Чикамацу Монзаэмон

редактировать
Японский драматург
Чикамацу Монзаэмон
Chikamatsu Monzaemon.jpg
РодилсяСугимори Нобумори. 1653 (1653)
Умер6 января 1725 г. (1725-01-06) (71–72 лет)

Чикамацу Монзаэмон (近 松 門 左衛 門, настоящее имя Сугимори Нобумори,杉 森 信 盛, 1653 - 6 января 1725) был японским драматургом из дзёрури, формы кукольного театра, который позже стал известен как бунраку и драма с живыми актерами кабуки. В Британской энциклопедии написано, что он «широко известен как величайший японский драматург». В его самых известных пьесах рассказывается о двойных самоубийствах влюбленных, связанных чести. Из его кукольных пьес около 70 - это дзидаймоно (исторические романы) и 24 - севамоно (домашние трагедии). Домашние пьесы сегодня считаются ядром его художественных достижений, в частности такие произведения, как Курьер в ад (1711) и Любовные самоубийцы в Амидзиме (1721). Его истории оцениваются менее позитивно, хотя Битвы при Коксинге (1715) по-прежнему хвалят.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Цитаты
  • 3 Прием
  • 4 Ссылки в популярной культуре
  • 5 Основные работы
    • 5.1 Дзёрури
    • 5.2 Кабуки
    • 5.3 Критическая работа
    • 5.4 Перевод на английский
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Биография

Чикамацу родился Сугимори Нобумори в самурайская семья. Есть разногласия по поводу его места рождения. Самая популярная теория предполагает, что он родился в провинции Этидзэн, но есть и другие вероятные места, в том числе Хаги, провинция Нагато. Его отец, Сугимори Нобуёси, служил даймё Мацудайре в Этидзэн в качестве врача. Младший брат Чикамацу стал врачом, а сам Чикамацу написал книгу о здравоохранении.

Гробница Чикамацу в храме Кусай

В те дни врачи, служившие даймё, имели статус самураев. Но отец Чикамацу потерял свою должность и стал роунином, самураем без хозяина. В какой-то момент подросткового возраста, между 1664 и 1670 годами, Чикамацу переехал в Киото со своим отцом, где он несколько лет служил малоизвестным пажем в благородной семье, но кроме этого, мало что известно об этом периоде жизни Чикамацу. Он опубликовал свое первое известное литературное произведение в этот период, хайку, появившееся в 1671 году. После того, как он служил страницей, он затем появляется в записях храма (近 松 寺) (долгое время предполагалось как происхождение его псевдоним «Чикамацу», который соответствует куну, читающему из 松) в провинции Оми, в современной префектуре Сига.

С постановкой в ​​1683 году его кукольной пьесы в Киото о братьях Сога (или «Наследник Сога»; Ёцуги Сога) Чикамацу стал известен как драматург. Считается, что «Преемники Соги» были первой пьесой Чикамацу, хотя иногда утверждают, что 15 более ранних анонимных пьес были также написаны Чикамацу. Чикамацу также написал пьесы для театра кабуки между 1684 и 1695 годами, большинство из которых предназначались для спектакля известного актера того времени Саката Тоджуро (1647–1709). После 1695 и до 1705 года Чикамацу писал почти исключительно пьесы Кабуки, а затем внезапно почти полностью отказался от этого жанра. Точная причина неизвестна, хотя предположения распространены: возможно, марионетки были более послушными и управляемыми, чем амбициозные актеры кабуки, или, возможно, Чикамацу не чувствовал, что кабуки стоит писать, поскольку Тоджуро собирался уйти на пенсию, или, возможно, растущая популярность марионетки театр был экономически неотразимым.

В 1705 году Чикамацу стал «штатным драматургом», как было объявлено в ранних выпусках «Зеркала мастеров императора Юмэя». В 1705 или 1706 году Чикамацу уехал из Киото в Осаку, где кукольный театр был еще более популярен. Популярность Чикамацу достигла пика благодаря его домашним пьесам о любовных самоубийствах и успеху блокбастера Битвы при Коксинге в 1715 году, но после этого вкусы покровителей обратились к более сенсационным кровавым праздникам и более грубым выходкам; Пьесы Чикамацу выйдут из употребления, поэтому даже настоящая музыка будет потеряна для многих пьес. Он умер 6 января 1725 года либо в Амагасаки в Хёго, либо в Осаке.

. В 1706 году он написал трехактную кукольную пьесу под названием «Гобан Тайхейки» («А хроника великого мира на шахматной доске "), основанная на рассказе сорока семи рунинов ; это стало основой более позднего и гораздо более известного Чушингура.

Чикамацу был первым известным японским драматургом, который не играл в написанных им пьесах. В настоящее время подтверждено, что 130 пьес были написаны Чикамацу, и еще 15 пьес (в основном ранние произведения Кабуки) предположительно были написаны им.

Японский композитор Маяко Кубо написал оперу по пьесе Чикамацу «Осан: Тайна любви». Премьера состоялась в Новом национальном театре Токио в 2005 году.

Цитаты
  • «Искусство - это то, что лежит на тонкой грани между реальным и нереальным». - Чикамацу Монзаэмон, Нанива Мияге
Прием

Бунраку Чикамацу (дзёрури ), из которых 24 севамоно (домашние пьесы), стали считаться высокая литература эпох Мэйдзи и Тайсё. Многие утверждали, что его гений был «его мастерским изображением страстей, навязчивых идей и иррациональности человеческого сердца». В то время как дзидаймоно (исторические пьесы) Чикамацу считались более важными в его время, домашние трагедии теперь «находятся в центре внимания критики и чаще происходят», и их хвалят как глубоко нарисованные в их изображениях простолюдинов. «Самоубийства любви в Сонедзаки» (1703 г.), одна из самых ранних отечественных пьес в кукольном театре, стала хитом, возродившим судьбу театра Такемото в Осаке. Хотя он не считается таким сильным, как его более поздняя пьеса Самоубийства любви в Амидзиме (1721), Дональд Кин похвалил отрывок о смерти как «один из самых прекрасных отрывков в японской литературе». Кроме того, в «Ранней современной японской литературе: антология», 1600-1900 гг. Было написано, что «Барабан волн Хорикавы» (1707 г.) «представляет значительный интерес в связи с исследованием женской сексуальности и неявной критикой жизни низшего уровня. самурай ». Рей Сасагути перечислил ту же пьесу как одно из самых ярких произведений Бунраку Чикамацу вместе с «Курьерами любви в другой мир».

«Самоубийства любви в Амидзиме» обычно считают величайшей из его домашних пьес, хотя Курьер в ад (1711), Вырванная с корнем сосна (1718) и Женщина-убийца и ад нефти (1721) также были отмечены как произведения «исключительной силы». Последний из трех изначально не был хорошо принят и приобрел высокую репутацию только в конце 19 века. Роберт Николс написал, что «Альманах любви» (1715 г.) высоко ценится. Кеннет П. Кирквуд утверждал, что произведение несколько тонкое по текстуре, но «тем не менее раскрывает умение драматурга создавать драматические сюжеты из малейших материалов».

Истории в большинстве своем считаются слабее, а Николс пишет этого персонажа. в них имеет тенденцию быть подчиненным сюжету. Однако «Битвы при Коксинге» (1715 г.) продолжались семнадцать месяцев и стали классической моделью для более поздних исторических пьес. Он остается в репертуаре традиций бунраку и кабуки, и Дональд Кин назвал его единственным дзидаймоно, «имеющим реальную литературную ценность». Кэйсэй хотокэ но хара (1699) и Кэйсэй мибу дайнембуцу (1702) - одни из самых известных пьес кабуки, хотя Кин утверждал, что даже они «уступают во всех отношениях» произведениям дзёрури, написанным примерно в тот же период. Николс назвал «Ладан куртизанки», «Привязанный конь» и «Прекрасные дамы в игре в карточные стихи» лучшими историями. «Остров дьявола», вторая сцена из второго акта «Хайке и Остров женщин» (1719), вошла в репертуар кабуки в 19 веке и сегодня обычно исполняется в дзёрури и кабуки как одна пьеса.

Ссылки в популярной культуре
  • В вымышленном мире Наруто первого кукловода ниндзя зовут Чикамацу Монзаэмон, отсылка к кукольным пьесам Чикамацу.
  • В мультимедийной франшизе Digimon марионетка Дигимон по имени Монзаэмон - явная дань уважения Чикамацу - была одним из первых персонажей в оригинальной линейке виртуальных питомцев.
  • Масахиро Шинода Знаменитый фильм 1969 года «Синдзю: Тен но Амидзима» (на английском языке - «Двойное самоубийство») использует кинематографические приемы, основанные на условностях Бунраку, и берет за основу пьесу Чикамацу.
Основные работы
Статуя Чикамацу Монзаэмона Амагасаки, Хёго

Дзёрури

Кабуки

  • [1] (Keisei hotoke no hara け い せ い 仏 の 原) (1699)

Критическая работа

  • Нанива Мияге (1738; написанные другом и сохраняющие ряд утверждений Чикамацу об искусстве кукольного театра)

Переводы на английский

  • Основные пьесы Чикамацу, переведенные и представленные Дональдом Кином. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. 1961/1990. Состоит из:
    • близнецов у реки Сумида (Футаго сумидагава, 1720 г.)
    • Пруд влюбленных в провинции Сетцу (Цу-но куни меото-икэ, 1721 г.)
    • Битвы при Каве -накадзима (Shinsh kawa-nakajima kassen, 1721)
    • Самоубийства любви накануне праздника Кишин (Shinju yoigoshin, 1722)
    • Конь на привязи и восемь провинций Канто (Kanhasshu tsunagi- uma, 1724)
  • Чикамацу: Пять поздних пьес, перевод К. Эндрю Герстла. 2001.
См. Также
Литература
  1. ^ "Чикамацу Монзаэмон ». 2006. Encyclopædia Britannica Online. 12 ноября 2006 г.
  2. ^ «Введение», Четыре основные пьесы Чикамацу, стр. 4.
  3. ^Мори, Шу, Чикамацу Монзаэмон, стр. 12–15.
  4. ^ «Введение», Четыре основные пьесы Чикамацу, стр. 3.
  5. ^Британская энциклопедия утверждает, что «он переехал в 1705 году из Киото в Осаку, чтобы быть ближе к кукольному театру Гидаю, Такемото-за. Чикамацу оставался штатным драматургом этого театра до самой своей смерти ». Хотя Кин утверждает, что переехал в 1706.
  6. ^« Введение », Четыре основные пьесы Чикамацу, стр. 4–6.
  7. ^Класс, O. (2000). Энциклопедия литературного перевода на английский язык: AL. Taylor Francis. P. 275. ISBN 9781884964367.
  8. ^Канемицу, Дженис Шизу. «Кишки и слезы: Кинпира Дзёрури и его текстовые преобразования» (PDF). Университет Колорадо в Боулдере.
  9. ^Ширан, 2002, стр. 283.
  10. ^Ширан, 2002, стр. 242.
  11. ^"Chickamatsu Monzaemon". Washburn.edu. Дата обращения 12 июля 2019.
  12. ^Ширане 2002, стр. 260.
  13. ^Сасагути, Рей (20 февраля 2002 г.). «Повелитель жизненных радостей и печалей». The Japan Times. Дата обращения 12 июля 2019.
  14. ^Ширан 2002, стр. 313.
  15. ^Гасснер, Джон; Куинн, Эдвард ( 2002-01-01). The Reader's Encyclopedia of World Drama. Courier Corporation. Стр. 125. ISBN 9780486420646.
  16. ^Chikamatsu, Monzaemon (1990). Основные пьесы Чикамацу. Издательство Колумбийского университета. п. 425. ISBN 9780231074155.
  17. ^ Николс 2010, стр. 42.
  18. ^Кирквуд, Кеннет П. (21.08.2012). Ренессанс в Японии: культурный обзор семнадцатого века. Издательство Tuttle. ISBN 9781462912094.
  19. ^Ширан 2002, стр. 241.
  20. ^Кин 1999, стр. 263.
  21. ^Канадзава, Сидзуэ; Кобаяси, Тадаши; Ёсикава, Ицудзи; Хогетсу, Кейго; Сакамато, Таро; Ивао, Сейичи (1975). «47. Чикамацу Монзаэмон (1653-1724)». Dictionnaire Historique du Japon. 3 (1): 33–35.
  22. ^Кин 1999, стр. 251.
  23. ^Ширан 2002, стр. 301.
Источники
Дополнительная литература
  • Круги фантазии: Конвенция в пьесах Чикамацу К. Эндрю Герстла. 1986 (критическое исследование пьес Чикамацу).
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-14 11:26:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте