Carden Loyd Tankette | |
---|---|
A Carden -Loyd tankette Mark VI в шведском музее | |
Тип | Tankette |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
Используется | См. История обслуживания |
Войны | Война Чако. Французско-тайская война. Зимняя война. Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Карде n-Loyd Tractors Ltd. |
Производитель | Vickers-Armstrong |
Произведено | 1927–1935 |
№ построено | 450 |
Варианты | Танкетка Тип 94, Тип 92 Тяжелый бронеавтомобиль, L3 / 33, L3 / 35, Универсальный авианосец, Panzer I |
Технические характеристики (Mark VI) | |
Масса | 1,5 длинных тонны (1,5 т) «боевая масса» |
Длина | 8 футов 1 дюйм (2,46 м) |
Ширина | 6 футов 6,5 дюйма (1,994 м) над гусеницами |
Высота | 4 фута 0 дюймов (1,22 м) |
Экипаж | 2 |
Броня | 6–9 мм (0,24–0,35 дюйма) с лицевой закалкой |
Основное. вооружение | 0,303 дюйма Пулемет Виккерса. с 1000 патронами |
Двигатель | Ford Модель T бензин 4-цилиндровый. 22,5 л.с. |
Трансмиссия | Модель T двухступенчатая планетарная |
Подвеска | Тележка, четыре колеса с резиновыми шинами с каждой стороны |
Запас топлива | 10 англ. галлонов |
Эксплуатационная. дальность | 100 миль (160 км) |
Максимальная скорость | 30 миль / ч (48 км / ч) на дороге |
танкетки Carden Loyd были серией британских до Второй мировой войны танкеток, наиболее успешной из которых была Mark VI, единственная версия, построенная в значительном количестве. Танкетка стала классической во всем мире, строилась по лицензии в нескольких странах и легла в основу нескольких конструкций, произведенных в разных странах.
Танкетка Carden Loyd возникла в результате идеи, начатой как частный проект британского военного инженера и танковый стратег майор Жиффар ЛеКуэн Мартель. Он построил одноместный танк в своем гараже из разных частей и показал его военному министерству в середине 1920-х годов. После публикации идеи другие компании представили свои собственные интерпретации идеи. Одним из них была компания Carden-Loyd Tractors Ltd, основанная сэром Джоном Карденом и Вивиан Лойд, а затем приобретенная Vickers-Armstrongs. Кроме одноместных автомобилей, они также предложили двухместные автомобили, что оказалось более эффективной и популярной идеей. Vickers-Armstrongs производила и продавала автомобили последнего типа по всему миру.
Считавшаяся разведывательной машиной и мобильной пулеметной позицией, Mark VI была завершающей стадией разработки серии танкеток Carden Loyd.
Танкетка Carden Loyd была прототипом для Universal Carrier.
Производство началось в 1927 году и продолжалось до 1935 года. С 1933 по 1935 год производство осуществлялось на Королевские артиллерийские заводы. Всего было выпущено около 450 штук. Британская армия использовала не менее 325 танкеток Mark VI (также приводится стоимость 348) в нескольких вариантах, в основном в качестве пулеметоносцев, но также и в качестве легких тягачей, минометов. или дымовой проектор.
В 1929 году Польша купила 10 или 11 танкеток Mark VI по лицензии и использовала их для разработки собственной серии танкеток TK, за которой последовала польская танкетка ТКС.
Чехословакия также купила три танкетки Mark VI в 1930 году по лицензии, а затем улучшила конструкцию, выпустив 74 Tančík vz. 33 танкетки на заводе ЧКД (Прага); оригинальная британская конструкция была оценена как непригодная для использования в современной войне.
Советский Союз купил 20 танкеток Mark VI, которые они обозначили как К-25, а также лицензию. Однако финальный проект был значительно модернизирован, и лицензия была отменена. Вместо этого Завод «Большевик» в Ленинграде начал производство танкетки Т-27, модернизированного и увеличенного варианта британской конструкции. С 1931 по 1933 год было построено в общей сложности 3228 танкеток Т-27.
Боливия закупила от двух до пяти танкеток в 1931 году. Они участвовали в боевых действиях в войне Чако, где и оказались плохо подходит для зарослей.
Япония также закупила шесть танкеток Mark VIb, а позже на их основе разработала собственную конструкцию Type 94 Te Ke. Carden Loyd Tankettes Сухопутные войска Императорского флота Японии получили обозначение Machine Gun Gun Type 6 (カ 式 機 銃 車, Ka-shiki Kijūsha).
Италия купила несколько машин Carden Loyd Mark VI, построила несколько лицензионных копий под обозначением CV-29, а затем доработала эту конструкцию до танкетки L3 / 35.
Канадская армия приобрела 12 штук двумя партиями по шесть штук в 1930-1931 годах. После оценки Канадской легкой пехоты принцессы Патрисии и Королевского канадского полка, канадская армия использовала их в учебной роли в Канадской школе боевых бронированных машин в ожидании прибытия новых, более крупных танки. В конце концов, в 1938 году они были дополнены легким танком Vickers VI B. До этого они были единственной бронетехникой в канадской армии, за исключением некоторых броневиков. Они никогда не использовались Канадой в боевых целях.
Кроме того, Carden Loyd Tankettes также поставлялись небольшими партиями в Францию , Индию, Италию, Латвию (18 Mk. IV в 1935 году), Нидерланды (5) и Сиам. Пять голландских танкеток участвовали в боях с немецкими десантниками во время вторжения в Нидерланды в мае 1940 года. Французский невооруженный авианосец Renault UE был основан на конструкции Carden Loyd. Небольшое их количество было приобретено Грецией до 1935 года. Таиланд имел около 60 во время франко-тайской войны. Carden Loyd Tankettes также использовались Чили, Китайской Республикой, Маньчжоу-го (20 Mk. VI), Финляндией (Mk. IV и модель 33) и Португалия (6).
На разработку немецкого лёгкого танка Panzer I оказала влияние модель Carden Loyd Tankette из-за военного сотрудничества Германии с Советским Союзом.
Carden-Loyd Mk VI, купленный Финляндией в 1933 году для испытаний. Танкетка использовалась до 1941 года.Так как бельгийские вооруженные силы стремились обновить свои противотанковые возможности в начале 1930-х годов, и из-за популярности концепции танкетки, танкетка Carden Loyd Mk VI была выбрана в качестве основы для первая попытка создания полностью механизированных противотанковых средств. После экспериментов с довольно простой концепцией тягача для бельгийской 47-мм противотанковой пушки модели 1931 в 1931 году был выбран более комплексный подход, в результате чего была создана, вероятно, самая тяжеловооруженная версия Carden Loyd Mk. VI танкетка. В 1931 году после приобретения шести танкеток Carden Loyd Mk VI были модифицированы два опытных образца. Один нес F.R.C. 47-мм противотанковая пушка Herstal образца 1931 года и одно пехотное орудие Canon de 76 FRC, низкоскоростное 76-мм пехотное орудие, в неподвижной, обращенной вперед конструкции. Результаты предсерийных испытаний не были убедительными: 76-мм версия испытала огромную отдачу при стрельбе из орудия, что приводило к резкому перемещению после выстрела и совершенно нестабильной наводке орудия Платформа. В результате 76-мм прототип был переоборудован в истребитель танков с 47-мм истребителем. Однако танкетка истребителя танков также не была признана удовлетворительной: сила отдачи от выстрела из 47-мм противотанковой пушки была - хотя и меньше, чем у 76-мм версии - все еще слишком велика для 3-тонной машины; комплектование орудия командой из двух человек считалось слишком трудоемким, хранилище боеприпасов было слишком маленьким; и, кроме тонкого бронированного лобового щита, экипаж был полностью открыт. Дополнительный вес орудия также перегрузил небольшой двигатель, и износ всей машины был признан слишком высоким. Тем не менее, эксперимент дал бельгийской армии ценный опыт. Результатом этого стал успешный истребитель танков Т-13, производство которого началось в 1935 году. Шесть опытных истребителей танков также использовались в боевых условиях.
После того, как элитная егерская арденская горная дивизия приняла на вооружение, машины были признаны почти бесполезными в горных районах и быстро переданы пограничному полку. Они все еще использовались, когда Битва за Бельгию началась в мае 1940 года, хотя и с фиксированных позиций для засад на западном берегу реки Маас (Маас) между и Ликше. Известно, что они произвели несколько выстрелов утром 10 мая 1940 года, в день немецкого вторжения.
Из-за конструкции подвески, поездка на танкетке в течение 10–20 минут поездка по пересеченной местности вызывала головную боль, а длительные поездки часто приводили к укачиванию и физическому истощению. В польской танкетке TK значительно улучшена ходовая часть. Вивиан Лойд, посетивший Варшаву во время разработки TK, назвал его подвеску лучшей из всех транспортных средств, основанных на его первоначальной идее.
На Викискладе есть материалы, связанные с танкеткой Carden Loyd. |