Чхая

редактировать
Индуистская богиня тени
Чхая
Богиня теней
Сурьядева. jpg Сурья с супругами Сараню и Чхая
Деванагари छाया
Санскрит транслитерацияЧхая
ПринадлежностьДеви, тень Сараню
ОбительСурьялока
Мантра Ом Чхайаве Намах
Личная информация
РодителиВишвакарма
СупругаСурья
ДетиШани, Тапати, Bhadra

Chhaya или Chaya (санскрит : छाया, латинизированный : Chāyā, светится «тень» или «тень») - это индуист олицетворение или богиня из тень и супруга Сурьи, индуистского бога солнца. Она - теневой образ или отражение Сараню (Санджна), первой жены Сурьи. Чхая родилась из тени Санджны и заменила Санджну в ее доме после того, как последний временно оставил своего мужа.

Чхая обычно описывается как мать Шани, бога планеты Сатурна и внушающего страх граха ; богиня Тапти, олицетворение реки Тапти ; и сын Саварни Ману, которому суждено стать следующим и восьмым Ману (прародителем человечества) - правителем следующего Манвантары периода.

Ранние Веды и эпические легенды

В Ригведе (ок. 1200-1000 гг. до н.э.), что является самым ранним повествованием о прототипе Чхая. После рождения близнецов у Вивасвана (Сурьи) его супруга Саранью - дочь Вишвакармы - бросает его и бежит в образе кобылы. Божественная Саранью помещает на ее место женщину по имени Саварна («такая же»): похожая на Саранью, но смертная, в отличие от более поздних Пуран, где Чхая - просто тень Саранью. У Саварны нет детей от Сурьи. В более позднем (500 г. до н.э.) дополнении к Ригведе Яски в его Никуте говорится, что Ману (прародитель человечества, которого в более поздних текстах Пуран называли Саварни Ману) родился у Саварны. В то время как в оригинальном тексте говорится, что «они» (интерпретируемые как боги) заменили Саранью Саварну, Никута Якши говорит, что Саранью создал Саварну и заменил ее. Брихад девата называет прототип Чхайи Садришей («двойник»), женщиной, похожей на Саранью. Садриша родил Ману от Сурьи, который стал царственным мудрецом.

Ко времени Харивамсы (ок. 5 век н.э.), приложение к эпосу Махабхарата ; Саранью называют Санджна, а ее двойник превращается в ее тень или отражение Чхая. В нем рассказывается: что Санджна, родив троих детей Солнца, оставляет его и оставляет Чхайю, которую она создает иллюзией, чтобы заботиться о своих детях. Сурья ошибочно принимает Чхаю за Санджну и порождает от нее Ману. Поскольку Ману был похож на своего отца, его звали Саварни Ману. Когда Чхая, также называемая партхви («земной») Санджна, стала пристрастной к своему сыну и проигнорировала сына Санджны, Яма угрожает ей, поднимая ногу. Чхая накладывает проклятие на Яму, что его ноги отвалятся, но Сурья ослабил это проклятие, так что некоторые части ног Ямы упадут и будут поглощены земными червями. Обнаружив это, Сурья угрожает Чхае, и она раскрывает историю своего создания; после чего Сурья находит Санджну и возвращает ее. В тексте также говорится, что Шани был братом Саварни Ману, хотя его рождение явно не указано. Согласно Венди Донигер, замена темной тени была уместна Саранью вместо Сурьи, затемненной ею.

Пуранические легенды

Маркандейа Пурана дважды повествует историю Санджна-Чхая, история аналогична рассказу в Харивамсе, но Санджна оставляет Сурью, поскольку она не в состоянии выносить его великолепие и жар. Проклятие Ямы немного другое. Яма оскорбляет Чхаю и поднимает его ногу, чтобы пнуть ее. Чхая проклинает Яму, что его нога поражена глистами и язвами. Сурья дает Яме, петуха, чтобы съесть червей с его ноги. В другом рассказе проклятие почти такое же, как и в Харивамсе. Чхая также умно говорит, что она жена отца Ямы, но не говорит, что она его мать.

Вишну-пурана также записывает легенду, похожую на Маркандейа-пурану, но имеет несколько отличий. Не в силах перенести сильную жару Сурьи, Санджна после рождения троих детей удаляется в лес, чтобы практиковать суровые аскезы в форме кобылы, оставляя свой теневой образ Чхайю, свою служанку, чтобы занять ее место и ухаживать за своим мужем и потомством. Сурья ошибочно принимает Чхаю за Санджну и воспитывает от нее троих детей. Чхая рождает Шани, Саварни Ману и Тапти. Однако Чхая пристрастилась к своим собственным детям и проигнорировала детей Санджны. Яма заподозрил поведение того, кого считал своей матерью, и обидел ее. Чхая наложил проклятие на Яму (подробности проклятия не разглашаются), что показало Яме и Сурье, что Чхая не был настоящим Санджной. После извлечения правды из Чхая Сурья находит Санджну и возвращает ее.

Матсья Пурана также представляет похожий рассказ о Чхая, однако детей Чхая называют Саварни Ману а сын и две дочери: Тапти и Вишти, темно-синего цвета и олицетворение Калы (Время или Смерть), обитающей в аду. Рассказ Чхая также встречается в XI веке н.э. Катхасарицагара. В «Маркандейа-пуране» говорится, что у Чхая было три сына: Шани, Саварни Ману и Реванта, божественный повелитель лошадей. Курма Пурана описывает только Саварни Ману как своего сына. В то время как в некоторых версиях сказки Сурья оставляет Чхаю, узнав правду о ней, Сурья покидает Чхаю, прежде чем вернуть Санджну, однако современная версия говорит, что Чхая был прощен и после этого жил с Сурьей, Санджной и их детьми.

Хотя в большинстве источников считается, что Чхая - отражение или тень Саранью (Санджны) - первой жены Сурьи; Бхагавата Пурана говорит, что Чхая была сестрой Санджны и дочерью божественного архитектора Вишвакармы.

Маркандейа Пураны, а также Вишнудхармоттара Пурана предписывает, чтобы Сурья был изображен в изображения с Чхая и другими его женами рядом с ним.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-14 10:41:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте