использовались длинные луки и композиты из дерева. Современные репродукции луков в китайском стиле приняли формы, вдохновленные историческими узорами. Но помимо использования традиционных методов строительства (таких как композиты из рога, дерева и жил), современные мастера и производители использовали современные материалы, такие как стекловолокно, углеродное волокно и волокно. -армированный пластик.

В следующих разделах освещается текущее понимание некоторых основных категорий дизайна китайских луков.

Роговые луки скифского стиля

Роговые луки этого стиля, как правило, были асимметричными и имели отчетливый, извилистый профиль deflex - reflex (в просторечии известная как форма «лука купидона»). Археологи раскопали образцы луков скифского стиля, относящиеся к династии Восточная Чжоу (770–256 гг. До н.э.) на стоянках Субэйси и Янхай.

Длинные луки (самолуки)

Длинные луки и деревянные композитные луки были популярны на юге Китая, где влажный климат затруднял использование роговых луков. Образец китайского длинного лука, обнаруженный при раскопках, был датирован примерно периодом Воюющих царств - Династии Западная Хань (475 г. до н.э. - 9 г. н.э.), его размеры составляли 1,59 м в длину и 3,4 см в ширину. и толщиной 1,4 см.

Иллюстрации луков династии Мин из У Бэй Яо Лю (три слева) и Вубэй Чжи (три справа). Слева направо: универсальный лук (通用 弓), лук большой сийах (大 弰 village), лук деревни Тайпин (太平 寨 弓), деревянный лук сифань (西番 木 弓), лук малый сийах (小 稍 弓) и лук Кайюань (开元 弓).

Лук из дерева

Лук из дерева были популярны на юге Китая из-за влажного климата. Основываясь на раскопках с периода весны и осени до династии Хань (770 г. до н.э. – 220 г. н.э.), типичной конструкцией китайского деревянного ламината был рефлекторный лук изготовлены из нескольких слоев дерева (например, бамбук или шелковица ), завернуты в шелк и покрыты лаком. Типичная длина таких луков составляла 1,2–1,5 метра.

Роговые луки Long-siyah

Луки с длинными siyah были популярны в Китае со времен династии Хань до династии Юань (206 г. до н.э. – 1368 г.) CE). (Сии - это неизгибающиеся концевые части азиатских композитных луков.) Дизайн имеет сходство с гуннскими рогами.

Луки Ния, Ганьсу и Хотан являются примерами длинных луков, датируемых периодом поздний Хань - Цзинь (около 200–300 гг. Н. Э.). В этот период siyahs, как правило, были длинными и тонкими, в то время как рабочие части конечностей были короткими и широкими. Тем не менее, в период Юань луки long-siyah, как правило, имели более тяжелые siyah и более узкие рабочие конечности, чем их предшественники эпохи Хань / Цзинь.

Unstrung Strung Репродукция лука Kaiyuan династии Ming китайским лучником Гао Сян. Это композит из рога, бамбука и сухожилий.

Роговые луки династии Мин

Более короткие луки стали популярны во времена династии Мин (1368–1644 гг. Н.э.). Вубэй Чжи (Глава 102) описывает несколько стилей лука, популярных во времена династии Мин: на Севере: лук с коротким сийах, лук с рифленым мостом, лук с рифленым мостом и лук с длинным сийах; на юге - лук Чэньчжоу, лук шорт-сайях, а также составные луки из бамбука, покрытые лаком; лук Кайюань использовался во всех частях Китая Мин. Лук small-siyah (小 稍 弓) отличался от более ранних китайских конструкций тем, что его siyah были короткими и располагались под углом вперед по отношению к тетиве в состоянии покоя. Его конструкция, возможно, связана с корейским роговым луком. Лук Кайюань (开元 弓) был луком малого и среднего размера с длинными сиятами, и его предпочитали высокопоставленные офицеры.

(Глава 4), еще одно классическое военное руководство династии Мин, изображает набор луков, отличный от описанных в Вубэй Чжи. К ним относятся универсальный лук, большой лук (который использовался как для пехоты, так и для кавалерии) и деревенский лук ( который напоминал корейский дизайн лука 高丽 и пользовался одобрением в северном и южном Китае за его превосходное мастерство).

Хотя луки Мин были изображены в литературе и искусстве, археологам еще предстоит найти оригинальный образец лука Мин. 37>

Роговые луки династии Цин

Баннерман

Дизайн Маньчжурский лук стал популярным в Китае во время династии Цин (1644–1911 гг. Н.э.). В отличие от других азиатских композитных конструкций, роговые луки Цин были большими (до 1,7 м в длину на натянутой нити) и отличались длинными тяжелыми сиятами (до 35 см в длину) с выступающими струнными перемычками. Общий принцип, лежащий в основе этой конструкции, заключался в изменении скорости стрелы в пользу стабильности и способности эффективно запускать длинные и тяжелые стрелы, длина которых иногда превышала один метр.

Маньчжурский лук оказал влияние на современные тибетские и Монгольские луки, которые являются более короткими версиями лука из рогов Цин.

Защита руки от натяжения

Поскольку китайские лучники обычно использовали натяжение большого пальца, им часто требовалась защита большого пальца в виде кольца или кожаная гвардия. В исторические времена материалы кольца для большого пальца включали нефрит, металл, слоновую кость, рог и кость (хотя образцы, сделанные из органических материалов, было трудно восстановить). Из-за важности стрельбы из лука значение колец на большом пальце распространилось за пределы поля битвы: кольца обычно носили как символы статуса, а до конца династии Хань (220 г. н.э.) они также были предметами жертвоприношения. Хотя археологические данные о защите большого пальца в Китае неполны, конструкции найденных при раскопках и старинных колец позволяют предположить, что со временем стали популярными самые разные конструкции.

Самое раннее китайское кольцо для большого пальца, обнаруженное при раскопках, пришло из династии Шан могила Фу Хао (умер около 1200 г. до н.э.). Кольцо представляло собой наклонный цилиндр, в котором передняя часть с канавкой для удерживания тетивы лука была выше задней. При раскопках гробницы маркиза Цзиньского в округе Куво, Шаньси было обнаружено нефритовое кольцо Западного Чжоу на большом пальце, имевшее форму губ, но с изображением даотэ украшения, похожие на кольцо Фу Хао династии Шан. Со времен Воюющих царств до династии Хань (475 г. до н.э. - 220 г. н.э.) раскопанные кольца обычно имели дизайн с выступом с характерным выступом на стороне (существует несколько теорий о функции шпора). Кольца династии Цин (1644–1911) представляли собой круглые цилиндры или цилиндры D-образной формы.

За исключением приведенных выше примеров, трудно описать конструкции колец для большого пальца других периодов времени. Например, кольца на большом пальце отсутствуют в археологических записях между династиями Хань и Мин (220–1368 гг. Н.э.), хотя современная литература (например, руководство по стрельбе из лука Ван Цзюй из династии Тан) указывает, что китайские лучники все еще использовали натяжение большого пальца. Более того, данные свидетельствуют о том, что во времена династии Мин (1368–1644 гг.) Были популярны различные формы колец. В руководстве Ли Чэнфэня по стрельбе из лука предлагалось использовать кольца с овальными отверстиями, а в руководстве Гао Инга по стрельбе из лука описывалось использование колец с губами и содержались иллюстрации, изображающие лучника, использующего кольцо с губами. Однако на сегодняшний день единственные извлеченные кольца, которые якобы принадлежат династии Мин, имеют цилиндрическую форму, которая отличается от колец для большого пальца Цин.

На сегодняшний день очень мало (если таковые имеются) раскопанных примеров вытягивания руки защита для китайских лучников с помощью вытяжки 3 пальцами. Однако (династия Сун иллюстрированный справочник династии Чжоу ритуалы стрельбы из лука) изображает язычок из красного тростника (называемый Чжу Цзи Сан, 朱 极 三) для защиты указателя, в середине и безымянным пальцем при натягивании веревки.

Легенды

Легенды о стрельбе из лука пронизывают китайскую культуру. В одном из ранних рассказов рассказывается, как Желтый Император, легендарный предок китайского народа, изобрел лук и стрелы:

Однажды Хуанди отправился на охоту, вооруженный каменным ножом. Вдруг из подлеска выскочил тигр. Хуанди взобрался на тутовое дерево, чтобы спастись. Будучи терпеливым существом, тигр сел у подножия дерева, чтобы посмотреть, что будет дальше. Хуанди увидел, что древесина тутового дерева податлива, и отрезал каменным ножом ветку, чтобы сделать лук. Затем он увидел виноградную лозу, растущую на дереве, и отрезал от нее кусок, чтобы сделать веревку. Затем он увидел поблизости кусок бамбука, который был прямым, поэтому отрезал кусок, чтобы получилась стрела. Из лука он выстрелил тигру в глаз. Тигр убежал, и Хуанди сбежал.

Другой миф - Хоу И, стреляющий в солнце. В других мифах также рассказывается, как Хоу И сражается с множеством монстров (которые были метафорами стихийных бедствий), используя свой киноварно-красный лук.

«Жил-был человек по имени Чейн, который жил в деревне у подножия горы. Однажды на него напал бешеный кролик. Чтобы спастись, он взял ветку дерева и жилы ближайшего мертвого оленя, поднял с земли палку и, используя свое новое приспособление, выстрелил в нее и убил кролик. Когда он вернулся, деревня провозгласила его героем и сделала его королем ».

См. также
Ссылки

Цитаты

Источники

  • Питер Деккер (2010). «Маньчжурская стрельба из лука». Журнал китайских боевых искусств, лето 2010 г., выпуск 3. Пресса «три в одном». С. 12–25.
  • Кей Копедрайер (2002). Книжка-раскраска Кея. Blue Vase Press.
  • Стивен Селби (2000). Китайская стрельба из лука (мягкая обложка). Издательство Гонконгского университета. ISBN 962-209-501-1
  • Стивен Селби (2003). Традиции стрельбы из лука Азии. Гонконгский музей береговой обороны. ISBN 962-7039-47-0
  • Стивен Селби (2010). «Луки Китая». Журнал китайских боевых искусств, зима 2010, выпуск 2. Пресса «три в одном». С. 52–67.
  • Цзе Тянь и Джастин Ма (2015). Путь стрельбы из лука: Руководство по военному обучению Китая 1637 года. Schiffer Publishing, Ltd. ISBN 978-0-7643-4791-7
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-14 12:30:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте